«Политика немецкого правительства спасает банки, политиков и спекулянтов. Но не вас!» Под таким лозунгом 11 марта приглашали на публичную дискуссию организаторы еще не созданной официально партии «Альтернатива для Германии».
Их первая попытка участия в местных выборах была неудачной. В январе в Нижней Саксонии «Альтернатива для Германии» поддержала мелкую партию «Свободных избирателей», получившую лишь 1,1% и не прошедшую в земельный парламент. Да и в регулярных опросах, проводившихся социологическими службами, «Свободные избиратели» пока не набирали больше 2% голосов потенциальных избирателей. Однако первые неудачи не обескуражили основателей новой партии, которые собираются принять участие в выборах в Европарламент в 2014 году, а при удачном стечении обстоятельств заявить о себе через полгода на выборах в бундестаг.
История новой немецкой партии началась в октябре 2012 г., когда группа общественных деятелей из рядов ХДС заявила о своем разочаровании политикой христианских демократов, о потере доверия к руководству партии и основала объединение «Альтернатива выборам 2013». Как и «Свободные избиратели», «Альтернатива для Германии» выступает с критикой политики по спасению евро, это - квинтэссенция ее программы. «Воззвание» основателей будущей партии содержало жёсткую критику курса правящей ХДС/ХСС:
«Федеративная Республика Германия переживает самый тяжелый кризис за всю историю своего существования. Зона евро оказалась несостоятельной... Целые государства стоят на грани неплатежеспособности. Структурные реформы невозможно провести, они загоняют простое население в нищету. В этой ситуации ХДС/ХСС, СДПГ, СвДП и зелёные знают только один ответ: так держать! Евро нельзя ставить под сомнение, все долги нужно заплатить, а плательщиком будет Германия. Германия выступает гарантом чужих долгов, спасает чужие банки и предоставляет Европейскому центробанку неограниченные кредиты. Сотни миллионов евро уже отданы под залог, и этому не видно конца».
И далее: «Одновременно происходит эрозия демократии. Никто не интересуется волей народа по этим вопросам. Федеральное правительство путем дезинформации ограничивает самостоятельность граждан, оказывает давление на бундестаг и Федеральный конституционный суд и переносит важные решения в органы, которые не подлежат демократическому контролю». (1) Упоминание о Федеральном конституционном суде не случайно: к числу приверженцев «Альтернативы» относятся экономисты Й. Штарбатти, В. Ханкель, К. А. Шахтшнайдер и Д. Шпетманн, которые обращались в высшую судебную инстанцию с иском против поддержки оказания финансовой помощи Греции. Эта жалоба в сентябре 2011 г. (как и аналогичные две другие) была отклонена (2). Й. Штарбатти возражал против введения единой валюты еще в начале 1990-х гг. – напомним, что Германия согласилась на евро под давлением французов как на своеобразную плату за свое объединение.
Основатели партии, подписавшие этот манифест, - профессор макроэкономики и преподаватель Гамбургского университета Бернд Люкке, бывший редактор газеты «Франкфуртер Альгемайне» Конрад Адам, а также публицист Александр Гауланд. Б. Люкке критикует политику, проводимую по спасению зоны евро: по его мнению, каждая из стран ЕС должна иметь возможность самостоятельно принимать решение о выходе из зоны евро, тем более в случае нарушения маастрихских критериев. Он считает возможным создание двух валют: для юга и севера Евросоюза. Авторы «Воззвания» убеждены, что дальнейшее сохранение евро ведет к разъединению Европы, о чём говорит и растущая неприязнь греков к немцам, ставшая следствием давления правительства ФРГ на Афины. Между тем, как показывают опросы, треть немцев предпочла бы единому евро старую добрую марку…
Пока что парламентские партии не рассматривают «Альтернативу для Германии» как серьезного конкурента. Некоторые объясняют слабость новой партии отсутствием яркого лидера: «…ведущие фигуры "Альтернативы для Германии" - это профессора и недовольные нынешней ситуацией экономисты. Если бы партию возглавил какой-нибудь талантливый популист, она могла бы стать опасной» (3). Однако та же проблема есть и у остальных партий, за исключением ХДС/ХСС. Впрочем, и тех беспокоит отсутствие преемника А. Меркель: какое-то время тому назад им считался эффектный Т. цу Гуттенберг, но он угодил в скандал и оставил политику. Пожалуй, в этом лагере самая известная фигура – крупный бизнесмен бывший глава Федерального союза немецкой промышленности Х.-О. Хенкель, но он уже не молод и не стремится делать политическую карьеру. Зато он способен увлекать аудиторию. Х.-О. Хенкель – автор книги «Спасите наши деньги» (2010), где он доказывает, что идея единой валюты изначально была ошибочной и признает, что допустил «самую большую ошибку в своей жизни», когда поддержал эту идею.
В сущности, критика мер по спасению евро взывает к немецкой расчетливости. Однако люди далеко не всегда ведут себя рационально. Очевидный пример – энергетическая политика. По данным социологов, большинство населения ФРГ согласны нести дополнительные расходы ради поддержки зеленой энергетики или снижения зависимости от импорта нефти и газа. Поэтому даже если ученые, доказывающие нерациональность мер по спасению евро, делают правильные прогнозы, избирателю важнее, что на фоне мер по спасению евро он видит укрепление влияния Германии в Европе. Пусть даже за это ему придется заплатить ростом налогов.
Вероятно, многих немецких избирателей настораживает воинственный дух одного из основателей новой партии А. Гауланда: «У немцев извращенное отношение к военной силе… Они перестали рассматривать войну в духе Клаузевица как продолжение политики другими средствами» (4). Александр Гауланд призывает соотечественников припомнить: «Великие вопросы современности решаются не речами и не резолюциями большинства, а железом и кровью». Он пишет: «Немцы все время видят за военным насилием только Вильгельма и Гитлера, а наши соседи благодаря Черчиллю и де Голлю имеют совсем другой взгляд на эти события. Сейчас, однако, самое подходящее время для того, чтобы и здесь мы стали немножко больше европейцами» (5). Такая реанимация старой тевтонской агрессии не близка широким слоям немцев, да и немецкому политическому истеблишменту: вспомним позицию ФРГ по войне в Ираке. И ещё один заслуживающий внимания факт: в сентябре 2012 г. три немецких министерства – обороны, экономического сотрудничества и иностранных дел – презентовали совместный официальный документ «Директивы по взаимодействию с неустойчивыми государствами», в котором призвали к отказу от политики принудительной демократизации других стран не только военными, но и мирными средствами.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs