Берлин
В ходе дискуссии о перспективах партнёрского развития отношений между Россией и Европой на международной конференции "Европа встречает Россию" в Берлине главный редактор журнала «Международная жизнь» Армен Оганесян оказался единственным, кто доказывал паритетное место России в партнёрстве с Европой.
После локальной дискуссионной «схватки» участники берлинской конференции с особым вниманием прослушали доклад Армена Оганесяна «Россия встречается с Европой: а где же место встречи»?
Вопреки призывам некоторых докладчиков не вдаваться в исторический экскурс, именно с него и начал своё выступление Армен Оганесян. А как иначе можно подходить к столь сложному вопросу, как строительство общего экономического, политического, культурного пространства от Лиссабона до Владивостока? Поэтому пришлось напомнить разновозрастной аудитории (а среди участников немало молодых людей в возрасте чуть больше 20 лет), что концепция Европы возникла сравнительно поздно, хотя и бытует расхожий термин «старушка Европа», прижившийся в монографиях многих авторов. Итак термин «Европа», отметил Армен Оганесян, стал расхожим в Западной Европе в 1660 году, а в Восточной прижился в 1975-ом. Уже на раннем этапе проявлялась цивилизационная открытость европейцев, притом участие в цивилизационном диалоге являлось одним из ключевых европейских критериев идентичности.
Россия тогда уже вплотную подошла к тому, что затем стали называть государственностью. И в этом году, к слову, Российская Федерация будет отмечать 1150-летие зарождения российской государственности, о чём уже подписан указ Президента Дмитрия Медведева. Но, возвращаясь к теме доклада, выделим, что Россия всегда играла в судьбе Европы судьбоносную роль. Во-первых, Россия служила барьером на пути татаро-монгольского завоевания Европы и, обескровив себя борьбой за свою идентичность, дала возможность Европе развиваться самой и развивать отношения с соседями, в том числе и заморскими.
Армен Оганесян уточнил, что не следует считать императора Петра I первооткрывателем Европы для России. Задолго до него русские цари налаживали и развивали связи с европейскими странами. Это и Иван Грозный, и Борис Годунов. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что именно Пётр I вывел российско-европейские отношения на качественно новый уровень развития. И уж коль скоро конференция организована Институтом культурной дипломатии, то логично было бы вспомнить о русской литературе, где образ царя-реформатора был неоднократно отражён в произведениях Александра Пушкина.
По мнению Армена Оганесяна, личность Петра сегодня выглядит символично, поскольку очевидно стремление России к сближению с Европой. И по мнению докладчика, это сближение значительно важнее для нашей страны, чем её отношения с США или Китаем. Россия, подчеркнул Армен Оганесян, прекрасно знает разнообразие различных регионов Европы и рассматривает его как неиспользованный пока резерв развития и потенциал сотрудничества. В то же время Россия заинтересована в сильной и стабильной Европе. А Европа, как показывает опрос в ведущих странах Евросоюза, также заинтересована в стабильной России. Докладчик проиллюстрировал это убедительными данными, в которых отражены в цифрах мнения ведущих игроков Евросоюза сразу после российских выборов президента.
Армен Оганесян обратился в своём докладе к недавно опубликованной книге министра иностранных дел Сергея Лаврова «Между прошлым и будущим», в которой глава внешнеполитического ведомства России пишет: «ЕС и НАТО заметно потеряли в гибкости и эффективности при достижении своих основных целей. Это может показаться хорошей новостью для тех, кто надеются, что расширение НАТО на Восток станет прологом к самоуничтожению НАТО и распаду интеграционного проекта Европы». Министр также считает, что любое упорядоченное состояние вещей лучше, чем хаос, - отметил Армен Оганесян.
Главный редактор журнала «Международная жизнь» вспомнил и книгу экс-премьер-министра Великобритании Гордона Брауна «По ту сторону Crash» и его ключевую фразу о том, что «глобальные проблемы требуют глобальных решений». Однако расхождение интересов приводит к разобщённости и конфликтам даже в самых эксклюзивных клубах, таких как Группа Восьми или Большая Двадцатка. Примером тому может служить ситуация, сложившаяся на саммите G20 в Сеуле. Здесь уместно было бы вспомнить русскую поговорку, предложил Армен Оганесян – довольствуйся малым, дабы обрести большее. И в этом смысле для противостояния глобальным вызовам необходимо прийти к сближению в совместной работе для создания Большой Европы от Лиссабона до Владивостока.
Докладчик напомнил и «историческую родословную» термина Большой Европы. Родоначальник её Шарль Де Голль, который предложил в начале 60-х годов строить совместными усилиями Европу от Атлантики до Урала. Но советское руководство во главе с Никитой Хрущёвым неадекватно отнеслось к этому, ставшему внешнеполитическим кредо Франции, тезису её лидера.
Переходя от истории к теории, от теории к практике, Армен Оганесян отметил: «Я знаю, что есть люди как в Европе, так и в России – политики, учёные, дипломаты, которые считают, что тесное сотрудничество между Европой и Россией превратят территорию от Лиссабона до Владивостока в надёжную систему, способную решать задачи по преодолению глобальных экономических кризисов. Европа и Россия заинтересованы в развитии сотрудничества со странами АТР, который имеет большую привлекательность и сегодня. В конце концов, Россия до Владивостока представляет собой почти половину мира, если считать от Центральной Европы».
Армен Оганесян проиллюстрировал эффективность нового евразийского проекта, направленного на объединение в одно экономическое пространство экономик России, Белоруссии и Казахстана. Проект, был запущен с 1–го января 2012 года по инициативе Владимира Путина. В этой связи Армен Оганесян отметил, что большинство стандартов и требований к продукции и услугам будут совместимы с принятыми в Евросоюзе. Реализация проекта рассматривается в Москве как шаг на пути к более тесной интеграции в виде Евразийского союза. Владимир Путин высказал мнение, что этот союз мог бы взять на себя роль эффективного связующего звена между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Процессы развиваются столь динамично, что правомерен вопрос: «Где же место встречи России и Европы»?
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs