ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

В Москву привезли «Сокровища Османских султанов»

00:00 27.05.2010 • Мария Грановская, кандидат философских наук

25 мая 2010 года в Московском Кремле открылась выставка «Сокровища Османских султанов», расположившаяся в выставочном зале Успенской звонницы и Одностолпной палате Патриаршего дворца. В Москву привезли уникальную коллекцию музеев дворца Топкапы, которая прежде никогда не покидала его стен. Выставка организована в рамках объявления Советом Европы города Стамбула «культурной столицей Европы 2010».

На пресс-конференции, приуроченной к открытию выставки, выступили генеральный директор Музея Московского Кремля Е.Ю. Гагарина, заместитель генерального директора Министерства культуры и туризма Турецкой Республики Нермин Бешбаш, генеральный секретарь Агентства «Стамбул 2010 – культурная столица Европы» Ильмаз Курт, президент Музея дворца Топкапы профессор Ильбер Ортайды, научный руководитель Музея Московского Кремля А.К. Левыкин, генеральный директор Благотворительного фонда «Лукойл» И.А. Бекетов. Было отмечено, что проведение этой выставки свидетельствует о продолжении и укреплении российско-турецких культурных связей. Интересно, что в апреле в Стамбуле в свою очередь прошла выставка «Россия в Османском дворце» в музейном комплексе Топкапы.

Экспонаты, представленные на Московской выставке, имеют огромную ценность. А.К. Левыкин подчеркнул: «Большинство музеев в мире горды тем, что у них есть два-три объекта подобных, представленным на этой выставке, здесь же экспонируется более ста памятников, выполненных в XV-XVII вв., в период пика расцвета Османской империи. Экспонаты выставки знакомят с жизнью султана с разных сторон: султан могучий военачальник: парадное оружие, доспехи, конская сбруя; султан – покровитель искусств: изящные миниатюры, шкатулки; повседневная жизнь султана – жизнь дворца и гарема: одежда, посуда».

Можно выделить разделы выставки: «Символы власти», «Личные вещи правителей», «Оружие и военное снаряжение», «Султаны – покровители искусств», «Наследники престола», «Гарем», «Повседневная жизнь дворца».

Среди оружия привлекает внимание необычная плеть с «боевыми ядрами из горного хрусталя» XVII в. На серебряной рукояти закреплены четыре цепи, которые держат по одному хрустальному ядру в оправе в виде соколиных лап. Конечно, это парадное оружие султана, и в то же время выглядит устрашающе.

Алемы султанов – это своего рода штандарты (они символизировали падишаха в ходе военных действий) как правило, носились или устанавливались за спиной правителя. Они не блещут богатыми украшениями, потому что их главная, сакральная, функция отображена в надписях. Вот, например, айаты из Корана о победе на алеме султана Селима I Явуза (Грозного) начала XVII в.: «Мы даровали тебе явную победу, чтобы Аллах простил тебе то, что предшествовало из твоих грехов и что было позже, и чтобы завершил свою милость тебе и повел тебя прямым путем, и чтобы помог тебе Аллах великой помощью» («Победа». 48/1-3).

Матара – сосуд для хранения воды. Его необычная форма восходит к кожаным матарам, которыми пользовались кочевники-тюрки. Матара султана вырезана из цельного кристалла горного хрусталя, покрытого витиеватым узором. Ее два узких горлышка закрываются золотыми крышками, украшенными рубинами. Двумя скрепами, декорированными рубинами, к сосуду крепится золотая цепь для ношения. В Османской империи матару – один из важнейших символов султанской власти – во время торжеств и всегда рядом с правителем нес один из приближенных – чухадар ага. Этот обычай подчеркивал преемственность с культурой предков.

Внимание привлекает известный портрет Хюррем-Султан, жены султана Сулеймана I Кануни, выполненный неизвестным художником (XIX в.). Хюррем-Султан, упоминаемая в источниках как Росса, Роксолана, Россан, была взята в плен во время военных походов крымских турок на Украину и в Галицию и отдана в Османский дворец в качестве наложницы. Имя Хюррем, означающее по-персидски «веселая», «приветливая», «свежая», «приятная», она получила во дворцовом гареме за свой характер. Благодаря своему обаянию и привлекательности наложница Роксолана стала женой падишаха. Это первая наложница, ставшая законной женой султана в Османский период. Переписка Хюррем-Султан с султаном Сулейманом I Кануни во время его военных походов свидетельствует о ее важной роли в политических делах. Одни из ее сыновей, Сулейман II, после смерти своего отца взошел на престол.

Выставка будет открыта для посетителей до 15 августа 2010 года.

 

Фоторепортаж

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати