Организация Договора о коллективной безопасности, отмечающая в этом году два юбилея, получила мировое признание, став одной из ключевых региональных структур международной системы безопасности. Об этом шла речь 15 мая в Кремле на юбилейной сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ, посвящённой 20-летию подписания Договора о коллективной безопасности и 10-летию Организации Договора о коллективной безопасности. Открывая торжественную встречу, Президент России Владимир Путин отметил: «Вырос международный авторитет ОДКБ, она стала одним из действенных инструментов поддержания коллективной безопасности в зоне своей ответственности».
На саммит глав государств-участников ОДКБ в Москву прибыли лидеры Армении – Серж Сарксян, Беларуси – Александр Лукашенко, Казахстана – Нурсултан Назарбаев, Таджикистана – Эмомали Рахмон, Кыргызстана - Алмазбек Атамбаев и Узбекистана – Ислам Каримов. Сегодня в ОДКБ входят семь стран, но история становления Организации знала и других своих участников, и складывалась в несколько этапов. Идея создания коллективных сил безопасности возникла сразу после распада Советского Союза, когда каждой из республик пришлось индивидуально обеспечивать собственную национальную безопасность. А поскольку оборонная мощь СССР преимущественно была российская, то каждой республике достались «осколки» разбившегося зеркала – того, что осталось от распавшегося СССР. В частности, у Казахстана остались в собственности пусковые установки стратегических ядерных ракет, ядерные силы были и на территории Белоруссии и Украины, а у Киргизии из вооружённых сил не осталось ничего. В Закавказье советская армия базировалась на территории современного Азербайджана, поэтому Армения осталась «ни с чем».
Между тем внешняя обстановка была напряжённой. Граничащий с Казахстаном, Узбекистаном и Туркменией Афганистан, близость Пакистана представляли такую угрозу, как проникновение наркотрафика. Пути переправки и торговли наркотиками сопровождались агрессией с применением силы. Неспокойно было и в Таджикистане в начале 90-х годов. Ещё в перестроечные годы в этой республике зародилось исламско-демократическое движение, которое регулярно получало поддержку из Афганистана. Процесс его укрепления активизировался с распадом СССР. Это рассматривалось как угроза сразу всем государствам Договора о коллективной безопасности. О событиях тех лет рассказывает в фильме «ОДКБ - 20 лет мы сила!», демонстрировавшемся во время саммита в Кремле, Валерий Семериков – заместитель Генерального секретаря ОДКБ, заместитель директора Федеральной пограничной службы России 1997-2003 годов: «О событиях в Таджикистане в 90-е годы я знаю не понаслышке: митинговый беспредел, создание отрядов самообороны оппозиции, бесконтрольная раздача оружия сторонникам правительства - всё это привело к кровавому противостоянию. Верховный Совет Таджикистана проявил политическую волю и обратился к участникам ДКБ с просьбой о вводе миротворческих сил на территорию республики. Россия, Киргизия, Узбекистан, Казахстан поддержали просьбу. Таджикистан стал получать военную, экономическую и гуманитарную помощь. Попытки оппозиции нанести новый удар действующей власти оказались безуспешными». Как считает Николай Бордюжа – Генеральный секретарь ОДКБ, без помощи, оказанной Таджикистану Россией, Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном, решить проблему и обеспечить стабильность в этой республике было невозможно. И даже при такой поддержке военные действия в Таджикистане продолжались ещё три года.
Как в этих условиях обеспечивать собственную национальную безопасность? Логика 70-ти лет жизни в коллективе братских республик подсказывала идею объединения вооружённых сил для создания коллективной безопасности по периметру собственных границ. 15 мая 1992 года в Ташкент – столицу Узбекистана - прибыли главы пяти вновь образовавшихся государств – России, Армении, Казахстана, Киргизии, Таджикистана. Тогда-то и был выработан принцип, вошедший впоследствии в Устав ОДКБ – «один за всех, все за одного». Так Статья 4 Договора о коллективной безопасности гласит: «Если одно из государств-участников подвергнется акту агрессии со стороны одного или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех участников настоящего договора. В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства–участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средств в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствие со статьёй 51 Устава ООН».
Не пройдёт и года, Договор о коллективной безопасности подпишут также президенты Азербайджана, Белоруссии и Грузии. Документ вступит в силу 20 апреля 1994 года и будет продлеваться каждые пять лет. Первоначально девять стран были участниками Договора. Потом три государства по решению своих руководителей - Эдуарда Шеварднадзе, Гейдара Алиева и Ислама Каримова (Грузия, Азербайджан и Узбекистан) – вышли из Договора. Правда позднее Узбекистан всё-таки вернулся в состав государств-участников ДКБ. Таким образом Ташкентский договор, подписанный 20 лет назад, заложил механизм взаимодействия бывших республик в сфере безопасности.
История становления ДКБ знала немало тревожных лет. В 1999 году обостряется военно-политическая обстановка в Кыргызстане. И опять объединённые коллективные усилия оказывают действенную помощь. Но вспомним: Российская Федерация вела боевые действия на Северном Кавказе, что осложняло ситуацию, и тем не менее, Договор сохранял свою силу, продолжая действовать. В результате страны-участники Договора создали региональные группировки сил, войск и средств. Это российско-белорусская – на западном направлении, российско-армянская группировка на кавказском направлении и центрально-азиатская группировка, состоящая из коалиционных сил России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана.
В мае 2000 года в Минске подписан меморандум о повышении эффективности Договора и его адаптация к современной геополитической ситуации. Один из восьми пунктов этого документа заключался в совместном противостоянии международному терроризму и экстремизму. Военно-политический союз постепенно превращался в организацию – ОДКБ, где все вопросы решались и по сей день решаются консенсусом: один голос государства – равный среди всех. Коль скоро страны ОДКБ вышли на новый уровень военно-политического взаимодействия, то речь зашла о включении ОДКБ в систему общемировой безопасности. Сегодня в ОДКБ сформированы коллективные силы быстрого развёртывания (КСБР).
К слову, все решения, которые принимаются ОДКБ, соответствуют статье 52 главы №8 Устава ООН о региональных организациях. Она гласит: «Настоящий Устав ни в коей мере не препятствует существованию региональных соглашений или органов для разрешения таких вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий, при условии, что такие соглашения или органы и их деятельность совместимы с целями и принципами Организации». Ещё одна статья Устава ООН предписывает такой региональной структуре, как ОДКБ, обо всех своих решениях информировать Совет Безопасности ООН. Это значит, что ОДКБ фактически становится региональной структурой международного сотрудничества, получив мировое признание.
На всём протяжении 20-летней деятельности страны-участники не поменяли цели своей организации: укрепление мира, безопасности, защита на коллективной основе территориальной целостности и суверенитета государств ОДКБ. Интересны высказывания лидеров стран-участниц о своей Организации. Нурсултан Назарбаев: «ОДКБ – это страховой полис, который используется в случае внешней угрозы всем членам коллективной безопасности. Такие договоры начинают действовать, когда появляется внешняя угроза». Александр Лукашенко: "ОДКБ - это мощный центр силы на постсоветском пространстве». Сформировавшись как многофункциональная организация, ОДКБ решает вопросы военно-политического сотрудничества, вопросы противодействия современным глобальным вызовам и угрозам". ОДКБ – это современные, объединённые, чётко продуманные стратегии и тактики, высококвалифицированные кадры, современные совмещённые средства борьбы, это три группировки коллективных сил, о которых говорилось ранее. А Коллективные силы представляют собой: Коллективные силы быстрого развёртывания центрально-азиатского региона коллективной безопасности (КСБР ЦАР) - 4 500 человек; Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) - 17 000 человек; Формирования сил специального назначения КСОР - 3000 человек; Миротворческие силы - 3 500 человек.
ОДКБ имеет синий флаг и интересную эмблему на нём: – это щит синего цвета в виде четырёхугольной фортеции – символ ненаступательного характера Организации, золотой шар в центре щита обозначает общность целей и защищаемых ценностей государств ОДКБ, а лаврово-дубовый венок, в который заключён щит, символизирует доблесть и мужество военнослужащих ОДКБ. Девиз, под которым родилась и развивается Организация Договора о коллективной безопасности, и 20 лет спустя не утратил своей актуальности: «Один за всех, все за одного». Он также лежит в основе принятой на юбилейной сессии Декларации, в которой даётся оценка основных тенденций развития международной обстановки. В документе говорится о деятельности ОДКБ, подтверждается приверженность целям и принципам Договора о коллективной безопасности, готовность углублять и развивать союзнические отношения во внешнеполитической, военной и военно-технической областях, в сфере противодействия транснациональным вызовам и угрозам безопасности и стабильности.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs