Президент Джон Кеннеди, генерал-майор ВВС США Ричард Хейсер (слева) и начальник штаба ВВС генерал Кертисом Лемэем в Белом доме обсуждают полеты самолета-разведчика U-2 над Кубой.
ВАШИНГТОН, 19.10.2012.
В США в эти дни вспоминают полувековой юбилей самого напряженного момента холодной войны. Короткий период в октябре 1962 года, в течение которого мир находился на грани обмена ядерными ударами между СССР и США, в отечественной историографии получил название Карибский кризис, в Америке известен в качестве Кубинского ракетного кризиса. В канун полувековой даты со времени острого ракетно-ядерного противостояния в Вашингтоне опубликована подборка новых, ранее неизвестных документов, проливающих свет на секретные переговоры Президента Джона Кеннеди с членами Совета национальной безопасности США и мрачные оценки последствий начала ядерной войны между Америкой и Советским Союзом.
В начале текущей недели на сайте архива Национальной безопасности (исследовательской структуры в составе) Университета имени Джорджа Вашингтона были размещены рассекреченные документы из фондов Пентагона, Объединенного комитета начальников штабов (КНШ) США, Государственного департамента США, а также американских разведывательных структур и ряда правительственных агентств.
Согласно впервые выложенным в открытый доступ документам, военные «ястребы», особенно председатель КНШ генерал Максвелл Тэйлор не только убеждали Президента Кеннеди начать полномасштабное военное вторжение на Кубу с моря и воздуха, но и уже прикидывали примерное число потерь, которые американские войска понесут в первые дни десантной операции.
Так, согласно предоставленному в Белый дом меморандуму Тейлора от 2 ноября 1962 года (уже после заключения негласного соглашения между Москвой и Вашингтоном о выводе советских баллистических ракет с острова), американский генералитет приводил цифру в 18 500 убитых солдат США в первые десять дней атаки на Кубу. Впрочем, признавали в Пентагоне, если для отражения американского вторжения СССР применит тактическое ядерное оружие, то подсчитать возможные потери невозможно, «поскольку такого никогда ранее не случалось».
Как известно, советские войска на Кубе в этот период располагали почти сотней тактических ядерных боезарядов, но даже этот факт, похоже, не остужал боевой запал американских генералов.
Как рассказал старший аналитик архива Национальной безопасности Уильям Бёрр, на текущий момент рассекречены и доступны для изучения большие объемы документов по Карибскому кризису, включая бумаги Госдепартамента и ЦРУ. Впрочем, по словам ученого, многие документы внешнеполитического и оборонного ведомств США из фонда «Важные записи о Кубе» до сих пор остаются за закрытыми дверьми в Национальном архиве в Вашингтоне.
На вопрос «Международной жизни» о том, какие из вновь опубликованных документов представляют наибольший интерес для профессиональных исследователей и широкой публики, Уильям Бёрр говорит, что «все материалы в той или иной степени примечательны, но докладные записки генерала Тейлора действительно содержат много устрашающих деталей и наглядно иллюстрируют степень накала страстей в Белом доме». Также ученый отметил секретную переписку Пентагона, в которой детально расписываются подробности того, как провести обманные операции и создать ложное впечатление у Москвы и Гаваны о готовности США нанести удар по Кубе в любую минуту, с тем чтобы держать противника в постоянном напряжении и заставлять его тратить драгоценные ресурсы.
Имеющиеся в распоряжении исследователей документы подтверждают - на Кеннеди оказывалось колоссальное давление со стороны военных, некоторые из которых «вели себя неуважительно к Президенту США и позволяли себе высказывать возмутительные вещи», - пояснил «Международной жизни» Уильям Бёрр.
Примечательно, что вновь открытые для публики архивные документы содержат и любопытную «бухгалтерию кризиса». Согласно оценками экономистов Пентагона, всего ракетное противостояние вокруг Кубы обошлось бюджету США в 165 млн. долларов в ценах 1962 года, что примерно равно сумме в 1,4 млрд. долларов на текущий момент. Затраты Советского Союза на защиту «кубинских товарищей» пока подсчитать невозможно. Но, как рассказывают американские историки, они надеются узнать больше подробностей и деталей по Карибскому кризису из российских источников и ждут рассекречивания закрытых архивных документов Министерства обороны СССР и других советских ведомств за 1962 год.
Побеседовала «Международная жизнь» о 50-летнем юбилее Карибского кризиса с историком и профессором Сергеем Никитовичем Хрущевым, сыном советского лидера, руководившего страной в годы наиболее острого противостояния СССР и США. Сергей Хрущев с 1990 года проживает в США и в настоящее время преподает на славянской кафедре Университета Брауна.
С.Н.Хрущев: Советские ядерные ракеты были установлены на Кубе с целью послать ясный сигнал американской стороне, чтобы США не вторгались на Кубу, как это было ими запланировано. Москва четко дала понять, что СССР будет очень серьезно защищать остров, точно так же, как Америка защищала своих союзников в Западном Берлине. По итогам противостояния в Вашингтоне этот сигнал поняли, а после напряженных двухнедельных переговоров стороны в итоге договорились. Москва была удовлетворена тем, что американцы дали обязательство не вторгаться на Кубу и не свергать Фиделя Кастро, а в ответ Советский Союз вывез свои ракеты с Кубы, в том числе поэтому основная задача с помощью них была решена.
Но при этом в США создали атмосферу приближающегося конца света и ужаса вокруг Карибского кризиса, потому что впервые в своей истории американцы почувствовали - они могут погибнуть точно так же, как европейцы и россияне в случае начала полномасштабной войны. Осознание этого факта вызвало очень серьезный психологический кризис в американском обществе, возможно, еще более сильный, чем теракты 11 сентября 2001 года. Кроме того, появился и побочный продукт тех событий, ведь с тех пор американцам стало невозможно внушить идею о том, что США во много раз сильнее Советского Союза. Иронично, что на самом деле на тот момент это было действительно так – преимущество США перед СССР по ядерным зарядам было 10 к 1.
«Международная жизнь»: Не секрет, что советская историческая наука в свое время страдала от идеологизированного подхода к оценке тех или иных сюжетов. Считаете ли вы, что в американской историографии Карибский кризис исследован более объективно?
С.Н.Хрущев В США существует мифология кризиса. И она связана с тем, что «хорошая» сверхдержава обязательно должна выиграть и выйти победителем. Поэтому у американцев устоялась достаточно лубочная картина произошедшего вокруг Кубы. Она заключается в том, что агрессивный и нахальный, с их точки зрения, Никита Хрущев пытался давить на интеллигентного и мягкого Президента Кеннеди. С этой целью Хрущев и послал ракеты на Кубу, но Кеннеди преобразился и показал Советам железный кулак, а Хрущев испугался, забрал свои ракеты и в итоге его отстранили от власти в Москве.
К сожалению, примерно такая картина существует не только в США, но и России. Но сейчас американцы пересматривают свои оценки Карибского кризиса, и я имел возможность в этом убедиться, побывав недавно на конференции в библиотеке имени Кеннеди. Теперь речь идет о том, что оба лидера были мудрыми, проявив готовность к переговорам друг с другом и именно поэтому удалось избежать войны, а мы все живы и можем обсуждать и оценивать события 50-летней давности.
Сегодня в США речь уже идет о том, что в противостоянии вокруг Кубы победили не американцы и не русские, а Фидель Кастро. К такому выводу американцы приходят, поскольку уже давно нет ни Кеннеди, ни Хрущева, ни Советского Союза, а Кастро до сих пор на месте.
«Международная жизнь»: Считаете ли Вы, что какие-то принципиально новые документы по Карибскому кризису могут стать известны широкой публике?
С.Н.Хрущев: Я не могу сказать, что я ожидаю, каких-то принципиально новых документов и источников по событиям Карибского кризиса с российской стороны. Но в США были опубликованы аудиозаписи заседаний Президента Кеннеди со своими советниками по Совету национальной безопасности, которые производились непосредственно в Белом доме в октябре 1962 года. Выяснилось, что не только военные генералы, входившие в СНБ, но практически все члены Совета давили на Кеннеди, убеждая его, что нужно осуществить военное вторжение на Кубу и решить проблему советских ракет. При этом ЦРУ полностью провалилось и точно не знало, сколько советских войск было на Кубе, не знало и то, что на острове размещено 94 тактических ядерных боезаряда. Фактически «ястребы» вслепую убеждали президента отдать приказ о начале вторжения. Но благодаря этим записям, мы теперь знаем, что Кеннеди был практически единственным, кто отрицательно ответил на эти предложения и предпочел вести переговоры с Хрущевым.
Карта Кубы с комментариями бывшего Президента США Джона Кеннеди в Библиотеке имени Джона Ф.Кеннеди в Бостоне, штат Массачусетс, 13 июля 2005 г. Кеннеди написал «Ракетные места» и отметил их крестиками после того, как впервые был проинформирован ЦРУ о Карибском кризисе, 16 октября 1962 г.
Это очень важно, отметил С.Н.Хрущев, ведь сегодня совершенно ясно - тот период сильно отличается от нынешнего тем, что в то время американцы считали необходимым вести переговоры со своим противником. Поскольку только так можно было высказать свою позицию, узнать позицию противоположной стороны и найти какие-то общие моменты. Сегодня мы видим, что американская позиция совсем другая и заключается, прежде всего в том, чтобы заявить противникам ультиматум, как, например, это сделано в отношении Ирана. Таким образом, в этом смысле США так и не выучили уроки Карибского кризиса.
Всего, выложенная в открытый доступ коллекция, состоит из более чем 40 интереснейших документов. К статье прилагаются фотографии трех документов из числа тех самых новых, представленных публике, секретных депеш и меморандумов высших военных и правительственных структур США, опубликованных архивом Национальной безопасности Университета имени Джорджа Вашингтона.
Так, в приложенном к публикации меморандуме профессора Массачусетского технологического института и аналитика исследовательской корпорации RAND Уильяма Кауфманна под названием «Куба и стратегическая угроза» (см. Документ №1) детально расписываются различные варианты начала ядерной войны между СССР и США и дается пессимистический прогноз «выживаемости» американских стратегических сил при внезапном советском ударе. Будучи консультантом главы Пентагона Роберта Макнамары, Кауфманн в своей «совершенно секретной» записке рассчитал, что успешный запуск ракет с Кубы по базам межконтинентальных ракет США и пунктам дислокации стратегической авиации уничтожит 12% американских носителей ядерного оружия и 20% боеголовок. В другом примечательном документе (см. Документ №2), подготовленном в управлении разведки и разработок Госдепартамента США, подтверждается, что в Вашингтоне пристально следили за процессом вывода советских ракет с острова Свободы и эффективностью установленной морской блокады Кубы. Как видно из документа, уже к середине ноября 1962 года американцы точно установили, что СССР действительно выполняет достигнутые между Москвой и Вашингтоном негласные договоренности, а с Кубы вывезено по меньшей мере 42 баллистические ракеты средней дальности. В третьем документе – меморандуме на имя генерала Максвелла Тэйлора, председателя Объединенного комитета начальников штабов (см. Документ №3), излагаются очень современные по вербализации позиции американских ястребов в конфликте, конфликте которому минуло полвека…
Приложения: Документ №1, Документ №2, Документ №3
Материалы по теме: Карибский кризис. Взгляд с высоты полувека
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs