У русского человека есть одна особенность характера. Он может долгое время избегать конфликта, искать пути компромисса, даже уступать в непринципиальных вопросах: «Зачем бодаться-то? Да и неохота…»
В истории этим не раз пользовались наши, скажем так, «партнеры по международным делам», принимая русскую неконфронтационную реакцию за слабость. И каждый раз они напарывались на неожиданно сильный ответ России. Когда нашей стране «во как надоедало» иностранное давление, русское долготерпение моментально оборачивалось пружиной. И вот она, пружина эта, сжатая под давлением внешних сил либо обстоятельств до предела, начинает обратный ход. Сами знаете, с какой скоростью!
Поэтому заявление Президента России Дмитрия Медведева – это реальное подтверждение того, что русский дух жив! Он всегда просыпается, когда Отечеству грозит опасность.
Вы понимаете, ЧТО заставило Президента России выйти к народу и заявить: «При неблагоприятном развитии ситуации Россия оставляет за собой право отказаться от дальнейших шагов в области разоружения и, соответственно, контроля над вооружениями»?
Сага об американской ПРО в Европе достойна пера Джона Голсуорси. Его Форсайты жили, любили, ссорились, мирились… Такая же love-hate affair и у нас с Америкой. Но ни в одной главе этой российско-американской саги нет четкого объяснения – зачем США размещают по периметру российских границ свои ударные ядерные силы? Нет ответа и на следующий вопрос: зачем США дополняют свои ударные ядерные силы системой ПРО в таких количествах, что рассказы об «иранской угрозе», а уж тем паче об «угрозе северокорейской», воспринимаются не как главы саги, а как сказки для несмышленых малолеток. Кстати, эти сказки рассказывали нашему руководству ещё в конце прошлого века. Тут попались документы той поры – извлечения из переписки Бориса Ельцина с его другом Биллом, который Клинтон. Он и бывший президент США, и действующий муж нынешнего госсекретаря США. Так вот Б.Ельцин 18 октября 1999 г. пишет следующее:
«Дорогой Билл,
Хотел бы доверительно и предельно откровенно поделиться с тобой соображениями относительно ситуации, складывающейся в настоящее время в нашем диалоге по вопросам СНВ и ПРО. Сразу хочу подчеркнуть, что считаю это направление не только одним из ключевых в российско-американских отношениях, но и затрагивающим основные интересы безопасности всего международного сообщества.
…В связи с этим меня глубоко обеспокоило подписание тобой закона, провозглашающего развертывание национальной системы противоракетной обороны территории страны политикой Соединенных Штатов, и тем более – продолжение реальных испытаний ее элементов. Развертывание такой системы, как ты знаешь, несовместимо с ключевым положением Договора по ПРО, составляющим его суть, – обязательством сторон не развертывать системы ПРО территории своей страны и не создавать основу для такой обороны.
Билл, с самого начала процесса ограничения и сокращения стратегических наступательных вооружений тридцать лет назад этот процесс основывался на главной идее, заложенной в Договор по ПРО, а именно, что обе наши стороны остаются уязвимыми для СНВ другой стороны, поскольку только так можно обеспечить надежность сдерживания от ядерного нападения при уменьшающихся количествах наступательных вооружений.
И никакие гарантии в такой ситуации не были бы способны устранить объективно присущую системе ПРО и возрастающую с ее развитием роль сильнейшего дестабилизирующего фактора в стратегическом уравнении».[1]
Цитата большая, но приводим её ради того, чтобы читатель, скажем так, окунулся в атмосферу 90-х годов, которые сегодня уже становятся «былинными» - все-таки это ещё II тысячелетие, а мы живем в III тысячелетии… И определенная мифология уже начала складываться.
И всё же заметим – уже тогда, в период нежной дружбы двух президентов, Москва раз за разом возвращалась к вопросам ПРО (это письмо не единственное) и раз за разом натыкалась на отказ Вашингтона обсуждать эту проблематику. США взяли курс на ПРО вокруг России, стали на него лет десять назад, и сворачивать не намерены.
Вы помните, чем ответил Вашингтон на неоднократные призывы Москвы оставаться в рамках договора по ПРО? Пришел в Белый дом человек, который в 1999 году был уверен, что «ГДР ещё существует, и ей надо срочно помогать бороться за демократию», и принял решение о выходе США из Договора по ПРО.
13 декабря 2001 года президент США Джордж Буш официально уведомил представителей России о том, что «США в одностороннем порядке выходят из договора по ПРО». Президент Буш назвал договор по ПРО «пережитком холодной войны» и заявил: «Как главнокомандующий Вооруженными силами США, я не могу допустить, чтобы США оставались участниками договора, который мешает нам развивать эффективные системы самозащиты».[2]
Дальше – «галопом по Европам». Т.е. коротко по событиям, связанным с политикой размещения ПРО США у нас вдоль границ. Напомним их канву.
В конце 2001 года США официально объявили о выходе из договора, который перестал действовать с лета 2002 года.
В декабре 2002 года Вашингтон приступил к первой фазе создания национальной системы ПРО в Европе. «На дальних подступах», так сказать…
Особую озабоченность России вызвали намерения разместить элементы в Чехии и Польше. В Москве заявили, что в случае реализации американской системы ПРО Россия подготовит асимметричный ответ, имея в виду новейшие системы, которые смогут «пробить» любую противоракетную оборону.
8 июля 2008 года Чехия и США подписали соглашение о строительстве американского радара под Прагой.
Потом начался торг. Обама на первых шагах «перезагрузки» вроде бы отказался от чешско-польского плацдарма для своих ракет. А потом… их пусковые площадки начали плодиться вокруг российских границ со скоростью кроликов.
Вот полюбуйтесь на схему развертывания ПРО США у наших северо-западных границ.
http://nvo.ng.ru/concepts/2011-06-24/1_zont.html
Переговоры по вопросу о европейской компоненте ПРО США ведутся уже не первый год. На высшем уровне идет интенсивный обмен мнениями. Результат – Россия выражает свои озабоченности, но в США слышать её не желают. Вот информация о последней встрече Д.Медведева и Б.Обамы в Гонолулу в рамках саммита АТЭС.
«Президенты России и США не смогли на переговорах в Гонолулу сблизить свои позиции по вопросу о Противоракетной обороне в Европе.
«Позиции США и России по вопросу ЕвроПРО пока достаточно далеки друг от друга», - сказал Медведев после переговоров с Обамой.
Россия требует от США юридических гарантий того, что система Противоракетной обороны Европейского континента, которая строится на американской основе, не будет направлена против России.
При этом США и НАТО предлагают России вместо этого проводить мониторинг создания ПРО собственными средствами, чтобы убедиться в том, что ЕвроПРО не будет вредить интересам России».[3]
И вот после Гонолулу, кажется, что терпение у нас лопнуло. Дальше вы прочтете текст депеши ИТАР-ТАСС от 14 ноября – сразу после саммита АТЭС. Адрес сообщения показателен – Хабаровск. Можно предположить, что вернулись на родную землю, дающую силы, и приняли решение.
Спецкорр. ИТАР-ТАСС Мария Пшеничникова написала:
«США не исключают возможности развертывания в рамках ПРО боевых кораблей в Средиземном, Черном, Баренцевом, Северном морях и на Балтии. Об этом заявил сегодня журналистам глава МИД РФ Сергей Лавров по дороге из Гонолулу, комментируя российско-американские встречи в рамках саммита АТЭС.
«Американцы не исключают, они признались нам в этом, что могут быть развернуты боевые корабли с противоракетными системами не только в Средиземном море, но и в Черном, Баренцевом, Северном, на Балтике», - сказал министр.
«Мы находимся в том положении, из которого не видно выхода, - отметил глава МИД РФ, говоря об американских планах по развертыванию ПРО в целом. - Потому что односторонний план создания глобальной ПРО США, который уже будет натовским, но полностью по американским лекалам, этот план реализуется. Подписываются соглашения, создаются объекты на земле, базы перехватчиков и радары».
«Заявляется, что никаких ограничений на эту систему не будет, а на вопрос: «Зачем так забираться на север?», звучит ответ, что «так надо», - продолжил он. - Наш довод относительно отсутствия у Ирана возможностей запускать что-то в воздух, что долетит до северных баз, говорят – «ну, может быть, впоследствии будет, мы должны предвидеть любую ситуацию».
«Но все при этом как бы остается в рамках той же позиции, которую нам озвучили изначально - не волнуйтесь, это не против вас, - заметил Сергей Лавров. - Нас это устроить не может. На встречах с американцами это было четко сказано, а президент Медведев Обаме вновь все четко подтвердил, что мы бы хотели получить какие-то гарантии. Гарантии должны быть четкие и на бумаге».[4]
А что получила Россия? Какие гарантии? Дырку от бублика!
Вот полюбуйтесь, откуда по планам Пентагона могут быть нанесены удары по нашей стране.
Удары должны быть разящие. И… БЕЗНАКАЗАННЫЕ!
А чтобы этого достигнуть, ПРО как раз и требуется. ПРО – это система минимизации последствий ответа на агрессию. Это – «щит». А «меч»? «Меч» вот он – на схеме.
http://www.izvestia.com/news/325082
А теперь вопрос на знание истории: «Что сказал врагам России Александр Невский?»
Уверен, что каждый знает эти великие слова: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»
Трудно судить, вспоминал ли эти слова Дмитрий Медведев, когда обратился напрямую к гражданам России. (Сам по себе момент исключительный, кажется, может быть, ошибаюсь, после Беслана ничего подобного не было). Так вот, текст обращения Президента России звучит прямо в духе слов Александра Невского!
Вслушайтесь. Такое говорят только в годину, когда встает вопрос о судьбах Отечества.
«Уважаемые граждане России! Моё обращение к вам связано с той ситуацией, которая сложилась вокруг противоракетной обороны государств НАТО в Европе.
…Соединённые Штаты начали реализацию нового противоракетного плана, получившего название так называемого поэтапного плана. Именно он вызывает нашу озабоченность. Дело в том, что в перспективе он предусматривает размещение соответствующего потенциала ракет и других противоракетных средств вблизи российских границ и в примыкающих к России акваториях.
…К сожалению, Соединённые Штаты Америки, а вслед за ними и другие натовские партнёры… не собираются, во всяком случае, на сегодняшний день, учитывать нашу озабоченность архитектурой европейской ПРО на данном этапе, а нас лишь убеждают, что их планы не направлены против России.
Но это на уровне исполнительной власти, а законодатели в некоторых странах прямо говорят: «Имейте в виду – это против вас». А когда мы ставим вопрос о том, чтобы положить это на бумагу в форме чётких недвусмысленных юридических обязательств, следует жёсткий отказ.
…Мы не согласимся участвовать в программе, которая через относительно короткий промежуток – пять, шесть, может быть, восемь лет – способна ослабить наш потенциал сдерживания. Именно эта программа европейской ПРО начала осуществляться. И, к сожалению, её реализация идёт всё более быстрыми темпами: она осуществляется в Польше, Турции, Румынии, Испании. А нас ставят перед свершившимися фактами.
…В связи с этим мною приняты следующие решения.
Первое. По моему поручению Министерство обороны России незамедлительно введёт в боевой состав радиолокационную станцию системы предупреждения о ракетном нападении в городе Калининграде.
Второе. В рамках создания системы Воздушно-космической обороны России в первоочередном порядке будет усилено прикрытие объектов стратегических ядерных сил.
Третье. Стратегические баллистические ракеты, которые поступают на вооружение Ракетных войск стратегического назначения и нашего Военно-Морского Флота, будут оснащаться перспективными комплексами преодоления ПРО и новыми высокоэффективными боевыми блоками.
Четвёртое. Вооружённым Силам мною поставлена задача по разработке мер, обеспечивающих при необходимости разрушение информационных и управляющих средств системы ПРО. Указанные меры являются адекватными, эффективными и малозатратными.
Пятое. Если перечисленных мер будет недостаточно, Российская Федерация разместит на западе и на юге страны современные ударные системы вооружений, обеспечивающие огневое поражение европейского компонента ПРО. Одним из таких шагов станет развёртывание ракетного комплекса «Искандер» в Калининградском особом районе.
…Кроме того, учитывая неразрывную взаимосвязь между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями, могут возникнуть основания для выхода нашей страны из Договора об СНВ. Это предусмотрено самим смыслом договора».[5]
Вот что сказал Президент Медведев. И сразу вслед за этим он провёл совещание с постоянными членами Совета Безопасности. «Обсуждались актуальные вопросы внешней и внутренней политики».[6]
К гадалке не ходи, чтобы догадаться, о чём говорили…
В дополнение к сказанному, приведем мнения некоторых экспертов – как военных, так и политиков. А также простых русских людей. С их реакции и начнем:
«США не зря договаривались с Россией по резкому снижению количества ядерных ракет. Это им необходимо, чтобы развернув повсеместно, в том числе в Европе системы ПРО, включая достаточное количество кораблей с ракетами-перехватчиками, суметь гарантированно уничтожить эти оставшиеся у нас 1550 ракет или носителей с ЯО. Этот этап в развёртывании стратегической операции, нацеленной на уничтожение России, собственно говоря, является завершающим. Угроза со стороны США в настоящее время более чем серьёзная, так как для решения своих экономических проблем у них остался только военный путь разрушения всех конкурирующих экономик в мире и ликвидации военного потенциала тех стран, которые могут им воспрепятствовать в осуществлении этих планов. А так как только Россия способна в современном мире воспрепятствовать планам США устроить большой погром на планете и превратить весь мир в колонию США, то Россия теперь - номер один в списке стран, подлежащих уничтожению», - пишет участник одного из форумов. Вот он настоящий голос народа.
А дальше мнения официальных лиц. Специальный представитель президента РФ по вопросам ПРО Дмитрий Рогозин считает, что решение президента РФ Дмитрия Медведева выступить с заявлением по ЕвроПРО связано с итогами встречи с президентом США Бараком Обамой на саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества (АТЭС) в Гонолулу. «Заявление президента было сделано сразу после того, как состоялась встреча глав двух стран в Гонолулу, когда Россия в очередной раз получила представление о том, что юридические гарантии в вопросе ПРО ей предоставлены не будут».[7]
Несогласие РФ и США по проблеме ПРО не означает конец «перезагрузки», оптимистически считает председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов. «Президент Дмитрий Медведев представил ответные меры, которые наша страна вынуждена предпринять в связи с отказом США дать юридические гарантии того, что развертывание системы американского ПРО в Европе не направлено против России. В то же время президент Д.Медведев заявил, что эти меры не означают отказа России от продолжения диалога с США и НАТО по ПРО, отметил сенатор. Президент выразил уверенность, что при учете интересов РФ возможность договориться по этой проблеме есть – Россия не закрывает двери», - сказал М.Маргелов.
«В связи с этим уместно заметить, что несогласие по проблеме ПРО не означает какого-то «конца перезагрузки». Утверждаю это, как участник встречи президентов России и США в Гонолулу. Потому что несогласие по одному из многих пунктов повестки дня российско-американских отношений – не повод для разрыва», - подчеркнул М.Маргелов.
Расхождения в области безопасности случаются и случались в прошлом даже между ближайшими союзниками. «Во время «холодной войны» из четкого ритма «марширующих полков» выбилась Франция, уйдя из военной организации НАТО, а в советском блоке - Румыния, которая отказывалась участвовать в военных маневрах войск Варшавского договора», - напомнил М.Маргелов.[8]
Не станем выяснять – кто сегодня выбился из ритма и шагает не в ногу, а кто похож на Францию и Румынию тех лет. Просто констатируем очевидное:
Россия приняла выход США из Договора по ПРО в начале 2000-х;
Россия пошла на подписание нового Договора по СНВ, предусматривающего существенные сокращения наступательных ядерных сил и РФ, и США;
Россия очень надеялась на «перезагрузку» с Америкой и всячески приветствовала перемену в отношении Барака Обамы к вопросу о размещении ПРО США в Чехии и Польше;
Россия предлагала создать объединенную систему ПРО в Европе, подключив к ней свои возможности, коли уж Америка так боится несуществующих пока ракет из «третьих» стран;
Россия хотела юридических гарантий в том, что разворачивающаяся в Европе сеть американского ПРО не направлена против России.
Что в результате?
В результате русская пружина, сжатая партнерами по «перезагрузке» до предела их отказами идти на компромисс, пошла распрямляться.
Ещё лет шесть назад на глаза попалась статья о России в американской прессе под заголовком «Не будите спящего медведя». Автор очень просил всех «ходить на цыпочках».
Полезно помнить, что против медведя всегда выходит охотник не с пустыми руками, а с рогатиной либо с ружьем.
Нынешние охотники за российской землей хотят оснастить своё «ружье» ещё и системой ПРО.
Вот Медведев заявление и сделал, чтоб охотники с ружьем-то не баловали.
А то, не ровён час…
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs