ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Для Китая старый друг – лучше новых двух

00:00 17.11.2011 • Иван Антонов, корреспондент газеты «Известия» в Пекине, специально для журнала «Международная жизнь»

ПЕКИН,17.11.2011

Состоявшийся в минувшие выходные ежегодный саммит глав государств-членов Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) на Гавайях имел все шансы пройти без излишнего ажиотажа со стороны общественности. Действительно, буквально накануне завершилась встреча лидеров «Двадцатки», где сильные мира сего обсудили наиболее насущные проблемы и вопросы, главным из которых, безусловно, стал набирающий обороты финансово-экономический кризис в Европе. Однако стараниями Пекина и Вашингтона саммит АТЭС, скорее всего, войдет в историю, во-первых, из-за предельно напряженного диалога между КНР и США по поводу обменного курса юаня, а, во-вторых, на нем все более отчетливые очертания стала приобретать новая американская инициатива под названием Транс-Тихоокеанское партнерство (ТТП), которую Китай, мягко говоря, воспринимает пока без особого восторга.

Что касается первого аспекта, то дискуссия по поводу обменного курса юаня между Пекином и Вашингтоном, которая ведется по инициативе последнего уже достаточно продолжительное время, неожиданно для экспертов обрела новое, более жесткое, звучание в ходе саммита АТЭС в Гонолулу. Американская сторона, в том числе в лице лидера США выступила с весьма резкой критикой в адрес КНР по поводу того, как та упорствует в своем нежелании отпускать в свободное плавание курс своей национальной валюты. Претензии Белого дома в стиле «хватит, надоело!» были с неудовольствием восприняты в Китае. Председатель Ху Цзиньтао, который в традиционном для китайской стороны ключе высказался в том духе, что «сдерживание юаня не угрожает экономике США», как отмечают эксперты, постарался не обострять дискуссию, однако в самой Поднебесной очередные критические замечания американцев спровоцировали всплеск дебатов по данной теме. Как пояснили специалисты, согласившиеся прокомментировать последние заявления американского лидера, новый виток обвинений в адрес Пекина вызван приближающимся выборным циклом в Соединенных Штатах. Помимо этого, в КНР не видят прямой связи между курсом юаня и проблемами в экономике США, что, впрочем, давно уже, но безуспешно, пытаются объяснить своим партнерам по другую сторону Тихого океана. Вместе с тем в Поднебесной, по мнению аналитиков, постепенно начинают уставать от перманентного давления со стороны Вашингтона и, скорее всего, градус жесткости ответных шагов китайской стороны на подобные обвинения в будущем будет лишь нарастать.

Еще одним заметным событием, которое широко обсуждалось и продолжает привлекать внимание экспертов, стало продвижение США в плане создания Транс-Тихоокеанского партнерства. Впервые это объединение появилось на слуху в 2006 году, когда четыре государства -  Сингапур, Бруней, Новая Зеландия и Чили решили совместно действовать в направлении создания общего экономического пространства. До поры до времени ТТП оставалось в тени других региональных гигантов – АСЕАН, АСЕАН+1 (Китай), АСЕАН+3 (Япония, Китай и Южная Корея), АСЕАН+6 (АСЕАН+3+Индия, Австралия и Новая Зеландия). При этом АСЕАН+1, к примеру, представляет собой уже достаточно длительное время функционирующий формат, в рамках которого КНР и асеановские страны уже добились впечатляющих успехов – отмена почти 90 процентов таможенных пошлин, развитие торговли, планы по расширению инвестиционного сотрудничества. По оценкам экспертов, упомянутые проекты исключительно позитивно воспринимаются в Пекине, который видит в них, в том числе возможность не только экономически привязать к себе государства региона, но и укрепить политический диалог с ними.

Не так давно Вашингтон стал активно продвигать своего рода альтернативу АСЕАНовским механизмам, в качестве базы для которой была избрано как раз ТТП. Американцы помимо того, что сами присоединились к нему, предложили другим странам АТР рассмотреть возможность принять участие в деятельности этого формата. Надо отметить, что такую инициативу с настороженностью восприняли в Пекине. По оценкам местных экспертов, данное объединение направлено в том числе на то, чтобы ослабить позиции КНР в региональной экономической структуре, в первую очередь за счет переориентации азиатских государств с уже упомянутых АСЕАН плюс три на ТТП. По мнению китайских экспертов, внедрение и продвижение Вашингтоном Транс-Тихоокеанского партнерства одной из своих целей ставит экономическое сопровождение реализации так называемого курса по «возвращению США в Азию».

Как отмечают местные специалисты, КНР не готова и не будет официально выступать против ТТП, однако вряд ли в обозримой перспективе присоединится к этому механизму, что в первую очередь связано с крайне высокими стандартами, которым должны соответствовать государства-участницы Транс-Тихоокеанского партнерства. Тем более что «застрельщики» этого формата – американцы неоднократно подчеркивали, что Китай-де пока не соответствует «высокому званию» рыночной экономики. Поэтому затея с присоединением к ТТП рискует стать для КНР новой «головной болью», сродни той, которую страна испытала в процессе вступления в ВТО.

Вместе с тем в Пекине считают, что полноценное вовлечение в него других государств также сложно реализуемо, во-первых, опять же из-за обозначенных высоких требований к потенциальным участникам, а, во-вторых, по причине неочевидности выгоды от вступления в ТТП на фоне явных экономических издержек, которое оно повлечет. Однако недавно о  стремлении изучить возможность своего подключения к партнерству  заявила Япония, которая официально объявила о начале процесса переговоров с ТТП о вступлении. Данное обстоятельство, без сомнений, может стать болезненным уколом Пекину, который, несмотря на политические разногласия, вполне успешно сотрудничал с Токио в экономическом плане. Впрочем, другой сильный региональный игрок -  Южная Корея пока резервируется от ангажементов по поводу ТТП.

В то же время, по мнению высокопоставленного китайского дипломата, поделившегося своим видением перспектив ТТП, «до окончательного оформления данного механизма должно пройти какое-то время, после чего можно будет оценить его эффективность и, соответственно, говорить о гипотетической угрозе для Китая. Поэтому мы наберемся терпения, будем наблюдать, параллельно продолжая сотрудничать в рамках АСЕАН».

Таким образом, полагают эксперты, завершившийся саммит АТЭС обозначил ряд новых моментов в отношениях между государствами региона. Некоторые из этих тенденций, к неудовольствию КНР, номинально не имея антикитайской ориентации, со временем могут привести к ослаблению позиций Китая в региональном и глобальном измерениях. Однако, срочность активизации процесса ТТП на фоне обнародованных накануне Вашингтоном планов по "возвращению в Азию", наталкивают на мысль о том, что Партнерство в большей степени хорошо придуманный американцами PR-ход, цель которого заставить Пекин поволноваться.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати