Оганесян: Добрый день! Со вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО) особое значение приобретает процесс продвижения наших товаров и услуг за рубежом, иначе игра может быть в одни ворота. Эта задача стоит еще со времен Петра Великого.
Чтобы хотя бы прикоснуться к этой теме и понять, какие ресурсы есть у России для того, чтобы продвигать свои услуги и товары за границей, мы пригласили человека, который занимается этой проблемой вплотную. Во-первых, приятно, что это дама. Во-вторых, приятно, что она долгие годы проработала в той сфере, которая не абстрактна, основана не на цифрах, не на голой и часто ничего не говорящей статистике, а конкретно видела, что же из российских товаров и услуг может продвигаться на заграничные рынки.
Я с удовольствием представляю члена Московской торгово-промышленной палаты, человека, который возглавляет гильдию профессионалов, которые занимаются выставками и ярмарками российских товаров и услуг за рубежом и не только за рубежом. Все-таки Москва, Санкт-Петербург, другие города - это еще и центры нашей деловой международной активности. Итак, наша гостья - Татьяна Вячеславовна Садофьева.
Очень приятно, что вы к нам пришли. Я хотел бы задать вам один вопрос из вашей личной биографии. Вы родились в Днепропетровске, а на Дальнем Востоке - география очень пестрая, - окончив факультет Дальневосточного государственного университета, получили специальность "физика", а потом вдруг поменяли вектор своей деятельности и окончили очень престижную Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации по специальности "политология". Почему произошла такая смена измерений вашей деятельности - от физики к лирике?
Садофьева: Надо добавить, что география такая обширная еще и потому, что я родилась в семье военного. Мой муж тоже военный. 11 лет я проработала учителем физики, преподавателем и завучем в Североморске - есть такой удивительный город, столица Северного флота.
Я почему об этом говорю: скорее всего, без опыта, который я приобрела в школе, - умения общаться с детьми, учителями, создавать определенную атмосферу - это учительство очень помогло мне в трудные 1994-1995 годы, когда я поняла, что я уже больше не могу работать в школе, я хочу делать что-то другое.
Оганесян: А почему вы поняли, что не можете работать в школе? Вы поняли, что это не ваше? Вы говорите, что хорошо контактировали с детьми.
Садофьева: Я родилась учителем. Я очень люблю школу. И я думала, что ухожу ненадолго. Я думала, что уйду, поработаю, стану богатой, а потом вернусь, открою свою частную школу, и мне никто не будет мешать. Я думала, что ухожу из школы ненадолго, я расставалась с грустью. Я люблю говорить о школе, мне эта тема близка. Все мои подруги по-прежнему учителя - кто директор, кто как, но со школой рассталась одна я.
Оганесян: Потому что маленькая зарплата? Или другие причины?
Садофьева: Да, маленькая зарплата, хотя я преподавала в лицее при Плехановской академии, я получала достаточно много по тем временам, потому что Плехановская академия доплачивала своим преподавателям. Но этого было недостаточно для того, чтобы чувствовать себя уверенно. Этого будет недостаточно до тех пор, пока учителям не будут платить так, как они этого заслуживают, пока в нашей школе будет происходить то, что происходит сейчас.
Оганесян: А учителя и до сих пор не получают того, чего заслуживают?
Садофьева: Да, поэтому, к сожалению, молодежь в школу не идет. И без специальных реформ и действий, пока об этом кто-то не подумает серьезно, пока непоздно, вряд ли что-нибудь у нас изменится.
Оганесян: Интересный вопрос, Татьяна Вячеславовна. Нигде, по-моему, специально не учат умению организовывать, проводить большие выставки-ярмарки. Маркетинг, конечно, есть всюду, но менеджеры выставочно-ярмарочного бизнеса - может, я ошибаюсь, может, где-нибудь есть особый факультет, но что-то я до сир пор о таком не слышал.
Просветите, пожалуйста, вы пришли в эту сферу деятельности, кстати, это не всегда бизнес. Большей частью бизнес, конечно, но не всегда. Иногда это и госзаказ, за госзаказ тоже платят. Так или иначе, бизнес это или нет, но это занятие требует высокого профессионализма...
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs