ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Сергей Лавров и Кэтрин Эштон «сверили часы» в преддверии саммита «Россия-ЕС» в Брюсселе

00:00 17.11.2011 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

«У России и Евросоюза достаточно серьёзные достижения практически по каждой из четырех «дорожных карт» и есть обоюдное желание двигаться вперёд, не сбавляя темпа», - заявил министр  иностранных дел РФ Сергей Лавров на пресс-конференции в Москве по итогам переговоров с высоким представителем ЕС по иностранным делам и политической безопасности Кэтрин Эштон. Переговоры прошли в рамках проведения заседания Постоянного совета партнерства (ПСП) Россия-ЕС на уровне министров иностранных дел.

Сергей Лавров отметил важность того, что прогресс в отношениях стратегического партнёрства России и Евросоюза достигается, несмотря на глобальную финансово-экономическую нестабильность: «Мы выдерживаем в наших отношениях позитивную динамику, и хотел бы особо выделить достигнутое понимание, достигнутое согласие по перечню шагов, которые необходимо выполнить для того, чтобы переходить к безвизовому режиму краткосрочных поездок граждан России и стран ЕС». Министр подчеркнул, что стороны договорились приложить все усилия к тому, чтобы «этот перечень был выполнен во время саммита России и ЕС в Брюсселе в декабре этого года».

Глава внешнеполитического ведомства поблагодарил коллег по Евросоюзу за поддержку в пользу присоединения России к Всемирной Торговой организации. «Исходим из того, что это станет поворотным моментом в нашем торгово-инвестиционном сотрудничестве, выведет его на качественно новый уровень, и, безусловно, рассчитываем, что это позволит существенно ускорить работу и завершить  её в обозримые сроки над новым базовым соглашением о стратегическом партнёрстве между Россией и Европейским Союзом», - отметил Сергей Лавров.

Он сообщил, что Европейский инвестиционный банк, Европейский Банк реконструкции и развития и российский Внешэкономбанк договорились о существенных объемах финансирования тех совместных проектов¸ которые обсуждаются с участием деловых кругов и официальных представителей Москвы и Брюсселя. В качестве яркого примера таких совместных проектов Сергей Лавров назвал дальнейшее развитие стратегического диалога в сфере энергетики. 8 ноября состоялся пуск первой очереди трубопровода «Северный поток», который открывает новую страницу в партнёрстве России и Евросоюза. «Мы заинтересованы в том, чтобы наше стратегическое сотрудничество и далее пополнялось взаимовыгодными, перспективными с точки зрения укрепления энергобезопасности Европы  проектами», - уточнил министр.

На пресс-конференции отмечалось, что стороны уделяют большое внимание  взаимодействию в рамках  формирования общего пространства внешней безопасности. Прорабатывается нормативная база такого взаимодействия. На Московской встрече министров иностранных дел России и Евросоюза шла речь о сотрудничестве в урегулировании многих конфликтов, кризисных ситуаций как в Европе, так и в других регионах мира. Как отметил Сергей Лавров, вместе Российская Федерация и Евросоюз работают над решением Иранской ядерной программы, в квартете международных посредников по Ближнему Востоку, в рамках «Восьмёрки» и во многих  других форматах. Эта работа отвечает коренным интересам России и всех стран,  которые входят в Евросоюз.  «У нас есть все основания рассчитывать на то, что это сотрудничество будет продолжать развиваться поступательно и  эффективно», - сказал руководитель МИД России.

Кэтрин Эштон, приветствуя  вступление России в ВТО, отметила, что это станет действительной возможностью для наших стран развить более глубокое экономическое сотрудничество в поддержку наших бизнесов. Вторя своему российскому коллеге, Кэтрин Эштон выразила надежду, что на предстоящем в Брюсселе декабрьском саммите Россия-ЕС будет найден прогресс по вопросу безвизового режима между партнёрами. Сергей Лавров высказался по этому поводу определённее: «Мы имеем полноценный, одобренный переговорщиками документ, который мы надеемся, будет поддержан  на саммите в Брюсселе, по крайней мере, мы договорились рекомендовать нашим руководителям сделать это». 

Отвечая на вопрос журналистов по ситуации в Сирии, Сергей Лавров подчеркнул российскую позицию: «Мы абсолютно согласны с тем, что любое насилие должно быть прекращено. Мы выступали за это с самых первых дней, когда начинала разворачиваться сирийская драма. И мы активно работали напрямую в пользу того, чтобы насилие прекратилось, работали напрямую с президентом Асадом, к которому несколько раз обращался президент Дмитрий Медведев, поощряя его и к ускорению реформ, и к активизации  диалога с оппозицией. Работали мы и на других уровнях, но при этом мы всегда подчеркивали, что прекращение насилия требует давления на все стороны, которые участвуют в этих драматических событиях.

И далеко не секрет, что наряду с мирными демонстрантами, чьи чаяния, требования мы понимаем и  поддерживаем, именно поэтому призываем к началу диалога, в этих событиях все больше начинали действовать группы вооруженных людей, у которых совершенно иная повестка дня, нежели реформы и демократия в Сирии. А у них повестка, которая касается межэтнических, межклановых интересов, и эти люди получали и продолжают, к сожалению, получать в возрастающих объёмах оружие из соседних стран, - эти факты уже сегодня никто не скрывает.  Идёт оружие нелегальными каналами через Ливан, через Ирак, через Иорданию. Сегодня «Euronews», наш общий с Евросоюзом телеканал, показывал кадры, когда вновь созданная сирийская освободительная армия атаковала здание то ли разведки, то ли другие официальные здания. Всё там полыхало. Конечно, если такими методами оппозиция будет следовать, то это приведёт к полноценной гражданской войне.

Мы активно поддержали инициативу Лиги Арабских государств, которая  была принята 2 ноября. Эта инициатива предусматривает прекращение насилия, откуда бы оно не исходило. Направление в Сирию наблюдателей из арабских стран для того, чтобы осуществлять мониторинг этой ситуации и  объективно её оценивать и скорейшее начало диалога. Россия предложила, чтобы все страны, которые так или иначе влияют либо на сирийское правительство, либо на различные группы оппозиции, особенно на группы, которые базируются во Франции, в США, в Турции, чтобы мы все одним голосом сказали и правительству, и всем оппозиционным группам: «Насилие должно быть прекращено. Чтобы это было сделано одновременно, чтобы никто не провоцировал, чтобы никто не реагировал неадекватно и непропорционально».

Затем министр предложил отправлять туда наблюдателей, которые будут оценивать, кто выполнит это требование, а кто – нет. Все сирийские стороны, отметил он, должны собраться в штаб-квартире ЛАГ в Каире. Если некоторые представители оппозиции при  поддержке некоторых зарубежных стран заявляют о том, что диалог может быть начат только после того как президент Асад уйдёт, то инициатива ЛАГ становится обесцененной и бессмысленной, потому что она как раз и призывает именно сирийское правительство предпринять определённые вещи, включая начало диалога.

«Мы наблюдаем, насколько поспешно пытаются внешние игроки форсировать  нарастание конфронтации в Сирии, наверное, из желания драматизировать эту ситуацию в медийном пространстве и получить дополнительные аргументы для того, чтобы обосновать некое вмешательство в сирийские дела. Хотя на словах все это отвергают. Но по нашим ощущениям, такие планы всё-таки кое у кого есть. И всё это происходит очень быстрыми темпами: 2 ноября инициатива ЛАГ, через пару дней из некоторых европейских столиц мы слышим, что она уже мертва, потом проверка этой инициативы самими арабскими странами осуществляется буквально через 10 дней, и всё идёт по нарастающей. Мы бы очень не хотели, чтобы дело пошло по ливийскому сценарию.

"Обратите внимание на ещё одну страну региона – Йемен, где, к сожалению, люди гибнут не меньше, чем в это происходит Сирии, где тоже есть план арабских стран Персидского залива, но где никто ультимативных сроков не выдвигает. И все, включая США, Евросоюз, страны Залива, Китай, ЛАГ, Россию, все работают над созданием условий для того чтобы план мирного урегулирования, план национального примирения  сработал. Все понимают, насколько губительно было бы пустить дело на самотёк и оказаться перед угрозой развала Йемена. Мне непонятно, почему такого же понимания не предпринимается в позиции некоторых стран в отношении Сирии? Очень надеюсь, что все ответственные политики будут добиваться реализации той инициативы, которую выдвинула ЛАГ, причем делалось это с полным сознанием того, что для прекращения насилия нужно прекратить и провокации, и будут делать это с полным осознанием того, что нельзя пускать дело на самотёк. И мы будем добиваться именно такого ответственного подхода со стороны всех игроков, всех участников этого процесса", - подчеркнул Сергей Лавров. 

"На вопрос об иранской ядерной программе министр сообщил, что Россия рассчитывает на то, что согласованная «шестёркой» резолюция по Ирану будет принята 18 ноября. «Представители стран «шестёрки» в Совете управляющих МАГАТЭ согласовали резолюцию в ходе проходящего сейчас заседания этого органа, которое выносится на его рассмотрение, и скорее всего, завтра, она, мы рассчитываем, будет принята", - сказал Сергей Лавров по итогам переговоров с высоким представителем Евросоюза по иностранным делам и политической безопасности Кэтрин Эштон.

Глава МИД РФ отметил, что резолюция отражает коллективные подходы «шестёрки», которая включает таких международных посредников по урегулированию вопросов «иранского ядерного досье», как Россия, США, Великобритания, Франция, Германия и Китай. В четверг и пятницу (17 и 18 ноября) в столице Австрии проходит заседание Совета управляющих агентства. Участники двухдневного заседания в Вене обсуждают подготовленный гендиректором МАГАТЭ доклад по иранской ядерной проблеме. В докладе, выдержки из которого 8 ноября приводили ряд западных агентств, МАГАТЭ заявило, что Иран до 2003 года вёл работы, направленные на создание ядерного оружия, подобная деятельность может им вестись и по сей день. США и ряд других стран Запада обвиняют Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Тегеран все обвинения отвергает, заявляя, что его ядерная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии. Как бы то ни было, министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров настаивает на том, что надо решать проблему иранской ядерной программы дипломатическим путём в рамках «шестёрки посредников».  На этой дипломатической ноте и завершилась пресс-конференция в МИД РФ. 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати