Визит Королевы Дании Маргрете II

00:00 13.09.2011 Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»


Официальный визит Её Величества Королевы Дании Маргрете II в Россию по приглашению Президента Дмитрия Медведева скорее напоминает дружеско-деловую поездку с насыщенной для обеих сторон программой. Маленькая Дания, одна из северных европейских стран, с которой у России тесное сотрудничество в Арктике и нет никаких конфликтов, решила закрепить узы дружбы и делового партнёрства. 

6 сентября в Санкт-Петербург монархическая чета - Королева Дании Маргрете II с супругом принцем-консортом Хенриком и наследником престола кронпринцем Фредериком – прибыла на изящной яхте «Даннеброг», что на древнедатском означает «красивое сукно». На этой же яхте Королева Маргрет II посетила Ленинград в 1975 году, став первым европейским монархом, побывавшим в Советском Союзе после 1917 года.  

Символично, что для визита в Россию Королева Маргрет II предпочла яхту-резиденцию, поскольку первым соглашением, подписанным в присутствии Её Величества, стал документ о сотрудничестве на море между российскими и датскими операторами. В северной столице Королева Маргрет II приняла участие в открытии бизнес форума российских и датских предпринимателей. К слову, Её Величество в дни визита сопровождает многочисленная делегация деловых кругов Дании – 100 крупнейших бизнесменов.

Соглашение между датской компанией «Maersk» и шестью российскими партнёрами касается морских грузоперевозок. Общая сумма подписанных контрактов 300 млн. долларов. Ранее, год назад, международный оператор морских контейнерных перевозок «Maersk» предоставил России уникальный сервис – Ecubex. В Санкт-Петербурге была открыта новая линия, т.е. создан очередной морской маршрут, соединяющий северную столицу с Южной Америкой. Вместе с тем для России это означает и открытие новых возможностей для бизнеса, расширения международной торговли и инвестиций в экономику нашей страны. Этот проект поддержан непосредственно правительством Российской федерации. До 2015 года в Большой порт планируется вложить 42 млрд. руб. (в том числе 13 млрд руб. федеральных средств). Дания в свою очередь, по словам датского премьера Ларса Лекке Расмуссена, рассчитывает на то, что открытие нового морского сервиса станет очередным шагом по «втягиванию» России в глобальную экономику.

Датчане помогли России наладить транспортные грузоперевозки без посредничества европейских компаний, которые снимали с российских транспортников двойную добавочную стоимость: оказывая услуги по перевалке и накоплению партий грузов, а также от конвертации валюты. (грузы покупались в Америке за доллары, а продавались России за евро). Отныне на круглогодичную еженедельную регулярную трансокеанскую линию, соединившую город на Неве и порты Южной Америки, поставлены 6 современных контейнеровозов типа «Панамакс». В этом уникальность маршрута: ранее грузы везли через океан на «Панамаксах» в Европу, и только потом отправляли в Россию.  

Новая услуга, утверждают в компании «Maersk», открывает новые рынки для российских экспортёров. Есть спрос на российские оборудование для угледобывающих районов Чили, на минеральные удобрения для сельскохозяйственных районов Эквадора, продукты для Центральной Америки и стран Карибского бассейна. Это означает, что флот получит не только прямую, но и обратную загрузку, что крайне важно для рентабельности сервиса на Санкт–Петербург.

8 сентября, во время визита Её Величества Королевы в России, в Калининграде проходил Балтийский транспортный форум. Во время работы форума стало известно, компания «Maersk» намерена инвестировать в строительство глубоководного порта в Калининградской области. Известно, что сегодня морские грузоперевозки в Калининградской области практически неконкурентоспособны. Объясняется это тем, что у Калининградского морского торгового порта отсутствуют технические возможности принимать суда водоизмещением свыше 10 тысяч тонн. Поэтому крупнейший в Прибалтике порт на данном этапе загружен всего на 35%. Всё это свидетельствует о многолетних перспективах сотрудничества России и Дании на «морском» направлении.

Её Величество Королева Маргрете II посетила петербургский пивоваренный завод "Балтика", принадлежащий датской компании «Carlsberg Group». Специально к визиту Королевы Датский музей национальной истории привёз на завод галерею портретов. «Балтийские» пивовары приготовили для Её Королевского Величества эксклюзивный сорт пива напиток Royal Rye Wine - ржаной напиток с добавлением винограда из долины Абрау-Дюрсо.

7 и 8 сентября Королева Дании провела в Москве. В программе её визита было посещение датского предприятия «Rockwool» в подмосковном городе Железнодорожный. Завод производит минеральную, или «каменную» вату для утепления жилых помещений. Её Величеству продемонстрировали все достоинства этого теплосберегающего и звукопоглощающего продукта.  Королева Маргрет II имела возможность убедиться в этом: Её Величеству предложили открыть дверцу деревянного ящика, утеплённого изнутри «каменной» ватой. В нём, оказалось, громко звучала симфония Моцарта № 40. Российско-датские отношения сейчас находятся на подъёме. Дания стремится на российский рынок, а Россия заинтересована в датских энергосберегающих технологиях. В этой связи правительство Санкт-Петербурга подписало с «Rockwool International» договор о сотрудничестве по вопросам энергосбережения. Этот документ открывает возможности для повышения энергоэффективности зданий и предприятий в городе. В первую очередь, это касается больниц, детских учреждений, многоквартирных домов Санкт-Петербурга. По этому случаю в город на Неве прилетел президент Rockwool International Элко Ван Хил. Из представителей правительства Петербурга и датской компании будет создана рабочая группа, которая выберет три объекта, где специалисты «Rockwool International» будут проводить энергоаудит.  

 

Укрепление делового сотрудничества между Россией и Данией в рамках визита не помешало проявлению дружественных и духовных контактов обеих сторон. 8 сентября монархическая чета почтила память защитников блокадного Ленинграда, осада которого началась ровно 70 лет назад - 8 сентября 1941 года. Королева Маргрете II отдала дань памяти и своей родственнице по отцу – императрице Марии Фёдоровне, супруге Александра III, которую в России помнят ещё как принцессу Дагмар. Окончившая последние дни вдали от своей второй родины - России, Мария Фёдоровна мечтала быть похороненной рядом со своим любимым супругом. Королева Маргрете II посетила усыпальницу русских царей в Петропавловской крепости и возложила венок к могиле Марии Фёдоровны. В 2003 году Королева Дании дала разрешение на перезахоронение останков императрицы Марии Фёдоровны в России и оказывала большую поддержку в проведении этой церемонии, состоявшейся в 2006 году.

С именем принцессы Дагмар, связаны самые интересные страницы истории отношений Дании и России. Большое внимание Мария Фёдоровна уделяла развитию российского флота. В 1892 году императрица стала шефом Гвардейского экипажа, моряки которого обслуживали царскую семью, составляли команды императорских яхт и военных судов. В честь неё был назван императорский паровой катер «Дагмар». Мария Фёдоровна вместе с Александром III неоднократно участвовала в церемониях закладки военных судов и их спуска на воду.

Программа пятидневного визита Королевы Маргрете II и членов королевской семьи насыщена культурными мероприятиями. Её Величество приняла участие в открытии конференции, посвящённой культурным и литературным связям между Россией и Данией, посетила Городской клинический онкологический диспансер в Санкт-Петербурге. В субботу Королева Маргрете II проведёт итоговую пресс-конференцию на яхте "Даннеборг", после чего принц вернётся домой, а Королеву с супругом ждёт двухдневная частная программа "По следам Марии Федоровны". Они посетят Гатчину, Петергоф, Царское село, Исаакиевский собор, храм Спаса на крови, Эрмитаж. В понедельник 12 сентября Её Величество с супругом на яхте "Даннеборг" отправятся в Хельсинки.

Не много на карте мира стран, с которыми у России такие безоблачные отношения. Может быть, секрет этого откроет старинная датская поговорка, которая гласит: «Действуй в долине так, чтобы не нужно было бояться тех, кто стоит на холме».

Версия для печати