Россия высказалась о правах человека в мире

11:37 20.01.2012 Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»


Опубликованный недавно Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира» стал в некотором роде сенсацией.

Во-первых, это первый документ на подобную тематику, представленный российским внешнеполитическим ведомством.

Во-вторых, впервые отечественный МИД не только открытым текстом назвал нарушения прав человека. Но и облек их не в форму общих слов, а указал конкретные факты этих нарушений в целом ряде стран мира.

В-третьих, в центре внимания Доклада оказались именно те государства, которые не одно десятилетие поучали нашу страну – сначала Советский Союз, а потом Россию – о правилах «хорошего тона» в области «прав человека».

В-четвертых, Доклад вызвал очень болезненную реакцию во многих столицах. Их политикам оказался совсем не по нраву сам факт того, что из Москвы было указано на вопиющие нарушения прав человека именно в тех странах, которые постоянно учат весь остальной мир тому, как с их точки зрения эти права нужно блюсти. Притча о «бревне в собственном глазу» здесь подходит как нельзя кстати!

Вот – наиболее показательные страницы этого объемного (почти сотня страниц) Доклада МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира». [i] Полагаем, что комментарии не требуются.

 

США

 

Положение в США далеко от провозглашаемых Вашингтоном идеалов. Главная нерешенная проблема – одиозная тюрьма в Гуантанамо, где по-прежнему содержится 171 узник, подозреваемый в связях с террористами. Президент Б. Обама легализовал бессрочное и бессудное заключение, а также санкционировал возобновление работы военных трибуналов.

Действующая администрация продолжает применение большинства методов контроля над обществом и вмешательства в частную жизнь американцев, взятых на вооружение спецслужбами при Дж. Буше под предлогом «войны с террором». Одновременно Белый дом и Минюст США укрывают от ответственности оперативников ЦРУ и высокопоставленных чиновников, виновных в массовых и грубых нарушениях правозащитных стандартов.

Обостряются застарелые системные проблемы американского общества, включая расовую дискриминацию, ксенофобию, переполненность тюрем, необоснованное применение смертной казни, в т.ч. к невинным, несовершеннолетним и душевнобольным, несовершенство избирательной системы, коррупцию.

Экстерриториальное применение американского законодательства наносит наибольший вред в плане российско-американских отношений. Оно ведет к нарушению основополагающих прав и свобод россиян, включая произвольные аресты и похищения из третьих стран, жестокое обращение, уголовное преследование на основании показаний «подставных агентов» и сомнительных улик (наиболее яркие примеры – дело В.А.Бута и К.В.Ярошенко).

За время президентства Б. Обамы США не расширили свои международно-правовые обязательства в гуманитарной сфере и по-прежнему участвуют лишь в трех из девяти основных договоров по правам человека. Американцы до сих пор не ратифицировали Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации против женщин и Конвенцию ООН о правах ребенка (к ней также не присоединились только сомалийцы).

В сентябре 2006 г. Дж. Буш фактически признал существование секретных тюрем ЦРУ, объявив о переводе 14 содержавшихся в них узников на базу в Гуантанамо. Как стало известно позднее, в 2002-2003 гг. спецслужбами было построено порядка десяти подобных СИЗО, в том числе в Афганистане, Ираке, Тайланде, Марокко, Румынии, Литве и Польше, где в «правовом вакууме» содержалось около 100 узников.

В нарушение международно-правовых обязательств США по Конвенции против пыток Минюст принял решение не привлекать к уголовной ответственности сотрудников спецслужб, применявших во время пресловутой «войны с террором» жесткие методы допросов к подозреваемым в терроризме. Между тем, обращение с заключенными в секретных тюрьмах ЦРУ было квалифицировано в качестве пыток, в том числе, в докладах МККК и комиссара по правам человека Совета Европы Т.Хаммарберга.

В мае 2011 года американский Конгресс продлил действие принятого после 11 сентября 2001 г. «Патриотического акта США». Правоохранительные органы по-прежнему могут следить за теми, кто подозревается в экстремизме, даже если они не связаны с конкретными террористическими организациями. Кроме того, ФБР, Агентство национальной безопасности и другие спецслужбы сохранили за собой практически неограниченные полномочия по прослушиванию без санкции суда телефонных разговоров и перлюстрации электронной и почтовой корреспонденции лиц и организаций, подозреваемых в терроризме. Наконец, они могут продолжать запрашивать в любых учреждениях и коммерческих компаниях интересующую информацию, в том числе конфиденциальную (финансовая отчетность, медицинские карты, сведения о банковских счетах и т.п.). Только по официальным данным, опубликованным ФБР за 2010 г., это ведомство в четыре раза увеличило число операций по постоянному прослушиванию. За тот же период по разным организациям разослано 24,3 тыс. предписаний о предоставлении закрытой информации об американцах и иностранцах (всего на 14,2 тыс. чел.).

Свобода слова и прессы в США гарантируется первой поправкой к Конституции США и традиционно является одной из самых охраняемых либеральных ценностей, но и она после терактов 11 сентября 2001 г. была серьезно ограничена.

По мнению организации «Репортеры без границ», в 2009-2010 гг. по степени свободы прессы США занимали 20-е место в мире (из 178). В рейтинге другой НПО – «Фридом Хаус» – в 2010 г. США оказались на 25-й строчке.

Конгресс США в течение нескольких лет не может принять закон, предоставляющий журналистам право сохранять в тайне свои источники (за исключением ряда случаев, когда суд признает раскрытие информации необходимым).

Все чаще журналисты в США теряют работу из-за своих «политически некорректных» высказываний. Так, в июне 2010 г. под давлением влиятельных еврейских кругов была вынуждена завершить карьеру легендарная Х.Томас, осмелившаяся раскритиковать действия Израиля в отношении «флотилии свободы». В июле 2010 г. была уволена старший редактор отдела по Ближнему Востоку телекомпании «Си-Эн-Эн» О.Наср, выразившая в твиттере сожаление по поводу смерти духовного лидера ливанских шиитов С.Фадлала.

По данным проекта «Подсчет убитых в Ираке» (Iraq Body Count), к августу с.г. конфликт в Ираке унес жизни до 111,6 тыс. гражданских лиц. Эти цифры подтверждаются опубликованными сайтом «Викиликс» секретными донесениями с театра военных действий (109 тыс. с января 2004 г. по декабрь 2009 г.). Согласно же исследованию авторитетного медицинского журнала «Ланцет», проводившемуся с учетом косвенных факторов – болезней, голода, общего кризиса системы здравоохранения и борьбы с преступностью и т.п., – только в период с момента американского вторжения в марте 2003 г. по октябрь 2006 г. сверх обычного уровня смертности в этой стране погибло более 650 тыс. иракцев (военных и гражданских лиц).

Общее количество жертв среди афганского мирного населения с начала операции «Несокрушимая свобода» в этой стране в 2001 г. составляет примерно 11,5-14,2 тыс. человек (до 34,5 тыс., если учитывать косвенные факторы смертности). При этом приблизительно 5,7-9 тыс. мирных жителей было убито силами международной коалиции под руководством США (чаще всего в результате воздушных ударов и использования беспилотников).

Под предлогом борьбы с терроризмом ФБР разработало и активно осуществляет программу наблюдения за арабскими и мусульманскими общинами. Спецслужбы предлагают нелегалам узаконить их статус в обмен на слежку за «подозрительными элементами» в их религиозных общинах и угрожают выдворить их из страны в случае отказа от сотрудничества.

В целом, по данным «Международной Амнистии», более 32 млн. американцев, по крайней мере раз в жизни, подвергались расовой дискриминации со стороны правоохранительных органов. Причем белые американцы также бьют тревогу в связи с участившимися случаями «черного расизма». Наблюдается как рост ксенофобских групп, число которых, по данным правозащитных организаций, в 2008 г. составило 926, так и экстремистских движений афроамериканцев, выступающих против англосаксов и евреев.

США продолжают оставаться страной с самым большим «тюремным населением» (по данным Минюста США, в 2009 г. оно составляло 2,3 млн. человек) и самым большим уровнем арестантов на душу населения в мире (743 на 100 тыс. населения). За решеткой – каждый 132-й житель США. При этом более 140 тыс. отбывают пожизненное заключение.

Примерно 20 тыс. человек содержатся в одиночных камерах на постоянной основе, что зачастую приводит к психическим заболеваниям. В июле с.г. очередную голодовку в знак протеста против бесчеловечных условий заключения в карцерах устроили заключенные калифорнийской тюрьмы строгого режима «Пеликэн Бэй».

Хотя в марте с.г. Иллинойс стал 16-м штатом США, отменившим смертную казнь, она продолжает фактически применяться в 12 из них.

«Ахиллесовой пятой» американской Фемиды в контексте высшей меры наказания являются ошибки правосудия. За последние 30 лет постфактум были оправданы более 130 приговоренных.

Озабоченность правозащитников вызывает блокирование доступа к выборам и выборным должностям независимых кандидатов, а также практика назначения сенаторов губернаторами в случае досрочного освобождения должности. Примечателен в этой связи случай бывшего губернатора штата Иллинойс Р.Благоевича, который, по сути, попытался продать место сенатора от этого штата, освободившееся после избрания Б.Обамы президентом США.

Согласно опубликованному в этом году докладу министерства здравоохранения и социального обеспечения США, в 2009 г. (более поздние данные пока отсутствуют) в органы социальной защиты поступило порядка 3,3 млн. заявлений о предполагаемых случаях насилия в отношении более 6 млн. детей. По результатам проверок собраны веские доказательства жестокого обращения с 763 тыс. пострадавших (один из ста несовершеннолетних американцев). Из них 1770 человек (2,4 на 100 тыс.) погибли, при этом в 75% случаев – от рук или по недосмотру собственных родителей. Наибольшее число жертв (более 80%) среди детей младше 4 лет. В подавляющем большинстве инциденты связаны с тем, что дети были оставлены без присмотра (78%). На втором месте – физическое насилие (17,7%), на третьем – сексуальное (почти 10%), на четвертом – психологическое давление (7,6%).

Влиятельная американская ассоциация юристов (ААЮ) в специальном докладе 2011 г. сделала вывод о том, что вследствие сокращения расходов на институты судебной власти США (в среднем на 10-15% за последние три года) резко возросла нагрузка на судей и снизилось качество правосудия.

Среди основных проблемных вопросов в гуманитарно-правочеловеческой сфере в двусторонних отношениях с США является применение американской стороной законодательства США к гражданам России в экстерриториальном порядке. В первую очередь речь идет об арестах российских граждан в третьих странах по запросам правоохранительных органов США при непосредственном участии агентов американских спецслужб и ведомств.

В.А.Бут был арестован в марте 2008 г. в Тайланде местной полицией совместно с агентами Американского агентства по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (DEA) и затем экстрадирован в США. В США его обвиняют в сговоре с целью убийства американских граждан и военнослужащих, приобретении и продаже ПЗРК, оказании материальной помощи иностранной террористической организации, отмывании денег, мошенничестве при осуществлении денежных переводов, а также нарушении внутриамериканских санкций, введенных против него в 2004 г. МИД России потребовал от Бангкока предоставить официальные документы, на основании которых российский гражданин был передан Вашингтону. В Бангкоке с 10 августа с.г. состоялось несколько заседаний суда по вопросу законности экстрадиции россиянина в США, включая процедурные аспекты вывоза его из местной тюрьмы и передачи американским спецагентам. 2 ноября 2011 г. суд присяжных в США единогласно признал В.А.Бута виновным по всем пунктам обвинения, вынесение приговора назначено на 8 февраля 2012 г.

К.В.Ярошенко был арестован в мае 2010 г. в Либерии при участии сотрудников Американского агентства по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (DEA). 31 мая 2010 г. без какого-либо судебного решения был по сути насильственно вывезен на американскую территорию. Российское диппредставительство не было проинформировано об аресте нашего гражданина. К.В.Ярошенко подвергался психологическому и физическому воздействию. В США он был обвинен в преступном сговоре с целью поставки кокаина на территорию США и приговорен 7 сентября  к 20 годам заключения. Доказательная база целиком строилась на перехвате телефонных разговоров, а не реальных действиях.

По запросам Минюста США в Германии в ноябре 2010 г. арестован российский гражданин С.М.Сатаринов (обвиняется в преступлениях, связанных с наркотиками, доставлен в США из Германии 14 апреля 2011 г.), а в Швейцарии в марте 2011 г. - В.В.Здоровенин.

Против российских граждан направлены и провокационные политические игры, развернувшиеся в США вокруг дела юриста фонда «Хэрмитедж» С.Л.Магнитского, который погиб в московском СИЗО в 2009 г. При участии ряда американских законодателей был подготовлен список российских чиновников, якобы имевших отношение к его смерти («список Магнитского»), а в Конгресс США внесены законопроекты, предусматривающие введение против данных лиц визовых и финансовых санкций, что противоречит принципу презумпции невиновности. В июле  2011 г. Госдепартамент объявил о решении ограничить въезд в США ряду неназванных сотрудников российских правоохранительных органов, ссылаясь на их причастность к делу Магнитского.

Чрезвычайно остро стоит проблема насилия в отношении приемных детей из России в американских семьях.

 

Страны Евросоюза

 

Наименее благополучными с точки зрения прав человека в ЕС являются вопросы положения «неграждан» в странах Балтии, цыган, мигрантов и беженцев, ситуация с проявлениями расизма и ксенофобии.

После вступления в силу Хартии к работе по мониторингу правочеловеческой ситуации в ЕС стал подключаться Европарламент (ЕП). На его пленарной сессии в Страсбурге 15 декабря 2010 г. была принята резолюция «Ситуация с соблюдением основных прав в ЕС (2009) – эффективная имплементация после вступления в силу Лиссабонского договора». В ней констатируется, что ситуация с правами человека в странах Евросоюза далека от благополучной. Особую озабоченность вызвали проблемы в таких сферах, как свобода передвижения, защита персональных данных и частной жизни, права беженцев и мигрантов, торговля людьми, защита жертв преступлений, права заключенных, защита детей, в т.ч. от жестокого обращения, сексуальной эксплуатации, порнографии, негативного воздействия Интернета, свобода СМИ, борьба с расизмом, ксенофобией и антисемитизмом, дискриминация, в т.ч. по этническому признаку, отсутствие стратегии социальной интеграции рома (цыган). К нарушениям основных прав отнесены «санкции за использование языка, отличающегося от официального языка государства-члена».

Критика Европарламента в адрес ЕС является половинчатой и безадресной: обозначены только сами проблемы без указаний на то, для каких стран они характерны, отсутствуют конкретные примеры нарушений прав человека. В резолюции приведен всего один эпизод, который касается невыполнения Еврокомиссией (ЕК) и Советом ЕС рекомендаций ЕП 2007 г. относительно использования ЦРУ территорий стран ЕС для перевозки и незаконного задержания заключенных.

В докладах Агентства ЕС по основным правам человека (АОПЧ), которое с 2007 г. осуществляет основной мониторинг правочеловеческой ситуации в странах Евросоюза, признается, что действующий механизм применения антидискриминационного законодательства ЕС недостаточно эффективен, что особенно заметно на фоне роста расизма и ксенофобии. Отмечается, что существующие в ЕС правовые средства и их применение на практике не дают должной отдачи при борьбе с проявлениями дискриминации. Повсеместно происходит увеличение числа зарегистрированных преступлений на почве расизма, ксенофобии и антисемитизма, хотя статистическая база их учета оставляет желать лучшего (например, данные о преступлениях на почве антисемитизма собираются на приемлемом уровне только в 6 странах ЕС). Также наблюдается слабая осведомленность граждан о своих правах и о существовании организаций, поддерживающих жертв такой дискриминации.

Регулярно проводимые АОПЧ среди граждан стран ЕС опросы общественного мнения показывают, что около 75% опрошенных не знают о своих правах и не имеют представления, куда можно обратиться в случае их нарушения, а у представителей мигрантов и меньшинств знания об антидискриминационном законодательстве ЕС фактически отсутствуют.

Заметные нарушения прав человека наблюдались в сфере предоставления убежища и иммиграционной политики во время наплыва беженцев из Северной Африки в страны ЕС весной  2011 г. к маю в Италию, Францию и на Мальту прибыли около 25 тыс. чел. из Туниса и 11-12 тыс. из Ливии. В лагерях беженцев на о.Лампедуза и Мальте отсутствовали доступ к адекватной медицинской и юридической помощи, а санитарно-гигиенические условия оставляли желать лучшего.

В странах ЕС проявления расизма представляют серьезную проблему в таких сферах, как занятость, здравоохранение, образование и обеспечение жильем. По мнению АОПЧ, «преступления на почве расовой ненависти совершаются ежедневно». Однако, с его же точки зрения, анализ этого явления и борьба с ним на европейском уровне затруднены из-за отсутствия механизма сбора сопоставимых статистических данных. При этом усилия по созданию такого механизма хотя и предпринимались, но были недостаточными.

Еще до терактов в Норвегии озабоченность АОПЧ вызывал рост преступлений в Интернете на почве ненависти. Тем не менее дополнительный протокол к Конвенции Совета Европы о преступлениях в сфере компьютерной информации (вступил в силу в 2006 г.), содержащий требование к государствам-членам СЕ ввести уголовную ответственность за распространение через компьютерные сети информации, призывающей к расизму и ксенофобии, ратифицировали всего 11 стран ЕС – Германия, Франция, Дания, Кипр, Латвия, Литва, Румыния, Нидерланды, Португалия, Словения, Финляндия.

По данным Европейской ассоциации предупреждения травм и содействия безопасности, в странах ЕС более 19% детей подвергаются физическому насилию в семье. Заметен рост случаев судебного разбирательства дел, связанных с сексуальным насилием в отношении детей, в т.ч. со стороны представителей католической церкви и высокопоставленных чиновников (например, в Австрии, Нидерландах, Португалии, Бельгии). При этом всего 10 стран ЕС (Австрия, Греция, Дания, Испания, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Румыния, Финляндия, Франция) ратифицировали Конвенцию СЕ о защите детей от эксплуатации и надругательств сексуального характера.

«Неграждане» Латвии по-прежнему лишены возможности принять участие в выборах в Европарламент. И это при том, что квота евродепутатов от Латвии (как и других государств – членов ЕС) рассчитывается, исходя из общей численности населения в стране, т.е. учитывает и проживающих там «неграждан».

 

Великобритания

 

Коалиционное правительство Великобритании стремится сохранить за собой имидж непримиримого борца за права человека во всем мире. Вместе с тем, за последнее время Лондон уже не раз вынужден был оправдываться за прегрешения британских властей в этой области.

1. В связи с реакцией на погромы в августе 2011 г., подавление их правоохранительными органами и автоматическое штампование приговоров участникам беспорядков судебной системой правозащитники выдвинули в адрес властей обвинения во вмешательстве в принцип разделения властей, а также в политизации уголовного судопроизводства. Причинами бунтов стали, в том числе, многочисленные случаи гибели представителей этнических меньшинств от рук полицейских, расовое профилирование, отсутствие доверия к институтам власти в обществе и недовольство несовершенством судебной и правоохранительной систем в целом.

3. В августе  2011 г. в британских СМИ появились материалы о тесных контактах британских спецслужб и спецподразделений с режимом М.Каддафи. В частности, речь идет о задержании в 2004 г. в Тайланде с подачи англичан одного из руководителей Ливийской исламской боевой группы А.Бельхаджа (ныне глава Военного совета Триполи) и его дальнейшей совместно с ЦРУ транспортировке на родину, где британские разведчики принимали участие в его «допросах» после пыток спецслужбами Каддафи.

Кроме того, сообщалось о том, что британские спецслужбы следили за проживавшими на территории Великобритании противниками режима Каддафи и регулярно сообщали Триполи о всех их шагах. Лондон приложил руку и к обучению ливийских военных, а для инструктирования ливийского спецназа в Ливию командировались сотрудники спецназа САС.

4. Нарушения прав человека встречаются также в работе правоохранительных органов. В июле 2011 г. полиция округа долины Темзы организовала слежку за зрителями, пришедшими на показ документального фильма о ядерном оружии, что было расценено как оказание давления на граждан и нарушение свободы собраний. Сотрудники органов фиксировали данные о регистрационных номерах машин гостей показа, а также вели фото- и видеосъемку.

5. Одним из самых громких скандалов, связанных с нарушением права на неприкосновенность частной жизни, переписки и телефонных переговоров, стал так называемый «Ньюсгейт». Издание «Ньюс оф зе уорлд», чьи сотрудники практиковали перехват телефонов знаменитостей, политиков, а также жертв и родственников резонансных преступлений, было закрыто. Параллельно идут полицейское и судебное следствия, арестовано порядка десятка журналистов и частных детективов. В отставку вынуждено было подать руководство Скотланд-Ярда. Тюремные сроки грозят сотрудникам правоохранительных органов.

 

Финляндия

 

Из недостатков в области защиты прав человека в Финляндии в 2011 г. (в частности, в докладах 2011 г. Комитета ООН против пыток и Комитета ООН по правам ребенка, решениях ЕСПЧ), на которые обращалось внимание, можно выделить следующие:

Наблюдается также высокий уровень насилия в семье в целом и в отношении супругов, в частности; широкое распространение в финских школах издевательств и насилия в среде учащихся; высокое число самоубийств; чрезмерно высокие показатели психических расстройств среди детей и молодежи и недостаточная изученность причин такой ситуации; высокая латентность преступлений на сексуальной почве и недостаточно суровые наказания за эти преступления.

Другая проблема состоит в отсутствии внятной национальной политики в отношении русскоязычного населения страны, хотя это третья по численности национальная группа после титульной нации и шведов.

В отношении важных с российской точки зрения недостатков правозащитной ситуации в Финляндии наиболее актуальным продолжает оставаться следующие дела:

1. «Дело Салонен». В 2008 г. имеющая российское и финское гражданство Римма Салонен вывезла в Россию своего 5-летнего сына Антона без согласия отца-финна. Отец сразу же обратился в полицию, было возбуждено уголовное дело. Узнав об этом, мать решила в Финляндию не возвращаться. В 2009 г. отец силой отнял ребенка у матери на территории России и вывез в Финляндию в багажнике дипломатической машины финского вице-консула. Приехавшая следом за сыном в Финляндию Римма Салонен была осуждена за международное похищение ребенка и лишена прав опеки. Бесплатная адвокатская помощь, предоставленная Римме Салонен, оказалась настолько недостаточной, что, по ее словам, адвокат отказывался ее выслушать и создавал впечатление, что видит своей задачей не защиту ее интересов, а поддержку обвинения. Посольством ей был рекомендован другой адвокат. В настоящее время Римме Салонен разрешено встречаться с сыном 1-2 раза в месяц под надзором социальных работников. Во время этих встреч матери и сыну было первоначально запрещено общаться на русском языке, причем это решение было подтверждено, как правомерное, судом. После привлечения российской стороной внимания к несоответствию данного запрета международным правозащитным стандартам, де-факто он был отменен. В то же время, продолжает действовать запрет социальной службы на разговоры во время встреч о православии (при этом мать активная прихожанка, сын крещен в православную веру). В июне 2011 г. представителем Риммы Салонен была подготовлена жалоба в ЕСПЧ.

2. «Дело Путконен»: социальная служба г.Хельсинки в 2010 г. изъяла девочку Юлию Путконен, гражданку Финляндии, у ее матери, гражданки России Валентины Путконен, и определила ее место проживания с отцом, гражданином Финляндии Йоуни Путконеном в Санкт-Петербурге, где он живет и работает. Юлия проживает в настоящее время в России, мать имеет право на встречи.

3. «Дело Рантала»: имеющий российское и финское гражданство ребенок Роберт Рантала в декабре 2009 г. был изъят социальной службой у родителей – гражданки России Инги и финна Вилли-Пекки Рантала. Он сбежал из приюта (по финским оценкам, его забрала оттуда мать) и после вмешательства Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка А.П.Астахова был возвращен родителям. В июне 2010 г. мать вывезла сына по письменному разрешению отца в Санкт-Петербург. В Финляндию Инга возвращаться не собирается, поскольку там она должна предстать перед судом по обвинению в нанесении сыну побоев, из-за чего ребенок и был изъят из семьи. По ее словам, она скрывается от суда не из-за возможного наказания, а чтобы уберечь ребенка от очередного помещения в приют.

4. Имеющая российское гражданство проживающая в Финляндии Клара Ситнова-Тойвонен являлась по решению российского суда опекуном своего внука В.А.Богданова, который был изъят финской социальной службой в 2009 г. и помещен в социальное учреждение. В каникулы, которые внуку было разрешено проводить с бабушкой, она выехала с ним в Санкт-Петербург к родственникам и по просьбе внука (ему больше 12 лет) передала им права опеки, поскольку мальчик хотел жить в семье, а не в приюте. По возвращении в Финляндию в отношении нее было возбуждено дело о похищении.

5. У И.Г.Тиенсуу осенью 2010 г. изъяли дочь 15 лет в связи с попыткой самоубийства. По словам матери, эта попытка была связана с изнасилованием девушки, а не с ситуацией в семье. Мать и дочь в письменном виде заявили возражения против помещения в приют. На запрос Консотдела было отвечено, что по закону любая попытка самоубийства является основанием для изъятия, а также что финские социальные власти считают неприменимым к изъятиям детей требование Консульской конвенции между СССР и Финляндией сообщать в консучреждения о лишении свободы гражданина страны, назначившей консула.

 

Франция

 

Франция все чаще становится объектом критики со стороны международных и собственных французских правозащитных организаций («Международная Амнистия», «Международная федерация прав человека», «Репортеры без границ» и др.). Все большее негодование правозащитников вызывают нынешний курс властей на ужесточение иммиграционной политики, активизация борьбы с нелегальной миграцией, новые подходы и требования к интеграции иммигрантов во французское общество, условия содержания во французских тюрьмах, вмешательство в работу средств массовой информации.

Наибольший резонанс в правозащитных кругах вызвали проводимые властями акции по выдворению румынских и болгарских цыган (наводнивших страну после того, как граждане Румынии и Болгарии получили право 90-дневного безвизового въезда в Шенгенскую зону). С июля 2010 г. Париж приступил к ликвидации незаконных цыганских поселений и возвращению их обитателей на родину (причем за счет французского бюджета), что спровоцировало недовольство не только среди правозащитников, но и в Брюсселе.

Вторая масштабная «кампания» по выдворению нелегалов, породившая множество протестов со стороны правозащитников, коснулась выходцев из североафриканских стран (в основном Туниса), которые под предлогом «арабской весны» пытались через итальянский остров Лампедуза и континентальную Италию незаконно перебраться во Францию. Париж действовал жестко - временно восстановил контроль на границе с Италией, отлавливал и возвращал непрошеных гостей.

Официальный Париж с порога отметает нападки правозащитников. Власти обещают наращивать борьбу с нелегалами. Отмечается, что из Страны высылаются не только цыгане или арабы, а любые нелегалы – независимо от происхождения.

По мнению «Международной Амнистии» и Комиссии Совета Европы, из-за неудовлетворительно состояния тюрем вследствие скученности заключённых и антисанитарных условий их содержания, французские тюрьмы худшие в Европейском союзе.

 

ФРГ

 

В опубликованном в конце мая с.г. докладе Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам приводится широкий перечень претензий к Германии в области прав человека: продолжение социальной и трудовой дискриминации беженцев и мигрантов, ограничения для инвалидов в доступе на рынок рабочей силы, плохие условия проживания в домах для престарелых, дефицит детских дошкольных учреждений, запрет на забастовки для ряда категорий госслужащих, дискриминация по половому признаку при устройстве на работу и продвижению по службе.

Известные правозащитные НПО, в т.ч. «Международная Амнистия», «Хьюман Райтс Уотч» и др., неоднократно указывали на факты ксенофобии и расизма, изъяны в пенитенциарной системе, ухудшение положения мигрантов и беженцев. Озабоченность у правозащитников вызывает отказ ФРГ подписать и ратифицировать Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах. По данным «Международной Амнистии», ежегодно в Федеральный конституционный суд ФРГ поступает до 12 тыс. исков в отношении нарушения политических, экономических, социальных, национальных и религиозных прав.

НПО обвиняет силовые структуры в задержаниях подозреваемых в причастности к терроризму и незаконной экстрадиции их властям государств, гражданами которых они являются (при этом указывается на недостаточность «дипломатических гарантий» в отношении неприменения пыток к подозреваемым). В этом контексте в правозащитных кругах обращают внимание на решение Министерства юстиции ФРГ в январе с.г., которое отклонило предложение депутата бундестага от Левой партии В.Несковича потребовать от США выдачи 13 агентов ЦРУ. Им инкриминируется похищение в 2003 г. в Македонии гражданина Германии ливанского происхождения Х. аль-Масри и его незаконное содержание в тюрьме в Афганистане. В 2007 г. административный суд Мюнхена удовлетворил ходатайство прокуратуры о выдаче ордеров на арест указанных агентов, однако министерство юстиции ФРГ спустило дело «на тормозах».

Особое сожаление правозащитников вызывает тот факт, что Германия до сих пор не ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции, также как и Конвенцию Совета Европы об уголовной и гражданско-правовой ответственности за коррупцию.

 

Швеция

 

Достаточно высоко количество исков и жалоб против Швеции в ЕСПЧ, в основном по Европейской конвенции о защите прав и основных свобод граждан (в среднем за год более 400 исков и десяток обвинительных приговоров).

Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации неоднократно критиковал шведскую политику в отношении нацменьшинств и иммигрантов, указывая на то, что миграционное ведомство страны зачастую отказывает в выдаче вида на жительство людям, действительно нуждающимся в убежище.

В ряде случаев по решению вопросов о предоставлении убежища, особенно когда при этом имеется некая политическая подоплека, шведскими властями применяются двойные стандарты. В качестве примера - политически мотивированный отказ шведов от экстрадиции в Россию лиц, обвиняемых в совершении тяжких уголовных преступлений (М.Успаева, А.Адаева). Тот факт, что шведским органам правосудия были переданы все материалы, доказывающие их причастность к криминальной, в т.ч. в бандитизме и террористической, деятельности, действия не возымел.

Кроме того, в январе 2009 г. вступил в силу закон о перлюстрации электронных сообщений (2008:717). Согласно его положениям, шведские спецслужбы имеют право отслеживать всю интересующую их информацию в сети Интернет, а также прослушивать разговоры по мобильной и обычной телефонной связи любого подозреваемого в преступной или террористической деятельности лица без соответствующей санкции судебных органов.

 

Латвия

 

Отличительной особенностью ситуации с правами человека в латвийском обществе является массовое безгражданство. По данным Управления гражданства и миграции Латвии на 1 июля с.г., оно составляет 319 267 человек (порядка 14,3% населения страны) и постепенно сокращается в основном за счет смертности и иммиграции.

Сохраняются 79 ограничений в правах «неграждан», включая такие основополагающие, как право избирать и быть избранными. В это число входят также запреты на профессии, которых насчитывается 47. «Неграждане» в Латвии не могут занимать государственные и муниципальные должности, быть судьями, прокурорами, избираться судебными заседателями, служить в армии. Они также лишены права основывать политические партии, заключать сделки с недвижимостью без согласия муниципальных властей и т.д.

«Неграждане» не признаются властями в качестве национальных меньшинств. Латвия ратифицировала Рамочную конвенцию Совета Европы о защите национальных меньшинств (РКЗНМ) 26 мая 2005 г. с двумя оговорками, отменяющими положения Конвенции, в соответствии с которыми национальным меньшинствам в местах их компактного проживания предоставляется возможность общаться на родном языке с властями, а также использовать родной язык в топографических названиях.

Бездействие латвийских властей и фактическое игнорирование ими многочисленных рекомендаций международных органов побудило ряд правозащитных организаций Латвии (Союз граждан и «неграждан», «Гуманитарная перспектива» и ЛКПЧ) обратиться в августе с.г. в 12 международных организаций с запросом о том, как эти структуры реагируют на невыполнение Латвией этих рекомендаций. В нем, в частности, отмечается, что с 1995 г. число «неграждан» сократилось примерно на 380 тысяч человек (с 700 тыс. до 319267 чел.). Из них 40% приобрели латвийское гражданство путем натурализации, 32% – умерли в этом статусе, 17% – эмигрировали, а 11% – взяли гражданство третьих стран. В то же время процесс натурализации в последние годы постепенно замедлился – за год эту процедуру проходят лишь около 1% «неграждан».

28 августа с.г. на региональной конференции российских соотечественников стран Балтии в Риге известный правозащитник, представитель ЛКПЧ В.Бузаев обнародовал доклад «Национальная политика и демография русского населения в Латвии, Литве и Эстонии», в котором он фактически обвинил власти этих стран в геноциде русского населения.

Применительно к Латвии, это выражается, по мнению автора, в том, что смертность среди нацменьшинств выше в среднем на 18%, а рождаемость на 25% ниже, чем у латышей. По сравнению с 1990 г., число школьников латышских школ уменьшилось на 14%, а русских школ – на 64%. В 2009 г. в первые классы русских школ пришло на 20% меньше числа семилеток-нелатышей, а в латышские школы – на 12% больше, чем было семилеток-латышей, поскольку из-за закрытия русских школ русскоязычные родители вынуждены отдавать своих детей в школы с латышским языком обучения.

 

Литва

 

По мнению представителей национальных общин, проживающих в Литве, а также ряда авторитетных международных организаций, официальная политика литовского государства не всегда соответствует принципам международного права в отношении защиты прав и интересов нацменьшинств. С особой настойчивостью выражает протесты польское население страны, активно поддерживаемое в том числе на государственном уровне Польшей, являющейся стратегическим партнером Литвы по Евросоюзу. В последние два года за отстаивание своих прав, с польской общиной консолидировано выступает ряд русскоязычных политических и общественных организаций. При этом основные схожие цели двух крупнейших национальных диаспор направлены против политики местных властей на ассимиляцию проживающих на территории страны нацменьшинств вопреки основополагающим международным актам, в том числе документу Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ. Официальные данные Департамента статистики Литвы за последние годы объективно подтверждают тенденцию к сокращению численности национальных общин.

Литва не присоединилась к Европейской хартии о региональных языках и языках меньшинств (Страсбург, 5.11.1992 г.) при том, что на ее территории гражданами государства «традиционно используются» языки нацменьшинств и эти языки служат «средством общения достаточного числа лиц, чтобы оправдать принятие различных мер по защите и развитию языка, предусмотренных настоящей Хартией».

Национальные меньшинства отмечают значительный регресс в обеспечении своих прав в последнее время: в 2009 г. был упразднен Департамент национальных меньшинств и эмиграции при Правительстве, прекратил действие Закон «О национальных меньшинствах» (от 23.11.1989 г.), многие положения которого так и не были реализованы. Существенно ухудшились возможности нацменьшинств в сфере получения информации на родном языке.

Новая редакция Закона ЛР «Об образовании» (принята 30 марта 2011 г.) не соответствует ряду положений документов ОБСЕ и не учитывает мнение русской и польской общин, собравших накануне голосования в Сейме более 60 тыс. подписей против его принятия. Так, в Парижской хартии для новой Европы от 21.11.1990 г. записано, что государства-участники СБСЕ обязуются улучшать положение нацменьшинств (а не ухудшать его), а в документе Копенгагенской конференции по человеческому измерению СБСЕ (29.06.1990 г.) в п.33 с целью такой защиты они «принимают меры после проведения надлежащих консультаций, включая контакты с организациями или ассоциациями таких меньшинств».

Оценки правозащитной ситуации в Литве со стороны международного сообщества (11 октября с.г. в Женеве Совет ООН по правам человека в рамках процедуры Универсального периодического обзора положения в области прав человека в государствах-членах ООН рассматривал правозащитную ситуацию в Литве) показывают, что в Литве сохраняются серьезные правозащитные проблемы - дискриминационная политика властей в отношении национальных и языковых меньшинств, проявления расизма и антисемитизма, тяжелое положение в пенитенциарной системе, торговля людьми, нарушения прав детей, женщин, инвалидов и др. Государства-члены ООН вынесли литовской стороне значительное число рекомендаций.

Россия особо отметила необходимость искоренения проявлений расизма и неонацизма, прекращения попыток пересмотра итогов Второй мировой войны, героизации фашистских приспешников и преследования ветеранов-антифашистов, дискриминации русскоязычного населения Литвы в культурной и языковой сферах.

Искажение и фальсификация событий и фактов, связанных со Второй мировой войной, «советским периодом» Литвы, обретением страной независимости, носят в Литве все более масштабный характер и фактически возводятся в ранг государственной политики.

Последовательные усилия по закреплению «оккyпaционных установок» в правовом поле страны предпринимаются в основном по линии законодательной власти, прессы и ангажированных НПО. Так, правительство консерваторов недавно одобрило идею предоставить статус «пострадавших от оккyпaций 1939-1990 гг. лиц» тем, кто после восстановления независимости ЛР «принуждались к прохождению воинской службы в Советской Армии». Кроме того, в Сейм внесен законопроект, призванный придать статус «участника сопротивления советскому оккупационному режиму» не только «борцам против первой оккупации 1940-1941 гг.», но и «тем, кто боролся против оккyпaционного режима в 1944-1990 гг.».

В Вильнюсе в последние годы проводятся шествия молодых неонацистов. В августе с.г. при государственной финансовой поддержке Национальным союзом молодежи Литвы был организован летний лагерь в месте компактного проживания нацменьшинств Девянишкесе под националистическими лозунгами «Литва для литовцев» и «очищение от славянских и германских языков».

 

Эстония

 

В Эстонии проживает около 100 тыс. «неграждан», чей правовой статус является специальным «изобретением» эстонских властей с тем, чтобы вывести эту категорию людей из-под действия международных конвенций, включая Конвенцию о статусе апатридов 1954 г. и Конвенцию о сокращении безгражданства 1961 г, а также избежать включения этой группы населения в официальную статистическую отчетность о численности ЛБГ. Завышенные языковые требования, отсутствие автоматического предоставления гражданства детям «неграждан», курс эстонских властей на ассимиляцию наших соотечественников привели к падению темпов натурализации. В 2010 г. гражданство Эстонии получили всего 1184 чел. (в 2005 г. – 7 тыс. чел.).

Другой системной проблемой Эстонии является практическое бездействие положений Рамочной конвенции по защите национальных меньшинств. Этот документ был ратифицирован в Эстонии 21 ноября 1996 г. с оговоркой о том, что национальным меньшинством могут считаться исключительно граждане Эстонской Республики. На этом основании длительное время власти отказывались принимать ходатайства от муниципальных властей мест компактного проживания русскоязычного меньшинства о придании в этих районах русскому языку статуса официального, мотивируя свои отказы ссылками на ратификационный закон. В настоящее время доля «неграждан» в местах его компактного проживания в республике значительно превышает требуемые 50%, однако ситуация не меняется.

Еще одной острой проблемой остается взятый правительством Эстонии курс на полную ликвидацию образования на русском языке, пока на гимназической стадии. Несмотря на то, что действующее эстонское законодательство (Закон «Об основной школе и гимназии») предусматривает возможность обучения не только на эстонском, но и других языках, местное Министерство образования и науки считает себя свободным от неукоснительного соблюдения норм права.

В Эстонии продолжает наблюдаться рост неонацистских проявлений. В августе с.г. при финансовой поддержке Минбороны вновь проведена так называемая ежегодная военно-спортивная игра «Эрна-2011», фактически прославляющая действия абверовской диверсионной группы в тылу Красной Армии в августе 1941 г. В Эстонии проходят ставшие традиционными публичные собрания легионеров «Ваффен СС», из исторического центра Таллина был убран «Бронзовый солдат» (памятник Воину-освободителю Таллина от немецко-фашистских захватчиков).

 

Грузия

 

В ночь с 25 на 26 мая 2011 г. грузинская полиция разогнала группу митингующих граждан перед зданием парламента Грузии. Один из демонстрантов погиб, десятки, включая женщин, жестко избиты. Расправе подверглись не только демонстранты, но и журналисты. Все это явилось еще одним очевидным подтверждением критической ситуации с соблюдением прав человека в Грузии. Действия Тбилиси стали очередным грубым нарушением права на мирные собрания и на свободу выражения мнений. Соответствующие жесткие рекомендации были адресованы грузинским властям в январе с.г. в ходе первого этапа прохождения Грузией процедуры Универсального периодического обзора в рамках Совета ООН по правам человека.

Отмечается, что всего за период с июня 2010 г. по январь 2011 г. более 1000 человек были перемещены из Тбилиси в отдаленные части страны, где отсутствует элементарная инфраструктура, а жизненные условия крайне тяжелые.

В настоящее время грузинский парламент продолжает затягивать ратификацию Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, что настоятельно рекомендует сделать Совет Европы в рамках создания правовой структуры, отвечающей европейским стандартам защиты прав человека.

В докладе Рабочей группы Совета ООН по правам человека по произвольному задержанию по итогам визита в Грузию (окончательный текст планируется выпустить к следующей сессии СПЧ в марте 2012 г.) содержатся выводы о полной зависимости судебной власти от исполнительной в этой стране. Рабочую группу особо поразило положение в пенитенциарной системе, ситуация, когда возможность выйти на свободу определяется исключительно наличием у заключенного денег и связей. Отмечается, что в стране царит практически полная безнаказанность сотрудников правоохранительных органов.

Посещающие Грузию по частным делам россияне, в первую очередь этнические грузины, становятся объектами провокаций и произвола грузинских спецслужб. Фабрикуются разного рода шпионские скандалы, становящиеся все более и более неправдоподобными.

Ими отработана соответствующая схема: изъятие паспорта, «приглашение на беседу», в ходе которой российскому гражданину предлагается «сотрудничество», а у несговорчивых «обнаруживают» оружие, наркотики или фальшивые деньги. По сфабрикованным таким образом «делам» приговорены к тюремному заключению доктор юридических наук, член Союза журналистов России В.В.Вахания и отставной подполковник российской армии П.Г.Блиадзе.

Грузинские власти саботируют выполнение обязательств в сфере оказания правовой помощи, которые они несут в соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в Минске 22 января 1993 г., участницей которой Грузия остается, несмотря на выход из СНГ. В частности, игнорируются запросы российской стороны о выдаче лиц для отбывания наказания в Российской Федерации.

В нарушение общепринятых международных норм, грузинские власти чинят препятствия российским консульским сотрудникам в части посещения граждан России, находящихся в пенитенциарных заведениях. Разрешение, как правило, удается получить только после настойчивых напоминаний и лишь благодаря содействию посольства Швейцарии. В случае с П.Г.Блиадзе на это потребовалось несколько месяцев.

 

Канада

 

Ситуация с правами человека в Канаде продолжает оставаться непростой. Страна подвергается критике, главным образом в вышедшем в июле 2011 г. очередном докладе «Возвращаясь на путь прав человека» международной НПО «Международная Амнистия».

«Национальным позором» в докладе было названо обращение с коренными жителями страны. Так, отмечается, что федеральное и провинциальные правительства долгое время не признают права на землю и грубое неравенство в доступе «коренников» к услугам здравоохранения, чистой воде, образованию и жилью. По данным исследования, проведенного группой ученых из Университета МакГилл, систематически нарушаются права инуитов на доступ к полноценному питанию (6 из 10 инуитов не доедают), что влечет за собой массовое распространение диабета и сердечно-сосудистых заболеваний среди данной группы населения.

В Канаде от насилия и дискриминации страдают коренные женщины и несовершеннолетние девочки. В 2010-2011 гг. федеральное правительство резко сократило финансирование для организации, защищающих права женщин, на исследования и адвокатов для защиты женского равенства.

 

Нарушения международного гуманитарного права

в контексте действий НАТО и ливийских сторон

в ходе вооруженного конфликта в Ливии

 

Операция НАТО в Ливии сопровождалась масштабной пропагандисткой кампанией в поддержку «миссии» альянса по защите мирных жителей. Факты гибели гражданского населения в результате ракетно-бомбовых ударов коалиционных сил, координируемых военно-штабными структурами альянса, косвенные жертвы, причиной которых стала блокада западных районов Ливии, уничтожение объектов гражданской инфраструктуры руководство НАТО на официальном уровне полностью отрицает. Заявляется, что цели для таких ударов тщательно выбирались для исключения вероятности гибели мирных жителей. Применительно к прямой поддержке действий Переходного национального совета (ПНС) со стороны натовцев продвигался тезис о том, что «если бы не НАТО, жертв было бы еще больше». Руководство альянса старалось представить все сообщения подобного рода исключительно как пропаганду М.Каддафи.

Реализуя концепцию «коллективной ответственности», натовцы, по сути, ставили главной целью свержение и убийство полковника (из некоторых источников следует, что приказ о ликвидации М.Кaддафи был дан подразделениям вооруженных сил США, Франции и Великобритании). Ставка была сделана на провоцирование недовольства среди населения подконтрольных М.Каддафи территорий, нарушение там нормальной жизнедеятельности.

Коалиционные силы под командованием НАТО допустили следующие нарушения международного, в т.ч. гуманитарного, права:

1. По разным данным, интенсивные бомбардировки в первые дни кампании (еще до перехода командования к НАТО) привели к гибели гражданского населения: было убито от 64 до 90 мирных жителей, в т.ч. до 40 чел. – в Триполи, и 150 чел. ранено; 13 мая 2011 г. в г.Брега убито 13 и ранено 50 имамов, принимавших участие в коллективной молитве; в ходе бомбардировки Триполи 19 июня убито 9 чел.; за один только день 20 июня от ударов НАТО погибло 15 чел., включая 3 детей; 28 июня убито 8 мирных жителей г.Таурага; 25 июля при бомбардировке клиники в г.Злитен уничтожено не менее 11 чел., в том числе работавших в ней врачей.

Наиболее вопиющий случай зафиксирован 9 августа, когда в результате ракетно-бомбового удара по деревне Маджар погибло 85 чел., в т.ч. 33 ребенка и 32 женщины. Наконец, по многочисленным свидетельствам, жертвы среди мирного населения были зафиксированы в ходе боев (с применением артиллерии и танков) за Сирт и Бени-Валид.

2. В ночь с 9 на 10 мая в результате авиаудара сил НАТО были серьезно повреждены объекты гражданской инфраструктуры в Триполи – здания парламента, центра помощи детям-инвалидам, ожогового центра и городского суда. 12 июня сообщалось о бомбардировке университета Триполи. 22 июля был нанесен удар по системе водоснабжения, обеспечивающей питьевой водой большую часть населения Ливии. Бомбардировкам также подвергались аэропорт Триполи, объекты энергетической инфраструктуры, продовольственные склады. Натовцы утверждали, что все цели были военными. Результатом ударов по гражданским объектам стало существенное ухудшение гуманитарной ситуации в стране.

30 июля бомбардировке подвергся телецентр Триполи, в результате которого 3 чел. погибло и 15 чел. было ранено. С жесткой критикой выступила гендиректор ЮНЕСКО И.Бокова и крупнейшее объединение работников СМИ – Международная федерация журналистов. Натовцы удар по телецентру отрицают.

3. Используя как предлог режим оружейного эмбарго, ВМС участвующих в операции стран альянса фактически перекрыли доступ топлива на подконтрольные М.Каддафи территории. В частности, в августе повстанцами при прямой поддержке НАТО был перехвачен принадлежавший правительству Ливии нефтеналивной танкер «Картахена», следовавший в Триполи с грузом топлива. Отмечались и другие случаи расширительного толкования режима эмбарго, т.е. блокирования поставок невоенных грузов в ливийскую столицу.

Результатом действий коалиционных сил под руководством НАТО и повстанцев стали серьезные проблемы с топливом (например, при перекрытии нефтепровода в г.Завия) и, как следствие, электроэнергией в западных районах Ливии. Происходило это в условиях летней жары и «рамадана». На подконтрольных М.Каддафи территориях были отмечены сложности в обеспечении населения продовольствием и медпомощью.

5. Со стороны НАТО не предпринималось действенных мер по зафиксированным международными правозащитными НПО многочисленным случаям преступлений со стороны бывшей ливийской вооруженной оппозиции, включая убийства, насилие, преступления на этнической почве…

«Хьюман Райтс Уотч», изучив обстоятельства гибели 53 человек в заброшенном отеле в г.Сирте, пришла к выводу, что массовый расстрел был учинен оппозиционными отрядами. Учитывая, что часть людей была расстреляна после того, как их взяли в плен, правозащитники рассматривают содеянное оппозиционерами как военное преступление по Римскому статуту Международного уголовного суда. Организация потребовала от ПНС Ливии немедленного расследования массовых расправ в ходе установления контроля над городом Сирт и привлечения виновных к ответственности.

Внесудебная расправа над представителями прежнего режима и его сторонниками также осуществлялась при молчаливом согласии натовцев, лишь на словах призывавших новые ливийские власти к «терпимости». Отдельного расследования заслуживают обстоятельства убийства самого М.Каддафи, в т.ч. с точки зрения участия в нем иностранных сил. К проведению расследования призвали Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, представители России, США, других государств, а также ряд авторитетных международных правозащитных НПО.

Руководство альянса, представляющее операцию «Объединенный защитник» как модель урегулирования конфликтов, стремится замолчать подобные факты. Западные СМИ также не желают демонстрировать независимость, в основном транслируя натовскую точку зрения. Не заинтересованы в выявлении компрометирующих фактов и новые ливийские власти, говорится в Докладе МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира».

Кроме указанных государств, в Докладе приводятся данные о нарушениях прав человека в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии и ряде других стран.

 

Реакция на Доклад

 

Практически все информационные агентства и электронные СМИ США процитировали Доклад нашего МИДа. Замолчать Доклад и сделать вид, что его «не было», уже не получится!

Если охарактеризовать их реакцию одной фразой, то, возможно, подойдет цитата из «USA Today»: «The situation in the United States is a far cry from the ideals that Washington proclaims» - «Ситуация в США далека от тех идеалов, о которых они (США) заявляют».[ii]

«National Post» выделяет: «Russia slams U.S. on Guantanamo Bay torture allegations, human rights abuse claims» - «Россия критикует США за использование пыток в Гуантанамо и нарушения прав человека».[iii]

«Wall Street Journal» преподнес свой материал под заголовком «Moscow Accuses U.S. of Human-Rights Abuses» - «Москва обвиняет США в злоупотреблениях в области прав человека».[iv]

Британская «Daily Mail» также не обошла Доклад стороной: «What a cheek! Russia criticises U.S. for its human rights abuses» - «Вот это оплеуха! Россия критикует США за нарушения прав человека».[v]

Телеканал «Fox News» заявляет «Russia Slams U.S. for Its Human Rights Record in 90-Page Report» - «Россия критикует США по поду прав человека в своём 90 страничном докладе».[vi]

Рассказывая о докладе МИД России, ведущая эфира «Fox News» дала понять, что подобная критика в адрес Вашингтона выглядит более чем неуместной. «Правозащитники часто упрекают российские власти за то, что Москва так по-настоящему и не покаялась за преступления сталинизма», – говорится в редакционном комментарии в программе Special Report.

Некоторые американские эксперты считают, передает «Голос Америки», что Россия не случайно выступила с критикой в адрес США.  По их мнению, России трудно простить заявление госсекретаря США Хиллари Клинтон о том, что выборы в Думу в декабре «не были ни свободными, ни справедливыми».  Доклад МИД – это ответный политический шаг, говорят в Вашингтоне.

«Конечно, в США есть настоящая несправедливость – перенаселенные, плохо функционирующие тюрьмы, коррумпированные политики и представители властных структур, экономическое неравенство, – написал «Голосу Америки» Мэтью Рожанский, заместитель директора российских и евразийских программ Фонда Карнеги в Вашингтоне. – Однако в отчете МИД содержится много критики, касающейся политики США, а не вопросов прав человека. Например, дело Виктора Бута или операция в Ливии. И то, и другое было связано с вопросами прав человека и мировой безопасностью. Может быть, эти кампании не были реализованы удачно на сто процентов, но называть их примерами нарушений прав человека – это абсурд».[vii]

По поводу последнего замечания: сколько людей были убиты в ходе операции против Ливии «Одиссея Рассвет» натовскими бомбами – это военная тайна. Никто не хочет вести подсчеты погибших даже в одном-единственном городе Сирт, который разбомбили с воздуха до руин. Там жили десятки тысяч людей, и далеко не все покинули город. А вот латиноамериканский канал «Телесур», корреспонденты которого работали в Ливии, сделали собственные подсчеты, которые они вели  день за днем. Журналист «Телесур» Роландо Сегура провел четыре месяца в Ливии вместе с оператором Генри Пиллайо. По словам Сегуры, выступившего по возвращении на форуме в Каракасе, «речь идет о примерно 1800 убитых бомбами НАТО и, как результат всего конфликта, около 50 000 погибших в общей сложности. Тех, кто были убиты в результате этого вторжения».[viii]

Так что с этими нарушениями Права человека на Жизнь ещё разбираться и разбираться…

Госдепартамент США считает подготавливаемые другими странами доклады о состоянии прав человека в мире полезными, однако настаивает на том, что в Америке особых проблем в этой сфере нет. «Говоря в целом, подобные доклады о правах человека могут быть полезным механизмом, если при их составлении используется объективная методология», — сказал на брифинге заместитель официального представителя госдепартамента США Марк Тонер, отвечая на просьбу журналистов прокомментировать Доклад МИД РФ.

Тонер подчеркнул, что не считает критику со стороны иностранных правительств, частных лиц или организаций вмешательством во внутренние дела США. Он сказал, что США, возможно, изучат доклад МИД РФ.

«Думаю, мы изучим доклад. Возможно, это займет некоторое время. Но что касается состояния у нас прав человека, мы совершенно открыты… Мы не ограничиваем доступ к документам, касающимся прав человека, и, кстати, у нас очень свободная пресса и медиа, которые нас в этом вопросе контролируют, — отметил он. – Я бы сказал, что США, учитывая, какие у нас СМИ и насколько крепкое гражданское общество, ведут себя достаточно хорошо в сфере соблюдения прав человека», — подчеркнул Тонер.[ix]

 

И в заключении ещё раз формулировка из Доклада МИД РФ «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»:

«За время президентства Б.Обамы США не расширили свои международно-правовые обязательства в гуманитарной сфере и по-прежнему участвуют лишь в трех из девяти основных договоров по правам человека».[x]

И это – очень верно подмечено…

 



Ключевые слова: США МИД РФ права человека

Версия для печати