Итоги II Греко-Российского форума «Продвижение греческих товаров на российский рынок: продукты питания и напитки, одежда и обувь»
Россия и Греция традиционно являются торговыми партнерами со времен исторического пути «из варяг в греки». Предпосылкой развитию двусторонних связей между Россией и Грецией является межнациональная культурная близость двух стран, схожесть в общении, культуре потребления и, конечно, давние добрососедские отношения, ознаменованные яркими историческими событиями, включая то, что Россия была первой страной, признавшей молодое греческое государство, освободившееся от османского ига.
Сегодня торгово-экономические сотрудничество между Россией и Грецией демонстрирует положительную динамику роста. Взаимный товарооборот между Россией и Грецией, по оценкам экспертов, увеличился на 25% и составил порядка 6,6 млрд. долларов. Однако, переживая сложный период, Греция заинтересована в росте экспорта греческих товаров в Россию, а также поиске новых торговых партнеров и направлений торгово-экономического развития.
Важным инструментом для экспортных компаний Греции и эффективной платформой для продвижения греческих товаров на российский рынок явилась площадка II Греко-Российского форума «Продвижение греческих товаров на российский рынок: продукты питания и напитки, одежда и обувь», прошедшего 3-6 апреля 2013 года в г. Афины, Греция. Форум проводился в сотрудничестве с государственными организациями и деловыми кругами России и Греции под эгидой Посольства Российской Федерации в Греции, МИД Греции, Министерства развития и Министерства сельского хозяйства Греции.
Как известно, крупнейшей статьей российского импорта из Греции является продовольствие. Среди этой группы товаров по объемам закупок выделяются: овощи, фрукты, консервированные продукты, оливковое масло, рыба, напитки и табак. В этот раз, помимо отраслей продуктов питания и напитков, в регламент Форума были включены динамично развивающиеся отрасли производства одежды и обуви.
В открытии Форума приняли участие: министр Сельхозразвития Греции Афанасиос Тсавтарис, заместитель министра Министерства развития Греции Нотис Митаракис, президент Греко-Российской Торговой Палаты Христос Димас, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Греции Владимир Чхиквишвили, президент Афинской торгово-промышленной палаты Константинос Михалос, президент Всегреческой Федерации экспорта Христина Сакеллариди, президент Союза экспортеров северной Греции Димитриос Лакасас, президент Ассоциации экспортеров Крита Алкивиадис Каламбокис, президент Союза греческих промышленников Костас Бакурис, представители Посольства и Торгового представительства России в Греции.
Греческая сторона отметила актуальность выхода греческой продукции на российский рынок и значение Форума в решении данной задачи, в связи с этим выразила благодарность Греко-Российской Торговой Палате, Московской торгово-промышленной палате и Московскому Агентству поддержки экспорта и инвестиций за работу по организации и проведению Форума.
Российскую делегацию Форуму представил генеральный директор Московского Агентства поддержки экспорта и инвестиций Сурен Варданян. Делегация включала представителей 15 московских и российских компаний, заинтересованных в поставке греческой продукции, в нее также вошли президент Национального Союза экспортеров продовольствия Дмитрий Булатов, помощник Президента по развитию Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Анастасия Фомичева, представитель Европейского индустриального банка Татьяна Павлова, председатель Комиссии Московской торгово-промышленной палаты по торгово-экономическому сотрудничеству с партнерами в Республике Кипр Дмитрий Лабин, арбитр Арбитражного суда Торгово-промышленной палаты Москвы Константин Семенко.
В своем выступлении Сурен Варданян осветил вопросы организации российского и московского рынка, особенности вхождения иностранных компаний в российский рынок и ожидания российской стороны от расширения торгового присутствия Греции в России. Он также отметил важное значение сотрудничества МАПЭИ с Греко-Российской Торговой Палатой в деле укрепления торгово-экономических связей Греции и Москвы.
Регламентом Форума было предусмотрено проведение пленарных заседаний, тематических круглых столов и B2B1 встреч в городах Афины, Амальяда (провинция Пиргос) и Месолонги.
На пленарных заседаниях обсуждались вопросы увеличения российско-греческого товарооборота, прямого экспорта греческих товаров в российские регионы и установления прямых связей между деловыми кругами двух стран. Стороны также уделили внимание вопросам инвестирования в развитие производственных, в том числе сельскохозяйственных, кластеров Греции, а также расширения туристического бизнеса, для развития которого Греция прилагает немало усилий. Так, в прошлом году в Греции побывало почти 1 млн. российских туристов, в текущем году греческая сторона рассчитывает на больший приток туристов из России.
На заседаниях круглых столов шли довольно жаркие дискуссии по конкретным вопросам импорта в Россию греческих продуктов питания, одежды и обуви.
В частности, участники круглых столов обсудили тему сертификации греческой продукции в России и ряд острых моментов, препятствующих импорту греческой продукции в Россию. Участники Форума сошлись во мнении, что для сбалансированности торговых отношений между странами необходимо совместно работать над устранением несогласованных действий между греческими и российскими участниками внешнеторгового процесса, в том числе по урегулированию вопросов таможенного оформления, логистики и администрирования. В то же время был отмечен ощутимый рост активности агрохозяйственных греческих предпринимателей в деле освоения российского рынка и укрепления на нем своих позиций.
Важным вопросом обсуждения стал вопрос поиска надежных партнеров, в решении которого главную роль участники отвели торгово-промышленным палатам обеих стран и страновых регионов. Так, греческие производители одежды и обуви обратились к Московскому Агентству поддержки экспорта и инвестиций – дочерней организации Московской торгово-промышленной палаты с просьбой организовать для крупной делегации Ассоциации производителей одежды (около пятисот членов) встречи с российскими предпринимателями в Москве. – Подготовка миссии начнется после обмена официальными документами, – прокомментировал ситуацию генеральный директор Агентства Сурен Варданян.
Также на Форуме состоялось торжественное подписание договора о Сотрудничестве между Греко-Российской Торговой Палатой и Национальным Союзом экспортеров продовольствия (Россия).
Практическую ценность Форума составили прямые деловые встречи B2B между греческими и российскими предпринимателями из числа производителей, поставщиков и торговых компаний. На Форуме состоялись двусторонние переговоры между российскими и греческими компаниями по поставкам в Россию продуктов питания, в частности, оливкового масла, сыров, рыбы (сибас, дорадо) и клубники. Кстати, было отмечено, что в прошлом году Греция вышла на первое место по импортным поставкам свежей клубники в Россию. Свои возможности в продвижении греческих продуктов на региональные российские рынки предложила ретейл-компания «SPAR».
В целом, российские и греческие предприниматели выразили удовлетворение взаимным общением и организацией Форума.
Обсуждение текущих вопросов торгового сотрудничества между Россией и Грецией будет продолжено 27-28 мая этого года в Москве на Форуме «GO INTERNATIONAL», который организуют Греко-Российская торговая палата и EUROBANK. Мероприятие пройдет под эгидой Министерства иностранных дел Греции и организовано совместно с тремя основными экспортными организациями - Всегреческой ассоциации экспортеров, Союза экспортеров северной Греции и Ассоциации экспортеров Крита, а также при участии Союза греческих промышленников.
Как было заявлено, греческая сторона готова представить на предстоящий Форум делегацию из более 130 греческих компаний, которую возглавит министр иностранных дел Греции Димитрис Аврамопулос. С российской стороны организация Форума «GO INTERNATIONAL» возложена на Московское Агентство поддержки экспорта и инвестиций и Московскую торгово-промышленную палату. Поддержку предстоящему Форуму выразили ТПП РФ, Общероссийская общественная организация «Деловая Россия», Российский союз промышленников и предпринимателей. В рамках двухдневного форума предусмотрено проведение многосторонних деловых встреч с российскими предпринимателями.
1 B2B (англ. Business to Business, буквально бизнес для бизнеса) — термин, определяющий вид информационного и экономического взаимодействия, классифицированного по типу взаимодействующих субъектов, в данном случае — это юридические лица. Этот сектор рынка, работает не на конечного, рядового потребителя, а на такие же компании, то есть на другой бизнес. В западных странах под термином В2В часто понимается обеспечение каких-нибудь производственных фирм сопроводительными услугами, дополнительным оборудованием и т.д. Однако в общем смысле определению B2B соответствует любая деятельность, направленная на клиентов, которые являются юридическими лицами.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs