ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Траян Бэсеску как зеркало европейского национализма

15:37 31.07.2012 • Пётр Искендеров, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук

Провал попыток румынской оппозиции отстранить от власти президента Траяна Бэсеску заставляет серьезнее приглядеться как к феномену этого политика, так и к процессам эрозии «объединённой Европы». И хотя политические противники главы государства расценили итоги несостоявшегося плебисцита  как свой успех, попытка сместить Бэсеску при помощи демократических процедур может привести лишь к резкому обострению внутриполитической борьбы, вплоть до применения сторонами силы.

Согласно предварительным данным румынского Центризбиркома, в референдуме, состоявшемся 29 июля, приняли участие 46,13% граждан страны, внесенных в избирательные списки. [1] Это меньше, чем требуемые по закону 50%,  и, следовательно, президент возвращается на ненадолго оставленный им пост – к разочарованию главы правительства социал-демократа Виктора Понта. Последний подчеркнул, что 87,55% участников плебисцита проголосовали за отставку Бэсеску. «Он останется в Котрочени (президентский дворец - П.И.), однако у него больше не будет легитимности, – заявил Понта и озвучил воинственное (если не сказать провокационное) обещание: «Что мы будет делать? Мы должны защищать румын, которые проголосовали за импичмент».

А отвечая на вопрос о том, как премьер относится к призыву самого Траяна Бэсеску к сотрудничеству президентской администрации и оппозиционного ему кабинета, премьер окончательно расставил все точки над «и»: «Что можно обсуждать с человеком, отвергнутым румынами?» [2] Сам же Бэсеску, со своей стороны, обвинил депутатов  в попытке  добиться его  ухода  для  захвата  контроля  над  государственными институтами. «Главная цель моего отстранения - поставить юридическую систему и государственные институты  под контроль партий Социал-либерального альянса», - заявил он.

Стоит напомнить, что решение парламента Румынии от 6 июля по вопросу импичмента Бэсеску также было далеко не единодушным. «За» проголосовали 258 из 432 депутатов, присутствовавших на заседании. Депутаты от Национал-либеральной партии обосновали своё предложение нарушением конституции, якобы допущенным президентом в 2010 году, когда он ввел в стране меры жесткой экономии и ограничил полномочия суда «через голову» премьер-министра. В документе об импичменте, разработанном Национал-либеральной партией, подчеркивалось, что это «может считаться серьезным нарушением  конституции и является достаточным основанием для того, чтобы освободить Траяна Бэсеску от занимаемой должности». Спустя 10 дней - 16 июля - временно исполняющий обязанности Крин Антонеску назначил проведение референдума  об окончательном смещении президента Бэсеску. «Я решил подготовить этот закон, и, я думаю, таким образом положить конец этой горячей ситуации», - заметил Антонеску. [3]

Однако вместо конца мы увидели начало нового витка противостояния правящей коалиции премьера Понта и находящейся в оппозиции президентской Демократическо-либеральной партии. Дипломатические источники в Евросоюзе на условиях анонимности уже прогнозируют на ближайшие месяцы «сохранение политической напряженности между Бэсеску и левоцентристским большинством». Сходное мнение высказал и местный политический аналитик Раду Александру. По его словам, «после данного референдума можно было бы ожидать, что два лагеря пересмотрят свои позиции для того, чтобы найти компромисс. Однако в Румынии политические конфликты персонифицированы, что делает невозможным нахождение решения». [4]

Румынские СМИ также прогнозируют дальнейшее обострение противостояния. По мнению издания Romania Libera, возвращение Траяна Бэсеску в президентский дворец  «не успокоит политическую ситуацию, напротив, оно еще больше разожжет войну двух лагерей». Газета полагает, что не Бэсеску, а скорее правящий Социал-либеральный альянс оказался теперь в «деликатной ситуации». [5] А газета Ziarul financiar уверена, что «продолжающийся политический скандал» приведет к «удорожанию» цены европейской помощи, оказываемой Румынии по линии Евросоюза и МВФ. [6]

С чем же связано явное нежелание большинства румын поддержать решение парламента и отправить президента Бэсеску в отставку – кстати, дающее о себе знать уже второй раз за последние годы? Нынешний глава государства подвергался процедуре импичмента и в 2007 году. Тогда инициаторами выступили Социал-демократическая и Консервативная партии и националистическая партия  «Великая Румыния». Причиной импичмента стали выводы специальной парламентской комиссии о превышении главой государства конституционных полномочий. В частности, президент обвинялся в смещении и назначении без согласования и консультаций с парламентом министров, руководителей спецслужб и других высокопоставленных чиновников, во вмешательстве в работу органов правосудия и юстиции, в предоставлении преференций по приватизации и при получении выгодных контрактов. Однако итоги того плебисцита также явились благоприятными для Бэсеску. В мае 2007 года 75% румынских избирателей проголосовали против импичмента, и президент был восстановлен в своей должности.

Сейчас ситуация в Румынии отличается более высоким накалом, причем в основе противостояния - социально-экономические вопросы. А национализм самого Траяна Бэсеску, выступающего, в частности, за поглощение Молдавии Румынией, и осложнившиеся отношения Бухареста и Брюсселя лишь добавляют остроты.

Политика жесткой бюджетной экономии, проводившаяся последними румынскими кабинетами, привела к росту социальной напряженности и массовым антиправительственным выступлениям. Первой его жертвой в феврале 2012 года стал глава правоцентристского правительства Эмиль Бок. По его словам, он подал в отставку, чтобы «облегчить политическую и социальную ситуацию». И хотя, согласно законодательству, Э.Бок мог продолжать исполнять премьерские обязанности вплоть до намеченных на ноябрь текущего года парламентских выборов, он решил уйти досрочно.

Симптоматично, что премьер, считавшийся сторонником президента Бэсеску, заявил о своей отставке буквально на следующий день после того, как совместная миссия МВФ и ЕС похвалила его правительство за реформы, «реализованные за последние месяцы». Эти реформы позволили Румынии  получить от обеих организаций согласие на предоставление финансовой помощи на общую сумму 20 млрд евро. Однако эти же реформы привели к росту безработицы, сокращению зарплат на 25% и увеличению налогового бремени. МВФ и Евросоюз «настоятельно рекомендовали» Румынии осуществить те же меры, что и стоящей на грани дефолта Греции. Начавшиеся в середине января ежедневные многотысячные демонстрации протеста в Румынии наглядно продемонстрировали отношение населения к подобным мерам. [7]

Неудивительно, что и сменивший Эмиля Бока на посту главы кабинета Михай-Разван Унгуряну не смог укрепить  свои позиции и также был вынужден подать в отставку. Она и позволила занять пост премьера нынешнему главному оппоненту президента Виктору Понта.

Обычно правительства, проводящие политику жесткой экономии по рецептам ЕС и МВФ, традиционно могут рассчитывать на всемерную поддержку последних. Это мы наблюдаем в большинстве «проблемных» стран ЕС. Однако в случае с Румынией всё не так просто. За последний год отношения Траяна Бэсеску с Брюсселем основательно испортились. Евросоюз опасается открыто поддерживать великорумынский курс президента на поглощение Молдавии и неоднократно требовал от главы Румынского государства остановить раздачу румынских паспортов молдавским румынам. А в начале текущего года настоящим шоком для брюссельской бюрократии стало неожиданное решение Бухареста заблокировать предоставление Сербии статуса официального кандидата на вступление в Евросоюз со ссылкой на якобы неурегулированность положения влашского меньшинства в этой балканской стране. Ситуацию удалось отрегулировать благодаря экстренным телефонным переговорам Брюсселя и Бухареста, но осадок, как говорится, остался.  «Это не соответствует европейскому духу», - так прокомментировал ситуацию министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле. [8]

В то же время именно Бэсеску в числе немногих европейских лидеров категорически отказывается признавать самопровозглашенную независимость Косова, невзирая на мощное давление Брюсселя и Вашингтона. В сложившейся ситуации не удивляет и нежелание Евросоюза включить Румынию в «шенгенскую» зону.

Двойственной оказалась реакция Брюсселя и на последние политические события в Румынии. Явно опасаясь резкого обострения противостояния, именно Еврокомиссия, судя по имеющейся информации, добилась от исполнявшего обязанности главы государства Крина Антонеску согласия вынести вопрос об импичменте Бэсеску на референдум. Сложившийся образ Бэсеску как борца с брюссельской бюрократией и сторонника великорумынской идеи позволяет ему переводить противостояние с оппозицией в русло конфликта патриотов, с одной стороны, и агрессивного экспансионизма ЕС - с другой. Аналогичное размежевание всё заметнее и в других странах Центральной и Юго-Восточной Европы – от Греции до Венгрии и от Сербии до Украины и Белоруссии. Это позволяет рассматривать «феномен Бэсеску» в общем контексте роста патриотических и националистических настроений в Европе и говорить об укреплении опасной для Евросоюза тенденции.

www.fondsk.ru

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати