В понедельник в информационном агентстве РИА Новости был проведен видео-мост «Москва-Брюссель» постоянного представителя России при НАТО, специального представителя Президента России по взаимодействию с НАТО в области ПРО Дмитрия Рогозина с российскими и зарубежными журналистами. На пресс-конференции обсуждались итоги заседания Совета Россия – НАТО на уровне послов, серии переговоров между Россией и НАТО по противоракетной обороне. Кроме того, Дмитрий Рогозин рассказал о своей поездке в Лиссабон и встрече с президентом Португалии. На видеоконференции были затронуты актуальные вопросы международной политики, деятельность Совета Россия – НАТО, а также другие не менее важные аспекты политической жизни.
Дмитрий Рогозин напомнил, что этот Совет был создан как «некая компенсация» для России со стороны Запада после «большого прыжка» НАТО на Восток. Первоначально предполагалось, что страны Североатлантического альянса будут выступать не в качестве единого блока государств, ведущих диалог с Россией, а в качестве отдельных, равноправных членов. Дмитрий Рогозин отметил, что в настоящее время в рамках Совета отсутствует принцип равноправия сторон, поэтому этот орган не справляется со своими обязанностями. «В этом смысле Совет Россия-НАТО не выполняет своих функций», — считает он. «В Брюсселе я появился в конце января 2008 года и сразу обратил внимание на то, что нет никакого равноправного участия в дискуссии, как это предполагалось. Его нет и поныне. Складывалась ситуация, когда все решения принимались в рамках так называемого «нулевого чтения», то есть сначала альянс принимал решение внутри себя, а потом натовские послы объявляли мне об уже принятом решении», — отметил постпред. – «Не уверен, что ситуация кардинально поменялась с августа 2008 года, несмотря на все правильные слова о том, что Совет Россия-НАТО должен функционировать при любой политической погоде, заявления о том, что нельзя уходить от сложных вопросов, но ведь по-прежнему уходят».
По мнению Д. Рогозина, Россия и НАТО смогли добиться прогресса по многим направлениям совместной работы, тем не менее, «это не прорывные проекты», которые должны присутствовать в отношениях между Россией и альянсом. «До сих пор в рамках Совета Россия-НАТО так и не сложился проект, который мог бы привести к разделению общей ответственности за обеспечение безопасности всего Европейского континента. Таким проектом нам видится создание совместной европейской территориальной ПРО». Дмитрий Рогозин отметил, что противоракетная оборона не может быть личным делом США. Априори Россия должна участвовать в этом проекте, потому что Российская Федерация является европейской страной. По его словам, ПРО – это не только разделение ответственности, но и «совместная работа российских и натовских офицеров двадцать четыре часа». «Только такого рода сотрудничество могло бы создать доверие, которого не хватает в наших отношениях», — отметил постпред Президента.
Дмитрий Рогозин на пресс-конференции сообщил, что неформальная встреча министров обороны России и НАТО пройдет в Брюсселе 5-6 октября. «Мы стоим на рубеже достаточно важных событий, прошел уже практически год после Лиссабонского саммита Россия-НАТО и пора подводить первые итоги: что удалось сделать, что не удалось», - добавил постпред РФ при НАТО.
На заданный журналистами вопрос о возможном участии России в саммите Россия – НАТО, который будет проходить в Чикаго в 2012 году, Дмитрий Рогозин заявил, что: «Решение об участии России в саммите Россия-НАТО в Чикаго будет принимать уже новый президент Российской Федерации, который будет избран в марте и приведен к присяге 7 мая, поэтому до 7 мая сказать что-то определенное по поводу, будет ли Чикагский саммит Россия-НАТО, не могу». «Нам говорят, что время есть еще до Чикагского саммита, который состоится 20-21 мая следующего года, что наши коллеги в альянсе были бы готовы дать некое коллективное заверение о ненаправленности противоракетной обороны против России», - подчеркнул постпред. Также он добавил, что «поскольку проект противоракетной обороны разворачивается под зонтиком НАТО, мы вправе требовать от НАТО соответствующих гарантий и объяснений».
Журналистами также был задан вопрос о возможном визите постпреда РФ при НАТО Дмитрия Рогозина в Иран. «В Иран мы полетим, когда иранская сторона предоставит нам достаточно четкое представление об уровне приема», - сказал Дмитрий Рогозин. «Этот уровень приема должен быть политическим, а не дипломатическим», - подчеркнул он. Дмитрий Рогозин добавил, что хотел бы обсуждать эти вопросы с теми, кто решает их в Иране, а не с теми, кто является посредниками. «Мы ждем подтверждения этого приглашения, и сразу после получения приглашения я отправлюсь в Тегеран», - констатировал российский постпред.
В завершении специальный представитель Президента России по взаимодействию с НАТО в области ПРО Дмитрий Рогозин сказал: «У нас много направлений работы, и мы, конечно, не собираемся отказываться от сотрудничества. Все будет по-другому. Россия прагматично относится к взаимоотношениям с Североатлантическим альянсом. Мы будет поддерживать то, что нам выгодно, то, что нам невыгодно, мы поддерживать не будем».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs