Оганесян: Добрый день! Давайте поговорим о том, что мы делаем с вами каждый день, с удовольствием или не всегда, но каждый день и каждый из нас. Поговорим о том, что мы едим, как мы едим, правильно ли едим, есть ли такое понятие как культура питания, правильное питание.
Моя собеседница - международный эксперт по экологической и продовольственной безопасности, доктор биологических наук Ирина Владимировна Ермакова. Спасибо, что пришли к нам.
А вы что больше уважаете - завтрак, обед или ужин? Ведь всегда надо подать личный пример. А то, как говорили наши предки, если ты сам не выполняешь то, о чем говоришь, твои слова звучат неубедительно.
Как вы сами считаете, права старая пословица о том, что ужин надо врагу отдавать, обедом поделиться с другом, а завтрак съедать самому?
Ермакова: Я считаю, что это правильно. Если мы придерживаемся этой схемы, то и хорошо себя чувствуем, и сил много. Но в современном обществе это практически нереально, как это ни странно. Человек настолько занят работой, бегает, что-то делает, и вечером, когда приходит домой, ужин для него становится не просто едой, но и способом получить удовольствие, расслабиться, отдохнуть.
Оганесян: Возможно, стресс снять.
Ермакова: Да. И поэтому мы начинаем есть вечером. Это плохо. Я сама пытаюсь применять эту схему, но образ жизни иногда неправильный, иногда сидишь за компьютером до пяти утра, все нарушаешь, потом ложишься спать. Или настолько напряженный график, что ты просто не успел поесть днем, и начинаешь есть вечером.
Это неправильно. Меня всегда удивляло, что, когда едешь в дом отдыха или санаторий, там всегда много ешь - и завтрак, и обед, и ужин, но не поправляешься, не полнеешь и хорошо себя чувствуешь. А дома, когда вроде бы ешь намного меньше, но ешь в основном вечером, видишь, что что-то с тобой не то происходит.
Оганесян: И тяжесть, и плохой сон, и лишний вес.
Ермакова: Да. Можно спастись в этой ситуации. Я, например, экспериментировала, в том числе и на себе. Например, если ты поздно ложишься спать, в двенадцать, два часа ночи, то можно последний раз поесть и в восемь часов вечера. Если раньше ложишься - то в шесть-семь. А потом, если есть хочешь, надо пить воду, но воду хорошую, не из-под крана налил, вскипятил и выпил, и не чай и соки, а воду, которая прошла очистку.
Оганесян: А минеральная вода?
Ермакова: Тоже хорошо. Можно стакан обычной воды, потом еще стакан минеральной.
Оганесян: Интересно. Примерно на ту же тему есть вопрос из Москвы: "Как говаривал Сократ, необходимо есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Однако при этом к культуре питания следует, очевидно, относиться серьезно. С чего же она, по вашему мнению, начинается?"
Мы с вами начали разговор с периодизации дневного питания. А все-таки, это самое главное, или есть еще что-то?
Ермакова: Нет, есть, конечно. У меня есть такой тезис: надо есть ровно столько, сколько нужно твоему организму. И здесь уже культура может быть разной, в зависимости от того, в какой стране ты живешь, в каком климате.
Если холодно, например, зимой в России, лучше есть больше жирной пищи, а летом - побольше овощей и фруктов. Или, например, если очень рано встаешь, то в пять-шесть утра съесть первый завтрак, какую-то легкую пищу вроде йогурта, фруктов.
Культура питания определяется очень многими параметрами - и климатом, и страной, и традициями.
Оганесян: В общем, все индивидуально?
Ермакова: Да, в какой-то степени. Зависит от того, где ты живешь, чем занимаешься.
Оганесян: Но универсальный принцип - не переедать?
Ермакова: Да.
Оганесян: А подвижники, которые вели аскетический образ жизни, соблюдали посты? Главный принцип - выходи из-за стола, пока не почувствовал перенасыщение, пока чувствуешь, что можешь еще что-то съесть. Очень интересный принцип, универсальный, кстати, не только для монахов, такая христианская традиция. Она и сейчас сохраняется у тех, кто придерживается христианских норм.
Есть точка зрения, что норма питания зависит от возраста, это так?..
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs