18 января премьер-министру Соединенного Королевства Д.Кэмерону предстоит выступить с программной речью по отношениям Британии с ЕС. Выступление постоянно переносили из-за сложности вопроса и нешуточно разгоревшихся страстей, выплеснувшихся за пределы страны.
В то время как в Соединенном Королевстве под напором евроскептиков-тори муссируется вопрос о проведении референдума по выходу страны из ЕС, руководство Шотландии уже добилось права провести в 2014 году референдум о выходе из Соединенного Королевства, но желает, чтобы независимая Шотландия непременно осталась в составе ЕС. Неслучайно, евроскептицизм наиболее выражен в Консервативной партии, которая практически утратила общенациональный характер, не пользуясь поддержкой в Шотландии (имеет лишь 1 депутата-тори от Шотландии в Вестминстере). С другой стороны, победа Шотландской национальной партии (ШНП) на выборах в региональный парламент в 2011 году вовсе не означает, что ее избиратели проголосуют за независимость Шотландии на референдуме. Победа ШНП больше была вызвана недовольством населения лейбористами.
Представляется, что само наличие «зонтичной» наднациональной структуры, подобной ЕС, «поощряет» региональный сепаратизм во многих странах, который в условиях кризиса носит скорее экономический характер, не говоря уже о примерах распада СССР, Югославии и Чехословакии. Более того, объективно ЕС уже разделен на «ядро» переживающей тяжелый времена еврозоны (участие в которой требует более тесной фискальной и банковской интеграции) и «периферию» стран вне её. Принадлежность к «периферии» еврозоны и вызывает беспокойство в Соединенном Королевстве о неизбежном возникновении «разноскоростной Европы», решения в которой будет принимать «ядро», не сообразуясь с интересами лондонского Сити. Также Британия недовольна уголовным и социальным законодательством ЕС.
В свою очередь, руководство Евросоюза уже предупредило и Шотландию, и Британию о негативных последствиях: Шотландии в случае выхода из Соединенного Королевства придется вновь проходить длительную процедуру присоединения к ЕС, а Соединенное Королевство в случае выхода из ЕС потеряет самый крупный в мире общий рынок. Председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей заявил в конце декабря 2012 года, что отдельные страны не вправе перекраивать под свои нужды законодательство ЕС, «забирая себе вишенки с общего пирога» (cherry-picking), иначе ЕС распадется[1]. Германия предупредила, что страны – члены ЕС не позволят Британии открыть «ящик Пандоры» - провести переговоры об устраивающих ее условиях членства в ЕС (в основном речь идет о «репатриации» - возвращении - британскому парламенту части полномочий, ранее переданных наднациональным органам ЕС). Германия также полагает, что, выйдя из «европейского клуба», Британия не только ослабит ЕС, но и утратит собственный вес на мировой арене, поскольку в эпоху глобализации ни одна страна в мире не в состоянии поддерживать свой суверенитет в одиночку.
США также выразили тревогу в связи с намерением премьер-министра Д.Кэмерона согласиться на референдум о членстве Британии в ЕС. Помощник госсекретаря США по европейским делам Ф.Гордон заявил, что отношения США с ЕС как институтом укрепляются и что «сильный голос Британии в ЕС - в американских интересах»: «каждый час дебатов, посвященный институциональным установлениям ЕС – потерянный час для обсуждения общих для нас угроз занятости, экономическому росту и международному миру»[2]. Об утрате значимости для США «особых отношений» с Британией в случае выхода страны из ЕС ранее предупреждал и министр иностранных дел Соединенного Королевства У.Хейг. Британские дипломаты считают, что «суверенитет- это место за общим столом переговоров и право голоса в обсуждении будущего».
В стране разворачивается острая полемика. Против выхода страны из ЕС высказывается Н.Клегг, лидер Либерально-демократической партии, входящей в правящую коалицию, Эд Милибэнд - лидер оппозиционной Лейбористской партии. Британские бизнесмены направили открытое письмо премьер-министру против выхода страны из ЕС (в их числе - генеральный директор Лондонской фондовой биржи, президент Конфедерации британской промышленности, глава British Telecom и др.).
В конце января будет официально объявлено о создании межпартийной группы «Центр за британское влияние в Европе». Её создают политические тяжеловесы трех партий: видные консерваторы (занимавшие высокие посты в правительствах тори), а ныне министр без портфеля К.Кларк, советник по промышленной политике коалиционного правительства М.Хезелтайн; бывший министр лейбористских правительств Т.Блэра и Г.Брауна лорд Мандельсон; член либерально-демократической партии лорд Реннард.
Д.Кэмерону приходится вести борьбу на нескольких фронтах. Он высказывался против выхода страны из ЕС, но за пересмотр условий ее членства. Его намерение – провести переговоры с ЕС, а затем вынести на референдум новые условия членства Британии в Евросоюзе.
Пытаясь умиротворить однопартийцев, он уступает евроскептикам по вопросу референдума, иначе Консервативной партии грозит раскол на фракции: сторонников членства, сторонников пересмотра условий членства и противников членства Британии в ЕС. Как известно, расколотые партии не выигрывают выборы. Однако Д.Кэмерону как лидеру Консервативной партии следует опасаться Партии независимости Соединенного Королевства (ЮКИП), которая, выступая за выход Британии из ЕС, отбирает голоса у тори. Его беспокоят и маневры основных соперников – лейбористов. В октябре 2012 правительство уже потерпело поражение в парламенте по позициям страны на переговорах в ЕС, когда оппозиционная Лейбористская партия объединилась с евроскептиками-тори, чтобы Д.Кэмерон отстаивал более жесткие (притом нереалистичные) требования на бюджетном саммите ЕС в декабре 2012 года. Отметим, что Лейбористская партия, выступая за членство Британии в ЕС еще со времен правления М.Тэтчер, воспользовалась шансом нанести поражение правительству по юридически необязательному для правительства парламентскому решению, пожертвовав своими «про-европейскими» позициями, да и здравым смыслом. Однако в нынешней полемике высказывается однозначно в пользу членства Британии в ЕС.
Референдум возможен лишь в 2016 году – после всеобщих парламентских выборов 2015 года, поскольку консерваторы не смогли победить на выборах 2010 года и сформировать однопартийное правительство. Им пришлось вступить в коалицию с либеральными демократами, а партия либдемов настроена «проевропейски». Естественно, референдум возможен лишь в случае завоевания консерваторами большинства в парламенте на следующих выборах. Для этого консерваторам необходимо будет убедить британцев в успехе своего правления, прежде всего в области экономики, и в единстве партии. К тому же, в случае победы на выборах и формирования однопартийного правительства консерваторов, Д.Кэмерону придется, во-первых, уговорить партнеров по ЕС согласиться на такие переговоры (что, как видно, уже вызывает сомнения); во-вторых, добиться на переговорах с ЕС результатов, устраивающих Британию; и, в-третьих, быть уверенным в победе на референдуме, то есть в настроениях британцев.
Сейчас общественное мнение в стране расколото. А к 2016 году уже состоится референдум о независимости Шотландии; еврозона, возможно, выйдет из кризиса, и общественное мнение в стране по вопросу отношения к ЕС может измениться.
[1] Traynor I. David Cameron's moves could make EU fall apart, says Herman Van Rompuy // URL: http://www.guardian.co.uk/world/2012/dec/27/david-cameron-eu-herman-van-rompuy/print
[2] URL: http://www.bbc.co.uk/news/uk-politics-20961651
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs