Будущее России в развитии восточного направления

14:29 12.12.2011 Юрий Немцев, обозреватель журнала «Международная жизнь»


В 2012 году к России от США переходит председательство в форуме Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). В сентябре следующего года наша страна впервые примет встречу лидеров АТЭС на острове Русский во Владивостоке. Вопросы, связанные с предстоящим переходом председательства в АТЭС, обсудили российские эксперты и чиновники на круглом столе, прошедшем 9 декабря в Москве.

В свое время создание АТЭС стало ответом стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) на усиление экономической интеграции в Европе, отметил заместитель директора Российского центра исследований АТЭС Глеб Ивашенцов. «АТР и те страны, что входят в АТЭС становятся в настоящее время в центре политической и экономической жизни мира, - сказал он. - По приросту ВВП они значительно опережают ЕС». «Председательство России в АТЭС должно способствовать наращиванию нашего экономического присутствия в регионе, - уверен Ивашенцов. - В АТР мы должны найти точки соприкосновения, чтобы это партнерство было взаимовыгодным и отвечало интересам нашей страны».

Заместитель директора департамента торговых переговоров Министерства экономического развития Владимир Ткаченко в свою очередь отметил, что во время председательства России в АТЭС приоритет будет отдан вопросам либерализации торговли и перемещения капиталов, развития транспорта, сотрудничества в области инноваций и продовольственной безопасности. Особую роль Ткаченко отдает транспортной сфере, «поскольку в силу географического положения с транспортом связаны наши возможности и интересы». «Когда мы говорим о развитии логистических цепочек и транспортных коридоров, мы имеем в виду, что будем получать от этого экономический эффект, - подчеркнул чиновник. - Это будет подразумевать увеличение инвестиций на транспортную инфраструктуру. Также Россия заинтересована в привлечении инвестиций на строительство портовых мощностей на Дальнем Востоке. В первую очередь речь идет о зерновых терминалах - сельхозпроизводители Сибири в этом году собрали неплохой урожай, и перед аграриями встал вопрос увеличения экспорта этой продукции, - отметил Ткаченко. - Однако действующие портовые мощности в дальневосточных регионах на данный момент ограничены».

Все участники круглого стола сошлись во мнении о необходимости развития восточного направления внешнеполитического и экономического курса и выразили уверенность, что именно от этого будет зависить будущее России как великой державы.

С сегодняшнего дня в Санкт-Петербурге стартуют первые мероприятия в рамках председательства РФ в форуме АТЭС. В их числе Симпозиум по определению приоритетов работы этого форума в 2012 году и неформальное совещание старших должностных лиц (СДЛ). На Симпозиум в качестве докладчиков приглашены эксперты и бизнесмены из России и ряда стран АТР, а также представители профильных международных организаций, включая Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и другие. В ходе мероприятий планируется провести обмен мнениями по предложенным Россией приоритетным направлениям деятельности АТЭС в следующем году, которые уже были озвучены на круглом столе 9 декабря. По итогам дискуссий СДЛ утвердят ключевые задачи на очередной годичный цикл работы АТЭС. [1]

 

Межправительственный форум Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество образован в ноябре 1989 года. В настоящее время его участниками являются 21 страна и территория Азиатско-Тихоокеанского региона. С учетом специфики, обусловленной участием в Форуме территорий (Тайвань, Гонконг), в АТЭС принято обозначать страны-участницы как «экономики»: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Тайланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония. На долю участников АТЭС приходится свыше 60 % мирового ВВП, 47 % оборота внешней торговли, более 40 % объема иностранных инвестиций и 40 % населения мира. [2]

 

Ключевые слова: АТЭС, АТР, председательство, Восток, транспорт

 

[1] http://rus.apec2012.ru/calendar/20111212/462305224.html

[2] http://ria.ru/economy/20031020/451388.html

Версия для печати