В Государственном центральном музее современной истории России (Москва, ул. Тверская, 21) при непосредственном участии и поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоялось торжественное открытие выставки «Золотые века итальянского кружева», приуроченной к Году Италии-России 2011.
На церемонии открытия выставки заместитель министра культуры РФ Андрей Бусыгин назвал происходящее событие "еще одним открытием итальянской культуры и искусства с неожиданной для многих россиян стороны".
В истории моды кружево, прежде всего из-за своей дороговизны и сложности изготовления, всегда считалось аристократическим материалом. Искусство плетения кружева появилось в Италии в XVI веке и стало важной частью европейского культурного наследия.
Настоящая выставка посвящена истории кружевоплетения в Европе XVI - начала XX веков. Впервые в Москве представлена уникальная коллекция из крупнейшего в мире собрания кружев ХVI-ХХ вв. итальянского коллекционера и предпринимателя Арнальдо Капраи (Arnaldo Сaprai), Кавалера ордена Труда.
Посетители выставки смогут познакомиться с историей европейского и итальянского кружева от эпохи Возрождения до эпохи Барокко и увидеть изделия, вышедшие из легендарной буранской школы кружевоплетения.
Наиболее широко представлены великолепные изделия XVII века, когда искусство кружевоплетения достигло верха совершенства, и когда создание новых предметов одежды и аксессуаров служило символическим, чисто показным утверждением социального статуса. К такого рода предметам можно отнести: bande, мягкие широкие пояса, кружевные вставки, накидки и facciole (воротники с длинными концами, которые украшали плечи и грудь). В этот период речь идет о действительно впечатляющем производстве кружев, что подтверждается большим количеством дошедших до нас изделий, сохранившихся в музейных и частных коллекциях. Это станет очевидным для посетителей в ходе осмотра экспозиции.
Производство кружева сохраняет свое значение и в первой половине XVIII века, хотя качество его было чуть ниже по сравнению с веком предыдущим. Но лишь в конце XIX - начале XX века вновь можно говорить о «золотом периоде» кружевоплетения не столько благодаря орнаменту или особым видам стежка, присущим этому времени, сколько из-за возврата к традициям прошлых веков и истинному возрождению древнего кружева, выполняемого с такой виртуозностью и технической точностью, которыми подчас не обладали сами оригиналы. Специалисты подчеркивают, что кружево было частью экономической политики, поддерживая экономику многих стран Европы и моду в течение многих веков.
Кружево являлось достаточно важной формой искусства, причем именно в женском исполнении. Хорошо известны своим мастерством венецианские кружевницы. Кружевоплетением занимались благородные дамы и даже королевы (среди экспонатов – предметы и приспособления для кружевоплетения из золота и серебра).
Оттеняют и поддерживают красоту и ценность старинных кружев, демонстрирующихся на выставке, портреты дам и кавалеров XVI – XVIII веков в пышных костюмах того времени. Среди них работа знаменитого фламандского художника Антониса Ван Дейка «Портрет неизвестной» из собрания Государственного музея-усадьбы «Архангельское», прекрасные работы русских мастеров: живопись И.П.Аргунова, акварели В.И.Гау, К.Ф.Мельникова и Э.З.Генне на бумаге и кости из собрания Московского музея-усадьбы «Останкино». Классическое сочетание синего и белого цветов в оформлении экспозиции подчеркивает их красоту и торжественность.
На выставке также можно увидеть образцы современных кружев, выполненные на предприятии Арнальдо Капраи по новой технологии, позволяющей воспроизводить исторические кружева. Посетители увидят скатерти и салфетки, используемые для сервировки стола, а также столовый, кофейный и чайный сервизы «Птицы Ротшильдов» из коллекции Государственного центрального музея современной истории России (вариант росписи XIX века).
Эта выставка уникальна благодаря ценности и количеству выставленных экспонатов, подтверждающих древность традиций, живущих в течение веков в Европе. На этих традициях основывается не только итальянское художественное ремесло, но и современное производство на предприятиях Кавалера Труда Арнальдо Капраи, выпускающих на рынок блестяще выполненные авторские копии кружев прошедших веков.
Кружевные изделия фирмы Арнальдо Капраи в исторической художественной интерпретации хранятся в крупнейших итальянских музеях, используются на столах во время официальных приемов Президента Республики, составляют убранство алтаря Капеллы Паолина в Ватикане, а также особо ценятся в области дизайна и моды. А специально прибывший в Москву сын господина А. Капраи – Лука Капраи, вице-президент фирмы, считает миссией своей семьи нести культуру итальянского кружева вот уже 55 лет.
Организаторы выставки смогли охватить столь обширный период – пять веков истории итальянского кружева, благодаря богатейшей коллекции уникальных предметов, которые украшали одежду знатных людей прошлых веков.
Открывая работу выставки, директор Государственного центрального музея современной истории России Сергей Архангелов отметил: «Этот проект заинтересовал наш музей именно как исторический проект».
Еще одна грань итальянской культуры в год Италии демонстрирует страстную и взаимную любовь наших соотечественников к итальянской культуре. И эта любовь неслучайна: связи, объединяющие наши культуры, свидетельствуют о близости нашего миропонимания. Неслучайно многим посетителям изысканные изделия из Италии напоминали знакомые нам вологодские кружева.
Выставка открыта для посетителей с 25 ноября 2011 года по 10 января 2012 года.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs