Гость программы - академик Андрей Афанасьевич Кокошин, доктор исторических наук, академик Российской академии наук, 6-й секретарь Совета безопасности Российской Федерации.
Ведущий - Армен Оганесян.
Оганесян: Добрый день. Событие над Челябинском - вполне заурядное явление. Такого рода события происходят раз в 2-3 года. Другое дело, что они редко случается там, где есть люди, дороги и автомобильные видеорегистраторы.
"Большинство метеоритов падает в океан" - это цитата из статьи академика Фортова, известного ученого, который долгие годы занимался астрофизикой, изучением малых тел, которыми окружена наша планета.
Мы коснемся этой темы и вообще широкого спектра вопросов, касающихся безопасности России. Наш собеседник - академик РАН Андрей Афанасьевич Кокошин. Я вас приветствую, спасибо за то, что вы пришли.
Кокошин: Я тоже вас приветствую.
Оганесян: Давайте начнем с этой цитаты и подумаем. Вопросов очень много, поэтому я не буду их цитировать, а суммирую. Один из самых основных - насколько астероиды, кометы и другие небесные тела, которые находятся около нас, в ближайшем космосе, опасны для человечества?
Кокошин: Наши знания относительно таких небесных тел за последние 20-25 лет значительно приросли и за счет классической астрономии, и за счет появления разного рода космических средств исследования. Все это привело к тому, что астероидно-кометная опасность стала расцениваться как гораздо более серьезная, чем раньше.
Оганесян: Больше знаешь - хуже спишь?
Кокошин: Да, получается именно так. Лет 25 назад была встреча Академии наук СССР и Национальной академии наук США. На этой встрече выступал Фортов, тогда мы с ним были молодыми членами-корреспондентами Академии наук СССР.
Обсуждались проблемы конверсии, ядерные вопросы. Американскую делегацию возглавлял известный ученый-ядерщик Вольфганг Панофский, по-моему, он участвовал в создании термоядерного оружия.
Фортов в качестве конверсионного проекта предложил целую систему заброски сверхмощного взрывного устройства - если не ошибаюсь, начиная с 10 мегатонн и выше - на астероид, который может пересечь орбиту Земли. Мы отнеслись к этому проекту серьезно, зная Фортова как крупного ученого, а американские коллеги проявили скептицизм, мол, вероятность небольшая, есть и другие проблемы.
А вот сейчас уже никто так скептически не относится. Мы поработали вместе с академиком Львом Матвеевичем Зеленым, который является директором Института космических исследований, и бывшим начальником Главного штаба ракетных войск стратегического назначения генерал-полковником Виктором Ивановичем Есиным.
Зеленый давал разные оценки астероидно-кометной опасности, представил несколько типов астероидов, включая малые, которые мы называем метеоритами или болидами. Мы говорили о существующих технологических возможностях отразить угрозу. Пока получается так, что возможности есть, но они недостаточно развернуты в этом направлении.
Например, системы раннего обнаружения, которая давала бы возможность не просто засечь, что к нам летит, но засечь на таком расстоянии и с таким упреждением по времени, чтобы можно было принять какие-то меры, такой системы пока нет.
Оганесян: 15 февраля International Herald Tribune опубликовала статью профессора, который работает в NASA. Он говорит о том, что мы знаем обо всех околоземных объектах менее, чем 10 процентов.
Дальше он сетует, что если Северное полушарие обслуживает какая-то система обсерваторного наблюдения, то только в Австралии, причем по очень сокращенной из-за финансовых проблем программе, наблюдается Южное полушарие, которому, как он считает, не меньше угрожают падения небесных тел, их столкновение с Землей. То есть мы еще и мало знаем, получается?..
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs