С.Лавров: «Беларусь и Россия в год юбилея дипотношений вышли на качественно новый уровень взаимодействия»

23:50 16.08.2012 Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»


Министры иностранных дел России и Белоруссии Сергей Лавров и Сергей Мартынов

 приняли участие в церемонии гашения почтового маркированного конверта, 

посвященного 20-летию установления дипломатических отношений между 

Республикой Беларусь и Российской Федерацией. 

http://www.belta.by/

  

В связи с 20-летием установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь Минск с рабочим визитом посетил министр иностранных дел России Сергей Лавров.

«В этот юбилейный год мы, действительно, можем констатировать, что наши отношения еще более обогатились, вышли на новый уровень и в экономике, и в политике, - заявил в Минске глава МИД России. – Особый стратегический характер отношений между нашими государствами проявился и в ходе переговоров на высшем уровне во время визита Президента Российской Федерации В.В.Путина в Минск. Напомню, это был его первый зарубежный визит после вступления в должность Президента России».

«С тех пор состоялась целая серия встреч между председателями правительств наших стран, в том числе, в рамках заседания Союзного совета министров, визиты председателей обеих палат Федерального собрания Российской Федерации, контакты на других уровнях. Все это отражает необычайно насыщенную палитру наших связей, которые охватывают все без исключения сферы: от экономики и военно-политического взаимодействия до культурных и гуманитарных контактов на всех уровнях», - сказал Сергей Лавров, выступая перед журналистами в белорусской столице.

Министр иностранных дел Беларуси Сергей Мартынов со своей стороны отметил: «В этом году мы отмечаем 20-летие установления дипломатических отношений между нашими странами. Это достаточно важная веха - два государства за 20 лет, я считаю, обустроили свои отношения».

Он также подчеркнул, что «этот год дал новый импульс, и сейчас сотрудничество развивается в новых формах» - Таможенного союза и Единого экономического пространства. И эти новые аспекты способствуют более тесной интеграции двух государств.

На переговорах Сергея Лаврова с белорусским коллегой Сергеем Мартыновым состоялся обмен мнениями по актуальным международным проблемам, включая вопросы обеспечения региональной и европейской безопасности, обсуждены перспективы дальнейшего расширения и углубления взаимодействия в рамках интеграционных структур на пространстве СНГ, прежде всего Союзного государства, Таможенного союза и Единого экономического пространства, ОДКБ.

«Российско-белорусский внешнеполитический диалог носит системный и многоплановый характер, - заявили в МИД РФ накануне визита. - Москва и Минск выступают практически с единых позиций по основным международным проблемам, активно взаимодействуют в универсальных и региональных организациях. Наши страны добиваются всемерного укрепления роли ООН как гаранта верховенства международного права, прежде всего Устава ООН, и осуждают попытки использования Совета Безопасности ООН в целях, не служащих интересам поддержания международного мира и безопасности».[i]

Со своей стороны белорусские СМИ в преддверии визита главы российского МИД выделяли такие позиции, как: «Беларусь и Россия идут в авангарде международных усилий по поиску путей предотвращения размещения оружия в космосе, по поддержанию международной информационной безопасности, противодействию новым вызовам и угрозам. Кроме того, осуществляется конструктивное сотрудничество на различных международных площадках по вопросам безопасности и кризисного реагирования, социально-экономической, гуманитарной и природоохранной тематике».[ii]

И вот в Минске состоялась встреча в рамках регулярного межмидовского диалога двух стран.

Два министра приняли участие в церемонии гашения памятного почтового конверта, выпуск которого был приурочен к 20-й годовщине установления дипломатических отношений между странами.

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко принял Сергея Лаврова.На встрече были обсуждены актуальные вопросы российско-белорусского сотрудничества в рамках задач по выполнению договоренностей, достигнутых в ходе визита Президента Российской Федерации Владимира Путина в Минск 31 мая - 1 июня 2012 года.

Особое внимание было уделено внешнеполитической координации в интересах обеспечения региональной и международной безопасности. Рассмотрены практические шаги по расширению взаимодействия в ООН, ОБСЕ и других многосторонних организациях на основе действующей в рамках Союзного государства Программы согласованных действий в области внешней политики на 2011-2012 гг.[iii]

Журналисты были приглашены ознакомиться с началом беседы Александра Лукашенко и Сергея Лаврова.

Президент Белоруссии, приветствуя российского гостя, подчеркнул, что в белорусско-российских отношениях ни по одному вопросу нет напряженности.

«Момент такой, что нам очень важно обсудить некоторые вопросы нашего внешнеполитического взаимодействия на международной арене. Да и неплохо было бы обсудить некоторые вопросы наших белорусско-российских отношений, хотя здесь «чрезвычайщины», напряженности, к счастью, ни по одному из вопросов нет», - сказал Александр Лукашенко.

Президент Беларуси отметил, что нынешний год 20-летия установления дипотношений между Беларусью и Россией стал очень продуктивным во взаимоотношениях. Беларусь с визитами посещали президент России, премьер-министр, руководители обеих палат российского парламента.

Стороны традиционно активно взаимодействуют по линии внешнеполитических ведомств. «Между МИД, мы всегда об этом говорили, у нас образцово-показательные отношения. Дай бог, чтобы у нас с другими ведомствами были такие отношения, как между министерствами иностранных дел Беларуси и России», - сказал президент Белоруссии.

По словам Александра Лукашенко, неплохо развивается экономическое сотрудничество, отмечается солидный прирост взаимного товарооборота.

«Что касается нашей позиции по международным проблемам и, прежде всего, горячим точкам, то она полностью совпадает с оценками и деятельностью Российской Федерации. Поэтому в данном плане вы можете быть абсолютно спокойны и уверены. Мы поддерживаем все ваши устремления, особенно по Сирии – по нормализации там ситуации».

Александр Лукашенко отдельно отметил, что в преддверии предстоящих осенью парламентских выборов в Республике Беларусь есть некоторые «настораживающие» факторы. «Вы понимаете, что идет активизация политической деятельности, и не всегда в нужном направлении. Но пока в Беларуси нет никаких таких всплесков, если не считать Запад, который всегда нам подкинет какой-то вопрос».

Он прокомментировал назначение итальянца Маттео Мекаччи главой наблюдателей от Парламентской ассамблеи ОБСЕ на предстоящих парламентских выборах так: «Думаю, что могли бы найти более сведущего человека в части Беларуси и ситуации в Республике Беларусь. Мы внимательно сейчас изучаем все эти позиции и, конечно же, будем соответствующим образом реагировать».

Сергей Лавров со своей стороны рассказал, что на состоявшейся утром встрече с главой МИД Беларуси Сергеем Мартыновым также обсуждалась тема предстоящих в Беларуси парламентских выборов и деятельности ОБСЕ. «У нас есть решение Совета глав государств СНГ о повышении роли миссии наблюдателей от Содружества на президентских и парламентских выборах. Это решение направлено на то, чтобы наши наблюдатели оказывали большее влияние на данные процессы на всем европейском пространстве, и чтобы не было монополии ОБСЕ в лице БДИПЧ, Парламентской ассамблеи, и чтобы оценки давались на основе взвешенных и коллективных подходов и мнений», - сказал Сергей Лавров.

Он подчеркнул, что Россия обеспечит участие своих граждан в различных наблюдательных миссиях на выборах в парламент Беларуси - в составе Парламентской ассамблеи ОБСЕ, БДИПЧ и в составе миссии наблюдателей СНГ.

«Россия будет делать все, чтобы оценки парламентских выборов в Беларуси были объективными, непредвзятыми и не были предметом каких-то односторонних, кем-то выдуманных правил, которые пытаются навязать в ОБСЕ вопреки нашим коллективным многократным предложениям выработать общеприемлемые правила наблюдения за выборами. Сейчас растет понимание в рамках ОБСЕ того, что нужно все-таки в этой сфере наводить порядок».

Министр отметил, что в июле Парламентская ассамблея ОБСЕ приняла решение, которое призывает провести сравнительный анализ избирательных законодательств всех стран-членов ОБСЕ с прицелом на выработку общих критериев. «Это – то, чего мы добивались. Теперь нам важно парламентское решение перевести в межправительственный формат».

Глава российского МИД подчеркнул: «Мы об этом сегодня говорили с министром иностранных дел Беларуси Сергеем Мартыновым. Это будет одна из тем совместного заседания коллегий МИД Беларуси и России, которое состоится в октябре этого года в Минске. Мы, безусловно, обсудим на этом заседании все международные темы, включая непростые, тревожные события на севере Африки, на Ближнем Востоке и в других горячих точках».

Сергей Лавров подчеркнул, что обсудил с Сергеем Мартыновым конкретные шаги, необходимые для выполнения договоренностей, достигнутых президентами двух стран Александром Лукашенко и Владимиром Путиным, а также в ходе визита в Минск главы российского правительства Дмитрия Медведева и визитов руководителей двух палат российского парламента.

«Договоренностей много, включая договоренности о парламентском сопровождении процессов евразийской интеграции. Это важно для эффективного законодательного оформления тех договоренностей, которые достигают Беларусь, Россия и Казахстан», - сказал российский министр.

На состоявшейся в МИД Белоруссии пресс-конференции двух министров вопросы были весьма острые.

Так, на тему «беспрецедентного давления», оказываемого на Беларусь со стороны Евросоюза, Сергей Лавров сказал, что «прецеденты подобного рода были, и каждый раз после таких случаев ЕС осознавал бесперспективность и контрпродуктивность односторонних санкций, которые никогда не решали никаких проблем ни в одном регионе, в отношении ни одной страны мира…

Обычно такими односторонними вызывающими шагами, нарушающими международное право и сопровождающимися экстерриториальными санкциями, «славились» США. В последнее время, к моему огромному сожалению, Евросоюз заразился этим примером и все больше вступает на эту стезю.

Односторонние санкции работать не будут хотя бы потому, что, во-первых, для решения сегодняшних проблем нет иного пути, кроме коллективных действий, а коллективно согласовывать какие-то конструктивные шаги, тем более, санкции можно только на основе Устава ООН, в рамках Совета Безопасности.

Во-вторых, хотя Евросоюз является партнером России, но отвечать на односторонние действия ЕС встречными односторонними санкциями - это не наш метод. Мы считаем, что действовать по принципу «око за око» в данной ситуации означает поступаться своими принципами.

Наши принципы заключаются в необходимости решать любые вопросы не через принуждение, а через вовлечение всех в переговоры.

Пытаться же навязывать оценки и рецепты, как это случилось на недавней сессии Совета ООН по правам человека, где была внесена антибелорусская резолюция, означает лишь антагонизировать участников процесса, способствовать поляризации позиций. Что и произошло в СПЧ».

Отвечая на вопрос корреспондента «Международной жизни» о «сложной ситуации, сложившейся в Организации Объединенных Наций, когда большинство её членов не поддержали позицию России по Сирии», и о том, как глава МИД России «оценивает участившиеся разговоры, что ООН требуется некая реорганизация после того, как по сирийскому вопросу она не смогла найти совместное решение», Сергей Лавров ответил:

«Процессы реорганизации и реформирования происходят на регулярной основе с любой структурой, т.к. жизнь идет, ситуации меняются, и необходимо вносить уточнения в формы, в которых работает та или иная организация. Это делается и в отношении Организации Объединенных Наций при общем понимании (а его никто не отрицает), что все должно происходить на прочной основе целей и принципов Устава ООН.

Они включают уважение суверенитета и территориальной целостности государств-членов ООН, невмешательство во внутренние дела суверенных государств, а также обязательство всех членов Организации выполнять решения ее Совета Безопасности. Эти решения в свою очередь, согласно Уставу ООН, считаются принятыми только в том случае, если ни один из постоянных членов Совета Безопасности не голосует против соответствующего проекта.

Говорить о том, что применение вето означает проявление некоего кризиса ООН, неверно. Все члены Организации, ратифицировав ее Устав, подписались под очень простой вещью – решения могут быть действенными только, если все постоянные члены Совбеза к ним присоединились. Таким образом, это своеобразная «страховочная сетка» от односторонних подходов к решению мировых дел.

В данном случае Россия и Китай применяли вето три раза, защищая основополагающие принципы (я их уже упоминал) – суверенитет, территориальная целостность государств, невмешательство в их внутренние дела, равно как и мирное урегулирование споров.

Кстати, наши американские коллеги десятки раз применяли вето не для защиты основополагающих принципов Устава ООН, а для того, чтобы заблокировать резолюции, направленные на выполнение уже принимавшихся в Организации решений.

В этой связи не стоит драматизировать занимаемую Россией позицию.

Что касается выхода из нынешней ситуации, то он очень прост и заключается в уважении упомянутых принципов.

Необходимо, чтобы внешние игроки «навалились» на все сирийские стороны, перестали науськивать и подстрекать к продолжению вооруженной борьбы, заставили бы также и правительство пойти на выполнение плана из шести пунктов и Женевского коммюнике.

Кстати, сирийское правительство выразило готовность сделать это, если оппозиция согласится на то же самое. Но оппозиция не соглашается.

Напомню, что Женевское коммюнике – документ, принятый консенсусом с участием всех пяти постоянных членов ООН, арабских государств, Турции, Китая.

Мы по-прежнему убеждены, что достигнутые в Женеве договоренности не должны саботироваться.

Буквально в ближайшие дни будем добиваться от наших партнеров ясного ответа, подтверждают ли они то, под чем подписались в Женеве. Если «да», то почему не предпринимают конкретных мер по претворению этого плана в жизнь?»

И, конечно, говорили о сотрудничестве Белоруссии и России, о главных вехах на этом пути.

«Формы поддержки со стороны России для нас очевидны: прежде всего, это наши партнерские отношения и отношения в рамках Таможенного союза и ЕЭП, это возможность для Беларуси успешно обеспечивать деятельность своей экономики», - отметил Сергей Мартынов. А «зона свободной торговли, по определению, дает гораздо больший простор развитию торгово-экономического взаимодействия. И то соглашение, которое было подписано в рамках СНГ, - не исключение. Это соглашение, которое на новом, современном этапе фиксирует принципы свободы торговли. И поскольку диапазон этого соглашения – вся территория СНГ, то мы ожидаем от этого документа серьезного эффекта», - подчеркнул он.

«Хотел бы добавить к этому создание ОДКБ, - заметил Сергей Лавров. – Каждая из этих вех может быть разбита на очень важные этапы, которые были свидетелями качественного последовательного улучшения отношений во всех тех сферах, которые упомянул мой белорусский коллега».

 

Теперь министерства иностранных дел наших стран приступают к подготовке совместной коллегии МИД Беларуси и России, которую планируется провести в Минске в октябре нынешнего года.

«Я с нетерпением ожидаю очередного визита в Минск, который пройдет в октябре, когда здесь состоится ежегодное совместное заседание коллегий МИД России и Беларуси», - сказал в Минске Сергей Лавров.

 

Москва – Минск – Москва

Ключевые слова: РФ

Версия для печати