Сергей Лебедев, председатель Исполнительного комитета СНГ

14:20 15.12.2011 Армен Оганесян, главный редактор журнала «Международная жизнь»

ОГАНЕСЯН: Добрый день! Исполнилось 20 лет со дня основания Содружества Независимых Государств, и наш гость сегодня в программе «Визави с миром» - Сергей Николаевич Лебедев, председатель Исполнительного комитета СНГ.

ЛЕБЕДЕВ: Добрый день!

ОГАНЕСЯН: Спасибо, что вы пришли к нам. Вы знаете, сейчас много идет сюжетов и по телевидению, и на радио, конечно. Эта дата для многих печальная. 53% россиян до сих пор сожалеют по поводу развала СССР. В этом как бы нет ничего странного. Вопрос из Москвы по Интернету: «Сергей Николаевич, вы принимаете поздравления с 20-летием Содружества Независимых Государств? Некоторые считают эту дату очень грустной – 20-летие распада Советского Союза». Вот как бы Вы ответили? Ведь  Вы человек, судя по всему, поживший в Советском Союзе  много-много лет. 

ЛЕБЕДЕВ: 43 года.

ОГАНЕСЯН: 43 – зрелый возраст.

ЛЕБЕДЕВ: Честно говоря, поздравления принимаю. Приходят телеграммы, письма, идут звонки, поздравляют руководители отраслевых советов, политики, общественные деятели. Но я согласен с Вами, что отношение к этой дате и не только в России, на всем пространстве СНГ неоднозначное. Часть примерно, вот как Вы сказали, половина, воспринимают эту дату как печальную – дату, связанную с распадом великой державы – Советского Союза. Другие воспринимают ее в позитиве - как приобретение независимости и как создание новых возможностей для развития независимых государств. И именно по этой причине 8 декабря - день подписания Беловежских соглашений - больше все-таки воспринимается как дата печальная, ну, по крайней мере, не радостная. А что касается создания Содружества Независимых Государств, то большинство на пространстве СНГ склоняется к дате 21 декабря, когда в Алма-Ате была подписана известная алма-атинская декларация,  - к трем государствам-участникам Беловежских соглашений присоединились остальные бывшие советские республики и приняли решение о создании теперь уже в более широком формате Содружества Независимых Государств.

ОГАНЕСЯН: То есть официально все-таки дата эта связана с алма-атинскими событиями и с Беловежской пущей?

ЛЕБЕДЕВ: Честно говоря, у нас нет официальной даты. И за эти годы действительно было и позитивное развитие и, к сожалению, были огромные проблемы. Вы помните, что вначале получение независимости, суверенитета большинство восприняло все-таки с эйфорией. Была надежда, впоследствии оказавшаяся иллюзией, о том, что большинство государств бывшего Советского Союза заживут лучше: вот мы отделимся и будем жить лучше. Но  жизнь показала, что произошло совершенно наоборот, проблемы посыпались - и экономические, и, к сожалению, политические, и социальные. Первое десятилетие существования СНГ было очень тяжелым для всех.  Только в конце века произошел перелом, потому что пришло осознание того, что суверенитет – это прекрасно, но проблемы, которые появились, которые возникли по многим направлениям деятельности, намного проще решать вместе. И вот тогда начался процесс более активного интеграционного сотрудничества. Сейчас все-таки большинство рассматривает создание Содружества Независимых Государств - сосуществование, функционирование, развитие, усовершенствование  - как позитив.

ОГАНЕСЯН: Знаете, вот есть такой конкретный вопрос, очень интересный, который мог бы высветить итоги 20-летней деятельности СНГ. Тот же слушатель из Москвы спрашивает: «Каковы итоги СНГ за 20 лет в экономике? Интересно, какая-либо из стран СНГ за 20 лет превзошла уровень своего экономического развития на 1990 год? Оценки слышны разные, вплоть до того, что никто на прежние рубежи так и не вышел. Как на самом деле?»

ЛЕБЕДЕВ: Экономическое сотрудничество является приоритетным в рамках Содружества Независимых Государств, и  объективно понятно, почему. Потому что экономика составляет основу взаимодействия, позитивное экономическое развитие способствует, естественно, и процветанию, и повышению международного авторитета государств. Именно поэтому первоочередное внимание руководители государств СНГ уделяют экономической интеграции. Именно по этой причине был создан Экономический совет СНГ на уровне вице-премьеров, именно по этой причине Экономический совет СНГ – это высший орган Содружества, который собирается чаще других. Последнее 52-е заседание состоялось несколько дней назад, 9 декабря в Москве, на котором были рассмотрены 16 вопросов. Я хочу сказать, что как на этом заседании, так и на всех предыдущих заседаниях Экономического совета СНГ, рассматриваются очень важные вопросы. Здесь сотрудничество и в сфере транспорта, и в сфере энергетики, и в сфере связи, то есть на тех направлениях, где без взаимодействия между бывшими советскими государствами просто невозможно сохранить стабильность в экономике и в народном хозяйстве наших стран. И вот совместные усилия наряду конечно же с собственными национальными усилиями, мерами государств СНГ, привели к тому, что в  начале этого века уже произошел перелом в экономическом развитии и большинству государств (я хочу это особо подчеркнуть), удалось достичь уровня 1990 года, уровня ВВП. Четыре государства у нас сегодня немножко отстают пока. Это Молдова, Таджикистан, если мне память не изменяет, Киргизия и, к сожалению, Украина. Эти государства несколько отстают, остальные же уже перешли.

ОГАНЕСЯН: Этот рубеж, да?

ЛЕБЕДЕВ: Да, перешли этот рубеж и идут в позитиве.

ОГАНЕСЯН: Сергей Николаевич, можно ли сказать, что СНГ помогло  преодолеть ту очевидную драму в экономике, которая возникла с распадом СССР? Я имею в виду глубоко интегрированный рынок, когда некоторые республики производили то, что в других республиках не производилось, когда поставщики каких-то деталей, смежники работали на некоторые предприятия в России, там или в другой части в СССР, работало сразу несколько предприятий.

ЛЕБЕДЕВ: Конечно.

ОГАНЕСЯН: Что-то рухнуло и ушло безвозвратно, я так понимаю. Но все-таки СНГ помогло в какой-то мере удержать вот эти интеграционные горизонтальные связи между  отраслями и конкретными производствами?

ЛЕБЕДЕВ: Вы совершенно правы. СНГ явилось в эти годы очень сильным стабилизатором этих проблемных ситуаций, и не только в экономической сфере, и в политической, и в культурной, и в гуманитарной сфере. Но что касается экономики, действительно, не удается продать в дальние зарубежья то, что на пространстве СНГ пользуется и сегодня спросом. И поэтому мы очень нуждаемся во взаимной торговле. Именно по этой причине в последние годы между государствами СНГ рост взаимной торговли существенно вырос. Хотя следует и признать, что независимость предоставила возможность государствам СНГ развивать собственное управление в экономике.

В частности, могу привести пример. Автомобильная промышленность в Узбекистане. Построен автомобильный завод, и продукция, которая продается и в России,  и в других странах СНГ,  пользуется спросом. Таких примеров можно привести немало. Поэтому я хотел бы еще раз сказать, что независимость дала немало позитивного в экономическом  развитии стран СНГ, но необходимость тесного взаимодействия между ними сохраняется, я глубоко убежден, и в силу географической близости, и в силу традиционных кооперационных связей она сохранится еще на многие годы.

ОГАНЕСЯН: Из Минска вопрос: «При разводе бывших союзных республик СССР удалось избежать большого кровопролития. Да, были конфликты, гибли люди в Приднестровье, в Нагорном Карабахе и ряде других мест, но югославского сценария не состоялось. С высоты 20 прошедших  лет, как думаете, почему?»

ЛЕБЕДЕВ: Я здесь вижу, честно говоря, две причины. Первая – многовековое сосуществование в одном государстве позволило создать такие тесные межэтнические, культурные, человеческие связи между гражданами наших государств, которые одним махом разрубить невозможно. И, несмотря на попытки националистически настроенных лиц во всех государствах, это меньшинство, но они, к сожалению, активны. Поэтому эти конфликты возникли - это не секрет - по вине именно националистически настроенных представителей народов стран СНГ. Но большинство граждан, я хочу это подчеркнуть, и по сегодняшний день с большой симпатией относятся к друг другу, заинтересованы в тесных контактах. Это одна причина, почему эти конфликты не разрослись до такой кровавой бойни, которая произошла в Европе.

А вторая причина – возобладал разум политиков. И здесь СНГ сыграл огромную роль. Ведь миротворческие усилия именно СНГ позволили прекратить гражданскую войну в Таджикистане. Миротворческая миссия СНГ в Абхазии тоже была препятствием на пути обострения, на пути возникновения военного противостояния в Абхазии. Она прекратила свою миссию в 2008 году. Но тем не менее в течение многих лет именно присутствие этой миссии препятствовало обострению ситуации в том регионе.

Что касается существующих ныне еще сохраняющихся очагов на пространстве СНГ, то, слава Богу, сейчас там мир. Всеми государствами СНГ с участием мирового сообщества предпринимаются огромные усилия для того, чтобы окончательно разрешить конфликты. Я хочу сказать, что мы молим Бога, чтобы были найдены мирные варианты решения этих конфликтов.  И все представители государств СНГ в той мере, в которой они могут, конечно, способствуют разрешению этих конфликтов. Вы знаете об огромной роли России, которая пытается помочь в разрешении этих конфликтов. Аналогичную роль играет и Украина в разрешении ситуации в Приднестровье. И мы очень надеемся, что и здесь разум победит.

ОГАНЕСЯН: Из Астрахани вопрос: «Все страны-члены СНГ после разрушения СССР выиграли, если можно говорить в таких терминах, независимость. Но, может быть, они что-то и проиграли? У них теперь, кстати, не возникает мысли о том, что независимость очень дорого стоит?»

Прошло 20 лет. Та форма независимости, которая была принята, - Вы видите и в политиках, и среди простых людей - что от такой формы независимости люди немножко подустали, что надо искать какие-то решения вопросов не на союзном уровне, вряд ли возможно возвращение в прошлое. Я думаю, что это невозможно.

ЛЕБЕДЕВ: Это невозможно.

ОГАНЕСЯН: Я тоже думаю, что это – утопизм. Но тем не менее какие-то формы большего сближения, большей интеграции существуют. В начале 90-х у значительной части была явная эйфория. Да, сожалели, что распался Советский Союз, и тем не менее, значительная часть ощущала как благо вновь обретенный суверенитет и независимость. А сейчас как?

ЛЕБЕДЕВ: Общеизвестно, что абсолютной независимости нет и не может быть, поэтому это иллюзия – быть абсолютно независимым. Более того, определенная зависимость нужна. Я имею в виду активные экономические взаимодействия, тесные гуманитарные контакты. Кроме того, нужна зависимость и в сфере безопасности, для того чтобы противостоять общим угрозам.

Я уже неоднократно (и в свою бытность в прежней должности, и сейчас) повторял, что в то время как преступный мир объединяется в какие-то международные картели, наркодельцы объединяются, террористы объединяются в международные террористические организации, то представители цивилизованных государств просто обязаны объединять свои усилия для того, чтобы противостоять этим общим угрозам. Только так можно обеспечить стабильность и безопасность. Поэтому зависимость в позитивном смысле – это благо. И осознание этого, что зависимость тоже может быть благом, как раз приводит к тому, что многие государства тянутся в Евросоюз, например. И на пространстве СНГ у нас есть члены Содружества, которые очень стремятся в Евросоюз. Большинство слушателей и читателей знают об этом.

Поэтому мне представляется, что оптимальной является зависимость, которая не мешает государству, народу конкретной страны свободно развиваться, свободно говорить на своем языке. Но делать это можно и нужно, мне представляется, вместе со своими соседями, со своими партнерами, с друзьями это делать намного легче. И осознание этой истины, я убежден в этом, является как раз таким моментом, который побуждает к сохранению нашей общности в рамках СНГ.

ОГАНЕСЯН: Спасибо. Из Казахстана вопрос, из Астаны: «Сергей Николаевич, вы бываете на саммитах СНГ. Какое у вас впечатление, как относятся главы государств стран-участниц к самому Содружеству? Чувствуется ли энтузиазм в поведении и в проведении саммитов? Говорят ли они в кулуарах о своих отношениях с СНГ? Какие государства относятся к этой обязанности с большим рвением, а какие с меньшим?»

ЛЕБЕДЕВ: На этот вопрос есть довольно-таки четкий и ясный ответ. Я в течение прошедших четырех лет неоднократно присутствовал и на формальных саммитах и на неформальных встречах глав государств - стран Содружества, поэтому хочу подчеркнуть, что разговор всегда очень откровенный и доверительный.

Я вспоминаю, на одном неформальном саммите несколько президентов в откровенной дискуссии согласились, что нет в мире такой площадки, где бы они так свободно и откровенно могли выражать свое мнение. Ни в рамках известной «восьмерки», ни в рамках «двадцатки», ни на других форумах.  Недавно собирались в рамках АТС. Нет такой откровенной и доверительной атмосферы, которая присутствует на неформальных саммитах в СНГ. Это действительно так – разговор очень откровенный. Проблемы, которые есть (они есть, конечно, мы их не скрываем), обсуждаются, и что очень важно, они обсуждаются с желанием найти решение. Это очень важно – с желанием найти решение. И эти решения находятся.

ОГАНЕСЯН: Все с одинаковым энтузиазмом ищут решение? Или есть все-таки лидеры?

ЛЕБЕДЕВ: Почему же? Есть разные подходы.

ОГАНЕСЯН: Кто с большим рвением? Россия, конечно. Понятно.

ЛЕБЕДЕВ: Это тоже не секрет, что в рамках СНГ сложилась разноуровневая скоростная интеграция. Те государства, которые сегодня готовы к более тесному сотрудничеству в сфере безопасности, например, объединились в ОДКБ, например. Это известно.

ОГАНЕСЯН: И, наверное, в СНГ они более активны, можно так сказать?

ЛЕБЕДЕВ: Совершенно верно. Сегодня страны СНГ стремятся к более тесному экономическому взаимодействию - Евразийский союз, Таможенный союз, теперь речь уже идет о Едином экономическом пространстве.

ОГАНЕСЯН: Это ключик к пониманию того, кто активный, кто – нет.

ЛЕБЕДЕВ: Пожалуйста, Вы можете посмотреть по тому, кто является членами этих продвинутых объединений. Они, естественно, ведут себя более активно, они более активно выступают за интеграционные взаимодействия. Но я ни в коем случае не хочу умолить степень участия других государств. Впервые за 20 лет СНГ председательство с 1 января 2012 года принимает Туркменистан, который, откровенно признаюсь, в предыдущие годы не очень активно участвовал в наших интеграционных делах, ссылаясь на свой нейтральный статус. Этот статус сохраняется. Более того, этот статус признан другими государствами.

ОГАНЕСЯН: Странами СНГ.

ЛЕБЕДЕВ: Да. Но, несмотря на этот нейтральный статус, все государства согласились с тем, чтобы передать председательство Туркменистану, он остается членом Содружества.

ОГАНЕСЯН: Это будет интересный период.

ЛЕБЕДЕВ: Да, это будет интересно. Я считаю, что это очень важно.

ОГАНЕСЯН: Вы знаете, есть одна животрепещущая тема. Она касается практически всех членов стран Содружества. Конечно, после распада СССР миграционные потоки приняли совершенно хаотический характер. По-моему, наше академическое сообщество пыталось какие-то тренды и тенденции выявить, выявило наиболее бросающиеся в глаза. На самом деле, все смешалось в доме, и этот процесс потом долго структурировался законодательно, к нему привыкали психологически. Но все-таки вы знаете всю остроту проблемы миграции. Я в данном случае имею в виду не только Россию, хотя нам в России эта проблема близка и понятна, и если уж так говорить, то основные иммиграционные потоки идут из стран СНГ в Россию, не наоборот. Но тем не менее есть и какие-то обратные процессы. Проблема миграции и передвижений, как это видится с точки зрения исполнительного секретаря СНГ?

ЛЕБЕДЕВ: Проблема очень актуальная, волнующая граждан в нашем государстве. Именно по этой причине ей уделяется очень большое внимание  в нашем интеграционном взаимодействии. И именно по этой причине был создан Совет руководителей миграционных ведомств стран СНГ, который сразу же с первых дней создания очень активно включился в деятельность с целью поиска путей решения этих проблем. Хочу сказать, что за короткое время удалось кое-чего добиться. В частности, по инициативе Совета руководителей иммиграционных ведомств была разработана специальная Конвенция по защитите прав трудовых мигрантов на пространстве СНГ. Это очень важный документ, он был принят примерно два года назад. Почему? Потому что все мы слышали о бесправном положении мигрантов, не только в России, к сожалению. Проблема иммиграции существует и в Казахстане, и в других республиках Содружества. И сейчас, базируясь именно на этой конвенции, уже предприняты конкретные шаги по защите прав трудовых мигрантов. В развитии этой конвенции вырабатываются другие документы, которые бы защищали и социальные права, и здоровье мигрантов, которые бы способствовали тому, чтобы ни в коем случае не допускать тех случаев, которые имеют место быть, к сожалению, когда в рабское положение попадают мигранты, приезжая в соседнюю республику СНГ.

Поэтому эта работа продолжается. Совет руководителей миграционных ведомств возглавляет руководитель ФМС России Ромодановский Константин Олегович. Он активно участвует в этой работе. И что очень важно, он получает поддержку со стороны руководителей государств СНГ. Я надеюсь, что все эти совместные усилия помогут нам решить многочисленные проблемы, связанные с трудовой миграцией.

ОГАНЕСЯН: Я понимаю, что этой темой занимаются и федеральные ведомства, ФМС в первую очередь, и МВД, очевидно, и МИД. Возникает вопрос: а к вам обращается кто-нибудь с какими-то жалобами, с проблемами на эту тему?

ЛЕБЕДЕВ: Обращаются. Обращений немало. И не только по миграционным делам. По пенсионным, например, обращаются многие ветераны на пространстве СНГ.

ОГАНЕСЯН: В какой-то стране не признается пенсионный стаж.

ЛЕБЕДЕВ: Где-то какие-то упущения чиновников… И мы стараемся помочь. Но исполнительный комитет – это исполнительный секретариат. Мы как передаточное звено. Но в этом и наша задача – способствовать решению…

ОГАНЕСЯН: Отчасти контролирующая….

ЛЕБЕДЕВ: И контролирующая, и организующая, и координирующая структура. Поэтому сами мы, конечно, ничего не решаем, но мы помогаем найти пути решения. Именно по этой причине все обращения мы, соответственно,  адресуем в структуры СНГ и национальные органы с убедительной просьбой оказать содействие и помочь в решении того или иного вопроса.

ОГАНЕСЯН: Вопросы ветеранов войны, ветеранов труда, наверное, тоже всплывают в вашей работе?

ЛЕБЕДЕВ: Конечно. Особенно среди военнослужащих, которые служили на территории бывшего Советского Союза в той или иной стране, а потом при переезде потеряли какие-то документы или получили документы, которые не признаются в другой части. Поэтому мы помогаем в этом. Мы, соответственно, обращаемся и в Пенсионные фонды, и в Министерство обороны, военкоматы и так далее для того, чтобы помочь в решении тех или иных вопросов.

ОГАНЕСЯН: Мой вопрос к Вам не только как к исполнительному секретарю СНГ, но отчасти связанный с вашей прошлой деятельностью. Я понимаю так, что если есть нелегальная иммиграция, то с ней надо бороться, независимо от политической конъюнктуры. Вас не настораживает, когда иногда идет кампания против какой-то части мигрантов, той же нелегальной, но она носит компанейский характер по поводу возникших каких-то трений с нашими, в том числе членами Содружества, так, как это было с Таджикистаном? Либо принципиально мы боремся с этим, либо не надо это превращать в какую-то кампанию, потому что, наверное, это отражается на отношениях между странами СНГ. Или я ошибаюсь?

ЛЕБЕДЕВ: Вы знаете, как человека, который стоит на страже нашего интеграционного взаимодействия и каждый день делает все для того, чтобы это интеграционное взаимодействие было более тесным, чтобы люди больше доверяли друг другу, конечно,  подобные случаи настораживают.

ОГАНЕСЯН: Перегибы, как раньше говорили.

ЛЕБЕДЕВ: Да. Они расстраивают меня, честно говоря, потому что это все наносит ущерб нашим интеграционным делам. Не секрет, что иногда рвение чиновников переходит некоторые границы, и здесь, конечно, нужно вовремя привести все в должный статус.

ОГАНЕСЯН: Из Санкт-Петербурга вопрос. В рамках СНГ реализуются совместные программы, появляются на базе СНГ новые интеграционные образования. Расскажите, из чего состоит сегодня текущая жизнь Содружества».

Это общий вопрос. А вот первая часть вопроса очень интересная. Вы сами сказали, что сегодня СНГ по структуре немножко напоминает слоеный пирог – разный уровень интеграции, появление Евразийского союза – очень интересное явление. Расскажите об этом побольше.

ЛЕБЕДЕВ: СНГ – это структура, которая позволяет взаимодействовать всем в той степени, в которой то или иное государство готово к взаимодействию. В ЕврАзЭС, в ОДКБ более жесткие условия. И, к сожалению, не все государства СНГ готовы к этому тесному взаимодействию. А в рамках Содружества условия довольно-таки либеральные. Здесь нет наднациональных органов. И именно это позволяет всем постсоветским государствам участвовать в этом интеграционном взаимодействии. Здесь нет жесткой обязаловки. И хочу сказать, что взаимодействие очень тесное.

Я сам до прихода в Исполнительный комитет не подозревал, насколько, оказывается, активно сотрудничают государства-члены СНГ. А потом, когда я занялся конкретными делами, практической работой, я увидел, что не проходит и недели, чтобы в рамках СНГ не встречались представители министерств, ведомств, общественности, писатели, ученые, деятели культуры. И если вы зайдете на интернет-портал СНГ (такой есть, адрес не сложно узнать. Еще у нас есть сайт Исполнительного комитета СНГ - это более информационная страничка), то вы увидите…

ОГАНЕСЯН: Давайте назовем.

ЛЕБЕДЕВ: www.e-cis.info. И вы увидите - я специально посмотрел на этот интернет-портал перед приходом в редакцию, - только на этой неделе проходит пять или шесть подобных встреч, заседаний, отраслевых советов, и вся эта работа приводит к конкретным результатам. Подписаны очень важные документы, рассчитанные на длительный период взаимодействий. В частности, например, основные направления сотрудничества в сфере транспорта на период до 2020 года, стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года, стратегия сотрудничества в сфере атомной энергетики (недавно подписано) на период до 2020 года. И в этой связи я хочу сказать, у нас многие документы рассчитаны не на один год, хотя и такие есть, а на пять, десять лет.

ОГАНЕСЯН: И это все согласовано…

ЛЕБЕДЕВ: Конечно. Документы подписываются президентами. Естественно, прежде чем быть подписанными, они проходят очень длительное согласование, проработку в министерствах, в ведомствах. Но самое главное, что я бы хотел подчеркнуть, этот период, на мой взгляд, достаточно убедительно говорит о том, что с СНГ смотрят в будущее. И те периодически появляющиеся публикации, телевизионные, радиокомментарии о том, что СНГ вот-вот прикажет долго жить, не имеют под собой оснований.

ОГАНЕСЯН: Из Тулы вопрос: «ОДКБ и Таможенный союз у всех на слуху. Какова динамика этих двух организаций в рамках СНГ?»

У меня вопрос, параллельный этому. Не было бы СНГ, трудно себе представить, чтобы появились эти организации.

ЛЕБЕДЕВ: Совершенно верно. И в эти дни, когда отмечается 20-летие СНГ, и когда многие политики и журналисты обсуждают эту тему, я уже несколько раз слышал этот тезис о том, что именно кропотливая работа в рамках СНГ создала основу для появления и ОДКБ, и Таможенного союза, и Единого экономического пространства, которое, мы надеемся, с 1 января 2012 года уже появится на пространстве СНГ. И я как человек, двумя руками ратующий за углубление взаимодействий, очень хочу, чтобы эти проекты оказались успешными. Если они практическими делами докажут, что это выгодно каждому из государств, то, вне сомнения, и остальные потянутся к ним.

Уже примеры есть. Вы знаете, что Кыргызстан подал заявление о приеме в Таможенный союз, и Таджикистан думает над этим.

ОГАНЕСЯН: То есть это открытые структуры, двери этих организаций открыты. ОДКБ касается такой чувствительной зоны безопасности, которая сейчас, особенно на южных рубежах СНГ представляет собой повышенный интерес. С уходом американцев из Афганистана, конечно, усиление роли ОДКБ только естественно.

ЛЕБЕДЕВ: Вне сомнения. Нам нужно будет защищать южные рубежи СНГ, и в одиночку ни Таджикистану, ни другим государствам этого не сделать. Поэтому, конечно, здесь нужны коллективные усилия.

ОГАНЕСЯН: Из Смоленска вопрос: «Президент России Дмитрий Медведев недавно сказал: «Может быть, мы все доживем до той ситуации, когда степень интегрированности в СНГ будет другой». Что в этих словах – весьма многозначительный намек или вежливое дипломатическое предположение?»

ЛЕБЕДЕВ: Я думаю, что ни то, ни другое. Я вижу в этих словах оптимистичный взгляд в будущее СНГ. И это не только взгляд Медведева. 3 сентября 2011 года в Душанбе собравшиеся там президенты стран СНГ подписали совместно заявление в связи с 20-летием Содружества. И в этом заявлении четко сказано, что главы государств, собравшись на этот саммит в Душанбе, хотят заявить, что они с оптимизмом смотрят в будущее СНГ.     

ОГАНЕСЯН: Интересный вопрос, тоже из Смоленска: «Влияние мирового кризиса на экономики и социальную сферу стран СНГ. Как государства СНГ на себе ощутили прикосновения (дыхание) кризиса?»

ЛЕБЕДЕВ: Влияние очень велико. 20 лет независимости позволили государствам СНГ активизировать связи с мировым сообществом. Одни государства более активно включились в мировую экономику и восстановили связи в  финансовой сфере, другие менее активно включились. Естественно, все эти взаимосвязи привели к тому, что мы не остались вне кризиса. И логично, что те государства, которые более тесно связаны с мировой экономикой, более ощутимо почувствовали последствия кризиса. Это и Россия, и Украина, Казахстан. А те государства, которые были более независимы в своей экономике, в финансовых делах – Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан, они достаточно легко пережили кризис, легче, чем остальные участники СНГ.

Я бы хотел подчеркнуть, что кризис побудил государства Содружества активизировать совместные усилия в экономической и финансовой сфере для того, чтобы противостоять последствиям кризиса. И в 2008 году в октябре, только кризис начался, президенты стран Содружества, собравшись в Бишкеке, срочно решили создать постоянное совещание министров финансов стран СНГ. Буквально через 10 дней министры финансов стран Содружества собрались в Москве и приняли решение разработать совместные меры. Была создана рабочая группа, приступившая к работе. И где-то через полгода был разработан план совместных мер преодоления последствий мирового финансового экономического кризиса. Эти меры были одобрены. Потом они были утверждены главами правительств стран СНГ. Был подписан соответствующий документ. И хочу сказать, что наряду с собственными усилиями государств, эти совместные меры конечно же способствовали тому, чтобы кризис не так сильно ударил по нашим странам, и все-таки удалось достаточно быстро локализовать эти негативные последствия.

ОГАНЕСЯН: Как сейчас ситуация - более стабильная?

ЛЕБЕДЕВ: Да, вне сомнения. Что примечательно, это министроы финансов, несмотря на то что ситуация сейчас достаточно стабилизировалась, приняли решение не прекращать свою работу…

ОГАНЕСЯН: С евро непонятно что происходит…Распускать эту команду не имеет смысла.

ЛЕБЕДЕВ: Мы сейчас готовим очередную встречу министров финансов стран СНГ. Она, вероятно, пройдет в Астане в мае 2012 года. Последняя встреча проходила в 2011 году летом на Украине.

ОГАНЕСЯН: Вы знаете, первые годы, особенно СНГ, многие страны не признавали это новообразование, видимо, опасаясь, что это попытки возродить Советский Союз. Но и сейчас к Содружеству относятся настороженно. Вы чувствуете, что международное признание СНГ за эти годы каким-то образом трансформировалось?

ЛЕБЕДЕВ: Это заметно. Почему я это чувствую? Я регулярно получаю приглашения на многие международные форумы, достаточно солидные форумы. Начну с того, что уже в 1994 году СНГ получило статус наблюдателя в ООН. Последующие годы мы стали участниками многих международных форумов, подписали соглашение о взаимодействии, в частности, Исполнительный комитет СНГ подписал соглашение о взаимодействии с Европейской экономической комиссией. У нас достаточно тесные взаимодействия с ОБСЕ. Я только что вернулся с заседания Совета министров иностранных дел стран ОБСЕ в Вильнюсе, которое проходило там 6-7 декабря. Я участвую во многих форумах, которые проводит ОБСЕ, и в Вене, и в других городах-столицах стран ОБСЕ.  Кроме того, у нас тесные взаимодействия с ШОС.

22 ноября мы провели в Москве встречу руководителей четырех международных организаций – СНГ, ШОС, ЕврАзЭС и ОДКБ. И такие встречи уже становятся регулярными. Мы решили проводить их ежегодно. Мы встречаемся, рассказываем друг другу о нашей деятельности, согласовываем наши планы, договариваемся о приглашении на наши мероприятия. И я хочу сказать, что это тесное взаимодействие очень помогает нам.

Очень хорошо проявила себя миссия наблюдателей СНГ на выборах на пространстве Содружества. Она была создана в 2002 году решением глав государств для того, чтобы создать какую-то альтернативу западным наблюдателям. Почему? Потому что мы убедились, что та оценка - очень однобокая, к сожалению. У них свой взгляд, не всегда, к сожалению, объективный. Поэтому нужно было противопоставить наш взгляд на выборы.

Я хочу сказать, что мы видим одну и ту же, но мы видим эту картину глазами друзей, а те, к сожалению, не очень дружественно настроены по отношению к нам, сторонним наблюдателям. Отсюда и различие в оценках.

Если подытожить в ответ на ваш вопрос о повышении роли СНГ, я хочу сказать, что за прошедшие годы эта роль возросла. С СНГ считаются, критикуют, принижают эту роль, но СНГ действует, развивается. И я глубоко убежден, что успешная деятельность Содружества будет гарантией того, что авторитет СНГ будет возрастать.

ОГАНЕСЯН: Вопрос из Санкт-Петербурга: «Грузия покинула ряды СНГ, и что она выиграла от этого, если вообще что-то выиграла? Что может предпринять СНГ в конкретном случае с Нагорным Карабахом? Там опять все обостряется».  Нанесло ли это урон СНГ и самой Грузии?

ЛЕБЕДЕВ: Я сразу же после получения ноты от руководства Грузии о планах выхода из СНГ публично выразил сожаление в связи с этим шагом, потому что, и до сих пор я убежден, уже прошло три года, что это не в интересах Грузии, это, естественно, не в интересах СНГ. У нас очень тесные связи до сих пор сохранились по всем направлениям сотрудничества. Необходимость сохранения этих связей очевидная. Естественно, многие из них были свернуты. Хотя, примечательный момент, на другой день после заявления о политическом выходе из СНГ мы получили вторую ноту от руководства Грузии, в котором они просили нас сохранить участие Грузии во всех экономических соглашениях.

ОГАНЕСЯН: И это действует до сих пор?

ЛЕБЕДЕВ: Эксперты наших стран и, соответственно, представители государств рассматривали эту просьбу Грузии: как же так, Грузия выходит, а в экономических договорах и соглашениях хочет остаться. Раздались такие голоса «ах, раз выходит, пусть выходит». Потом немножко остыли, эмоции поугасли и приняли решение разрешить Грузии участвовать в этих соглашениях, потому что это взаимовыгодные соглашения. И Грузия до сих пор продолжает участвовать в более чем 70 экономических договорах и соглашениях в рамках СНГ. Я считаю, что Грузия не выиграла. И если грузинское руководство примет когда-нибудь решение о том, чтобы вернуться в СНГ, у меня такое предчувствие, что ворота будут открыты.

ОГАНЕСЯН: Какова роль СНГ в конкретном случае – с конфликтом в  Нагорном Карабахе?

ЛЕБЕДЕВ: Я уже упоминал эту тему. Это наша общая боль. В той мере, в которой это возможно, страны СНГ пытаются помочь. Некоторые – своим непосредственным участием, как Россия в составе Минской группы, другие, скажем так, - в контактах с азербайджанским и армянским руководством, политиками. Но мы очень надеемся, что будет найдено решение этой проблемы, потому что состояние войны, противостояние между двумя соседними государствами, противоестественно. Все это понимают, и хотелось бы, чтобы оба государства и оба народа вернулись к естественному состоянию мира.

ОГАНЕСЯН: Спасибо. Я хочу вас поблагодарить. Наша передача подошла к концу. Напоминаю, гостем программы «Визави с миром» был председатель Исполнительного комитета и исполнительный секретарь СНГ Сергей Николаевич Лебедев. Спасибо вам большое. Успехов Вам! И с юбилеем, с 20-летием Содружества!

ЛЕБЕДЕВ: Спасибо за приглашение. А я хочу, пользуясь случаем, пожелать всем на пространстве СНГ счастливого Нового года и искренне пожелать, чтобы и в 2012 году, и в последующие годы мы стали ближе друг к другу.

Версия для печати