Предстоящий 11-12 октября 2011 г. визит российского премьер-министра В.В. Путина в Китай будет посвящен обсуждению комплекса проблем, связанных с приданием отношениям двух стран устойчивого характера стратегического партнёрства в экономике. На первом месте в ряду непростых, порой острых, вопросов российско-китайского взаимодействия традиционно стоит энергетика…
Энергетическое сотрудничество - важнейшая составная часть стратегического партнерства России и Китая. Новый формат двустороннего взаимодействия "Энергодиалог Россия – Китай", сопредседателями которого являются заместитель Председателя Правительства РФ И.И. Сечин и вице-премьер Госсовета КНР Ван Цишань, позволил вывести обсуждение насущных вопросов российско-китайского сотрудничества в энергетической сфере на качественно новый уровень. Тем не менее, в последнее время в таких важных областях, как нефтяное и газовое взаимодействие, наметились трудности и даже определенный регресс. Растут риски неплатежей в области поставок российской нефти. Медленно движется процесс согласования условий окончательного контракта по поставкам российского трубопроводного газа, хотя здесь появились обнадеживающие сдвиги. Несмотря на усилия по линии политического руководства двух стран, правительств, перспективы сотрудничества в углеводородной сфере выглядят пока ограниченными рамками обычной торговли, что усиливает для России риск оказаться в положении сырьевого придатка КНР. Выход российских энергетических компаний на китайский внутренний рынок происходит крайне медленно, фрагментарно.
Говоря везде о стратегическом партнерстве России и Китая в энергетике, мы, похоже, забываем, что продажа сырья на границе к стратегическому партнерству не имеет ни малейшего отношения. И «выходить» на китайский рынок можно по-разному. Можно, как Туркмения, продавая сырье на собственной границе (на чем мы пока и остановились). А можно – в соответствии с выдвинутой российским руководством доктриной обеспечения энергобезопасности поставщика. Это все равно, что добавить к двухмерной торговле третье измерение – присутствие поставщика на рынке потребителя в качестве полноправного участника рынка. В случае с Газпромом, например, это активное участие - не только ресурсное, но и технологическое, финансово-инвестиционное – в формировании самого рынка. То есть не только поставлять газ, но также путем приобретения активов и нового строительства входить в газораспределительные сети, добиваться как минимум оперативного управления внутренними газораспределительными сетями. При этом цена газа «на входе» становится важным, но не определяющим вопросом, поскольку центр образования прибыли сдвигается внутрь страны. Задача колоссальная не только политически, но и технически. Сместить акцент в энергетике огромной страны от угля в сторону газа, особенно в сфере энергогенерации, подключить к газовым сетям почти полуторамиллиардное население – действительно стратегическая задача, к осуществлению которой нужно готовиться.
Понятно, что определенные детали и нюансы партнерства двух стран, его среднесрочные и долгосрочные перспективы нуждаются в предварительной глубокой научной и экспертной проработке. К этой группе проблем можно отнести и гармонизацию интересов двух государств в сфере энергетической безопасности, и объективно разнонаправленные корпоративные интересы уполномоченных компаний (Газпром, Роснефть, CNPC, Sinopec). Безусловно, долгосрочные государственные интересы двух стран значительно шире и многообразнее, причем взаимное сближение России и Китая является в их числе приоритетным. И в наиболее полной форме эти интересы могут быть артикулированы только в рамках широкого общественного диалога.
Очевидно, пора включить в "Энергодиалог Россия – Китай" еще один – неправительственный, а точнее общественный элемент: экспертный диалог российских и китайских аналитиков, специализирующихся в области нефти и газа. Положительным примером здесь служит работа экспертов в рамках "Энергодиалога Россия - ЕС", позволившая не только найти развязки целого ряда трудно решаемых проблем, но и, что крайне важно, создать благоприятную творческую атмосферу в работе над серьезными межправительственными документами. Назрела необходимость налаживания экспертного сопровождения двусторонних контактов в энергетической сфере с целью как анализа стратегических задач российско-китайского партнерства, так и решения различных технических вопросов, поиска взаимоприемлемого преодоления возникающих противоречий.
Деятельность экспертного энергодиалога должна охватывать все основные сферы энергетического взаимодействия: нефть, газ, уголь, электроэнергетику, транспортную составляющую взаимообмена.
Совместная работа российских и китайских экспертов могла бы проводиться по таким направлениям, как согласование энергостратегий двух стран, прогнозы и сценарии; развитие рынков и инфраструктуры; энергоэффективность и альтернативные источники энергии. В случае с Китаем создание атмосферы взаимного учета интересов каждой из сторон, широкое публичное разъяснение позиций по той или иной проблеме, возникающей на пути сотрудничества, наконец, более полное и углубленное изучение российскими экспертами особенностей китайского ТЭК и механизмов, им управляющих, представляются исключительно важными.
В Москве видят значительную заинтересованность со стороны китайских партнеров и экспертов в расширении взаимодействия. Определенные шаги предпринимаются и российскими структурами, но пока они носят неорганизованный и потому недостаточно эффективный характер.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs