Битвы за территорию вести легче, чем битвы за историю. Первые, рано или поздно, заканчиваются. Вторые могут продолжаться бесконечно.
В этом году наступает значимая дата – 200-летняя годовщина событий 1812 г., которые в нашей истории известны как Отечественная война 1812 г. Хотя, к сожалению, в послесоветских национальных государствах те события получают неоднозначную оценку. В жертву идее национального строительства приносится история, и где-то 200-летняя годовщина Отечественной войны 1812 г. проходит едва заметно, а где-то, как, например, в Белоруссии, её отказываются называть Отечественной, заменив это слово нейтральным «война 1812 г.» или более отчуждённым термином «русско-французская война». Обращения общественных активистов с просьбой вернуть в белорусские учебники традиционное название этой войны до сих пор получали официальный отказ (1).
Для Белоруссии эта тема актуальна вдвойне из-за наличия стойкого польского меньшинства в республике. Как известно, в армии «непобедимого» Бонапарта французы составляли, собственно, половину войска. Остальные – голландцы, немцы, итальянцы, бельгийцы, хорваты, португальцы, поляки. Последних было больше всего – около 100 000. Белорусская шляхта, будучи практически вся польского происхождения, с готовностью присоединялась к наполеоновским отрядам. Французский император даже взялся за воссоздание Великого Княжества Литовского под протекторатом Парижа. Сегодняшние пропольские историки утверждают, что в благодарность за участие белорусов в его походе. Но французы, очевидно, больше думали о геополитике, чем о благодарности кому бы то ни было. Ведь не мешала же «благодарность» Наполеона полякам обзывать Костюшко дураком и равнодушно смотреть, будучи в мундире польского улана, как польские легионеры бездумно бросались в Неман и тонули под его бесчувственным взглядом.
Главным интеллектуальным двигателем кампании по восхвалению Наполеона и его деяний для всех заграничных почитателей этой исторической фигуры является т.н. Международное Наполеоновское Общество (la Société Napoléonienne Internationale) (2). Располагая широкой сетью историко-исследовательских площадок, как правило, в вузах, от Канады и США до Франции и России, Международное Наполеоновское Общество основной целью своей деятельности видит донесение всей исторической информации о Бонапарте и его эпохе. При этом на главной странице информационного ресурса этой организации сообщается, что Наполеон был прогрессивным мыслителем, носителем передовых идей, заботливым покровителем подпавших под его власть земель. Следовательно, те, кто противился его новаторским помышлениям, да ещё додумался устроить ему бесславное поражение, иначе как закоснелыми увальнями и не назовёшь.
Из всех народов наиболее упорное сопротивление «французскому гению» оказали народы Испании и России. Но в структуре Международного Наполеоновского Общества имеется отдел, вещающий на испаноязычную аудиторию. Ведь племянник Наполеона I, воевавшего на Пиренеях, Наполеон III пытался подчинить себе Мексику. Сегодня некоторые южноамериканские интеллектуалы призывают отказаться от термина «Латинская Америка», т.к. латинской Южную Америку стал называть как раз Наполеон III, чтобы обосновать претензии латинской по духу Франции на земли, где население разговаривало на романских языках, восходящих к их общему предку – латыни. До вторжения в Мексику Наполеон III отличился в Крымской войне 1854-1856 гг., как сторонник войны с Россией.
К слову, Международное Наполеоновское Общество, как и другие западные НПО придерживаются грантовой системы сотрудничества с зарубежными соратниками, в т.ч. в России. Нечистые на руку историки, превратив историю в прислужницу политики, за определённую сумму обязуются транслировать обществу теории и версии, соотносимые с внутренней политикой грантодателя. А грантодатель, в данном случае, занят восхвалениями в адрес «корсиканского чудовища». Из-под пера таких историков выходят работы о Наполеоне апологетического толка, где нет места восхищению подвигами тех, кого на Руси принято считать героями – Кутузова, Чичагова, Дохтурова, Багратиона, Кульнева.
Международное Наполеоновское Общество – не одиночка в своём благоговейном порыве перед наследием Наполеона. В странах Европы, от Испании до Польши, существуют несколько организаций, специализирующихся на наполеоновской эпохе, а в 1999 г. создана международная сеть наполеоновских городов. Её цель – сохранение и популяризация исторического наследия Наполеона Бонапарта. В этом году, на который припадает 200-я годовщина наполеоновских кампаний в Европе, планируется проведение торжественных мероприятий, посвящённых событиям той эпохи (сражения при Прейсиш-Эйлау (Багратионовск), Бородино, Борисове).
В странах, расположенных вдали от России, наполеоновские дни представляют собой больше чисто историческое действо - воспроизведение событий той эпохи, но при непременном благожелательном отношении к Бонапарту и сдержанном – к тем, кто его победил. Чем ближе к восточным рубежам Европы, тем становится в этом меньше истории, и всё больше идеологии. Это особенно бросается в глаза в Польше и Белоруссии, ведь для поляков Наполеон – герой, вне всякого сомнения, положительный. Вознести его на пьедестал почёта – это значит придать милитаристскому порыву 100 000 поляков в 1812 г. благородное обрамление, цивилизаторский лоск. Это логически ведёт к почитанию ключевых фигур польской истории, роль которых в российской и, часто, в белорусской историографии не оценивается положительно (Е. Сангушко, Т. Костюшко).
Главным аргументом поклонников Наполеона, отстаивающих своего кумира, служат его таланты вне поля сражения (например, Кодекс Наполеона). Они призывают не обращать внимания на фразу Бонапарта, сказанную им в 1811 году своему послу в Варшаве аббату де Прадту: «Через пять лет я буду владыкой всего мира. Остается одна Россия, — я раздавлю ее...», а проникнуться к этой богатой личности почтением и восхищением. Но во многих талантах не откажешь и Карлу XII, и даже Гитлеру.
Только стоит ли ради их талантов забывать их слова о том, что Россия должна пасть перед ними на колени?
1) Ответ Национальной Академии наук Беларуси на обращение участников конференции «Отечественные войны Святой Руси» («Западная Русь» 26.07.2012)
2) http://www.napoleonicsociety.com/french/frameSetAccueil.htm
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs