Египетские события вызвали серьезные дебаты среди западных политиков и экспертов. Те, кто еще недавно предрекал стране славное демократическое будущее, скромно молчат. Зато их оппоненты злорадно тычут пальцами в сделанные ошибки. Цитаты приводить не буду.
Ясно, однако, что Запад в случае с «арабской весной» вел себя удивительно непродуктивно для себя же самого. И теперь ему, в первую очередь Европе, придется иметь дело с последствиями.
Первым делом стоит выделить на удивление плохой анализ (о прогнозах говорить не буду) ситуации в Египте, да и во всех втянутых в бунты и революционные изменения арабских странах. Вообще-то это странно и заставляет задуматься о качестве правительственных аналитиков соответствующих стран, принимавших решение о поддержке движения против Хосни Мубарака. По данным ООН, 43 % населения до свержения Мубарака жили не более, чем на два доллара в день. От безработицы больше всего страдали выпускники высших учебных заведений. Была огромная коррупция. Нехваток продовольствия. Доходы между пятью процентами богатейшей части населения и пятью беднейшей разнились в сорок раз. Между тем, считается критическим и грозящим социальными осложнениями разрыв только в восемь. В этой ситуации помогать «раскачивать лодку» могли только откровенные оптимисты. Или авантюристы.
Было ясно также и то, что в ближайшей и среднесрочной перспективе большую политическую угрозу представляла коррумпированность режима, которая не позволяла иметь достаточно финансовых средств и политической воли для того, чтобы провести срочные социально-экономические реформы. Между тем, в Египте продолжался (и продолжается) демографический бум, создающий предпосылку постоянных восстаний неустроенной молодежи.
Очевидно было также и то, что к власти в «новом» Египте придут исламисты. Очень простой анализ показывал, что военные этого не потерпят. Со всеми вытекающими отсюда последствиями для западных сторонников «арабской весны».
Бросается в глаза также очень странная манера принятия решений, тем более ответственных. Да, в то время инициативу на себя взял ЕС. Но все косвенные свидетельства говорят о том, что Вашингтон поддерживал Брюссель. В Египте, Ливии и далее по списку. В результате мир получил крайне нестабильный регион, который все больше становится угрозой. Не только для себя, но и для окружающих. В первую очередь – для той же Европы. Очевидно, что принятые решения были слишком поспешными, если не сказать истеричными. На деле это серьезная опасность.
Видно, что в данных решениях основным компонентом являлась идеология. Можно понять ЕС, который патологически озабочен проблемой демократии и свободных выборов в постсоветских странах. Но когда Запад свободно сдает Мубарака, который десятилетия был его верным союзником, приходится задуматься. Выводы для всех стран, которые находятся (или надеются находиться) в альянсе с США и ЕС, отсюда очевидны.
По своим традициям и менталитету египтяне – очень терпеливый народ. В современном Египте были только «верхушечные» революции или военные перевороты. Но сейчас все это изменилось. И эти перемены касаются не только самого Египта, но и окружающих его стран. Тем более, что среди них есть государства с куда более «брутальным» населением. А до Европы им – всего лишь через Средиземное море.
Все это заставляет задуматься, разумеется, не только о качестве западных, в первую очередь европейских, аналитиков. Проблема во многом в насаждаемом Западом либерализме. Даже не столько в нем, сколько в манере, которая практикуется в его внедрении в страны, у которых есть своя культура и которые ею вполне довольны. Вообще либерализм – это в основном англосаксонское явление, которое начало свою экспансию в Западную Европу после второй мировой войны и в Восточную – после окончания холодной войны.
После того, как США вторглись в Ирак, американские интеллектуалы зачарованно мечтали о том, как либеральные идеи принесут оккупированной стране демократию, прогресс и все хорошее. В результате США столкнулись с жестокой бойней, от которой были вынуждены бежать. Оставив Ирак в таком состоянии, что он просто представляет опасность для окружающих.
Не менее смелый ЕС спровоцировал парад ЛБДТ-сообщества в Грузии. Привело это к очень неожиданным последствиям. Во-первых, участников демонстрации, к счастью, полиции удалось отстоять, что было странно даже для нее самой, учитывая накал страстей. Во-вторых, шансы Грузии приблизиться к ЕС резко упали. В третьих, изменилось соотношение сил в грузинском обществе. Стало ясно, какое место в нем занимает ГПЦ. И как далеко она готова пойти для того, чтобы отстоять традиционные ценности грузинского народа.
Насильственное навязывание либерализма выглядит странно и в случае с Россией. Читая западную прессу очень часто приходишь в изумление. Дело в том, что в России нет закона, ущемляющего права геев. В России есть закон, который запрещает пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, которая обращена к несовершеннолетним. Разница в определениях очевидна. Тем не менее, западные СМИ настаивают на своем. Почему бы им не обратиться к своим ближайшим союзникам в арабском мире, например, к Саудовской Аравии, с требованием ввести законодательство о разрешении однополых браков и гей-парадов? Ответ очевиден.
Интересно, как Запад оценит для себя египетские уроки. Главное, чтобы он не получил сирийских. В конце концов, мы все живет во взаимосвязанном мире.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs