ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Польско-российские отношения и уходящий 2012-й

12:47 31.12.2012 • Владислав Гулевич, журналист-международник

Чем запомнится уходящий год тем, кто пристально наблюдает за динамикой польско-российских отношений? Если говорить о поляках, то им, наверняка, финансовыми проблемами и ростом безработицы в странах ЕС, о чём трубят СМИ во всех европейских странах. Польская экономика, по сравнению со своими более богатыми европейскими коллегами (Испания, Греция, Италия), чувствует себя несравненно устойчивее.

Неожиданно прозвучало недавнее заявление польских властей о желании ускорить процесс присоединения Польши к зоне общей европейской валюты. Заявление, сделанное под самый занавес 2012 г., раскрывает дальнейший маршрут, которым будет двигаться Варшава. Перед этим польские официальные лица выказывали желание дождаться полного выздоровления еврозоны, и не толкать свою страну в объятия евро. 

Польша более всего опасается периферийности, ведь отлучение от евро в наш экономоцентричный век равнозначно чуть ли не отлучению от церкви. Как в Средневековье отлучённый от церкви становился изгоем и «нерукопожатным», так и в Новейшее время не успевший на «европоезд» европеец, застрявший в своём национальном экономизме, теряет конкурентоспособность на европейском рынке.

Не обходится, конечно, и без политики. До сих пор думающая публика задаёт себе безответный вопрос, что должно быть чем: либо политика есть концентрированное выражение экономики, либо наоборот. Это напоминает логический парадокс о курице и яйце, решением которого люди занимались ещё в древности. Аристотель полагал, что и курица, и яйцо появились одновременно, ибо по отдельности появиться не могли бы. Генетики же утверждают, что между стадией «курица» и стадией «яйцо» существовало множество мутаций, так что конкретную и научно осязаемую хронологическую границу между яйцом куриным и просто яйцом, как между, собственно, курицей и просто птицей, обозначить крайне сложно. Ясно одно: как без яйца не бывает курицы, так без политики не бывает экономики, а без экономики - политики.  

Начав многообещающий взлёт, как стабильная и амбициозная региональная держава, Польша хочет и дальше двигаться тем же курсом, тем более что в уходящем году это у неё неплохо получалось. Несмотря на недружественный приём, оказанный польскими фанатами российским болельщикам в ходе футбольного чемпионата Евро-2012 и жёсткую антироссийскую риторику из уст польской оппозиции до, во время и после визита Патриарха Кирилла в Польшу, официальная Варшава портить отношения с Москвой не намеревается. Слишком непросто дались те, пусть в сравнении с другими странами, и скромные успехи в диалоге с Россией, чтобы от них так просто отказаться.

Нормализация польско-российского диалога означает для Польши и улучшение отношений с Германией. Не в интересах Берлина иметь у своих восточных границ несговорчивое государство, когда дело касается экономического сотрудничества Берлин – Москва. Варшава понимает, что за упрямство надо платить, и немцы могут начать действовать просто без учёта негибкой и косной польской политики. Что называется, из Берлина в Москву через голову Варшавы. И, хотя в последнее время Варшава и Берлин изредка позволяют себе попенять на Россию за отсутствие в ней настоящей демократии (навязший в зубах упрёк, регулярно адресуемый российским властям в силу идеологической привычки и геополитической необходимости, а не осведомлённостью о реальном положении дел), всё-таки отрезвление польской стороны налицо.

Тональность адресованных России посланий смягчилась, и это было заметно на протяжении всего 2012 г. Прозвучали взвешенные оценки важности визита Патриарха Кирилла в Польшу, визита, который с полным основанием можно назвать историческим, ибо он означал небывалый прорыв в отношениях двух стран. Политического подтекста этого визита невозможно было избежать, поскольку католицизм чётко ассоциируется с Польшей, как православие – с Россией. Если брать во внимание высказывания польской оппозиции (да и российской тоже), что Русская Православная Церковь автономной организацией не является, плотно прилепившись к власти государственной, а, значит, светской, можно отметить, что только наивный назовёт польский костёл независимым от политических веяний учреждением.

К слову, регулярные упрёки западного обывателя к русскому Православию за излишний, исторически укоренённый цезарепапизм, не всегда обоснованы. Отнюдь не Россия в этом деле чемпион. Византия, ныне принадлежащая европейской культуре, ушла в этом вопросе далеко вперёд Москвы, а во времена Средневековья свойственно это было и Ватикану. Если же вдаваться в философские размышления, можно выдвинуть и контраргумент: если власть может быть отделена от церкви, может, она не от Бога? Ибо, если она от Бога, должна быть причастна церкви, а не чураться её в угоду нашему секулярному веку. Если же религиозного содержания в ней – минимум, тогда это власть светская и хвалящаяся своей светскостью, т.е. отчуждённостью от церкви.

Не будем уходить в философские лабиринты. Отметим только важность того, что представители двух христианских конфессий, католицизма и православия, архиепископ Юзеф Михалик и Патриарх Кирилл нашли возможность встретиться, и произнести важные для обоих народов слова примирения и дружбы, в духе глубокой христианской традиции. Несомненно, именно это событие запомнится верующим полякам и россиянам, как одно из самых трогательных и многообещающих.

Будем надеяться, что этот импульс в отношениях между нашими народами сохраниться и в 2013 г.

  

1) «Польша боится опоздать со вступлением в зону евро» (NewsBalt, 17. 12. 2012)

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати