Доктор Ричард Скотт 50 лет был обвинен "в принудительных действиях по отношению к своему пациенту"… за то, что заговорил с ним о Боге. Генеральный Медицинский Совет Великобритании направил ему официальное предупреждение о несоответствии, последствием которого может стать лишение работы. Доктор Скотт, выпускник Кембриджа, намерен подать в суд и классифицирует действия надзорного органа как цензуру.
Объясняя такую позицию, доктор сказал: "Мой пациент рассматривал свою болезнь как исключительно медицинскую проблему, и я заметил ему, что это, возможно, нечто большее". Скотт убежден, что врачевание всегда содержит в себе духовный элемент. Впрочем, как только пациент выразил нежелание поддержать разговор на эту тему, врач тут же прекратил с ним беседу.
Вся эта история - только часть айсберга, который грозит расколоть общество на верующих и воинствующих "секуляристов". Дело доктора Скотта всплыло сразу после серии жарких диспутов между работодателями и работниками, исповедующими христианскую веру, категорически потребовавших уважать их свободу на выражение религиозных убеждений и, в частности, право работника повесить крестик на зеркало внутри своего автофургона.
Между тем со следующего года британские врачи будут поощряться специальными премиями за то, что начнут настоятельно рекомендовать пациентам прибегать к диете. Причем эти надбавки к обычной зарплате они получат за каждого пациента, которому посоветуют сбавить вес. Докторам вменяется в обязанность во время консультаций убеждать и молодых, и взрослых придерживаться диеты.
Эта акция последовала после ряда социологических исследований, которые показали, что двое из трех взрослых британцев страдают от избыточного веса или ожирения. Британские газеты по этому поводу пишут, что таким образом правительство "подталкивает население к здоровому образу жизни". Однако возникают по крайней мере два закономерных вопроса: во-первых, не каждому из больных полезна диета, а во-вторых, диета диете рознь, и то, что хорошо для одного больного, абсолютно непригодно для другого, и вовсе не каждый пациент прибегает к услугам так называемых диет-клубов. И наконец, есть еще одно немаловажное обстоятельство, о котором нам напоминает сцена из "Анны Карениной", - обед Облонского и Левина:
"Что ни говори, это одно из удовольствий жизни, - сказал Степан Аркадьич. - Ну, так дай ты нам, братец ты мой, устриц два, или мало - три десятка, суп с кореньями… Потом тюрбо под густым соусом, потом… ростбифу; да смотри, чтобы хорош был. Да каплунов, что ли, ну и консервов".
Разумеется, Степан Аркадьич - явление интернациональное, и советовать людям такого склада, да еще настойчиво и за отдельную плату, придерживаться диеты было бы несомненным насилием над личностью. Совсем недавно на русский язык был переведен с французского "Альманах гурманов" Александра Гримо де Ла Реньера - известнейшая монография, которая гласит: "В гастрономии, как и в сладострастии, у каждого возраста свои наслаждения".
Конечно, британцев во многом извиняет то, что, за исключением великолепного блюда под названием "фиш энд чипс", британская кулинария не отличается разнообразием. И все же на основании этого никак нельзя сделать вывода о том, что англичанин, привыкший если не вкусно, то много поесть, не возмутится давлением на него со стороны какого-то ординатора, настойчиво рекомендующего ему изменить свои привычки. Во всяком случае, Степан Аркадьич сумел бы поставить такого смельчака на место, а еще бы не преминул написать в адрес почтенного Медицинского Совета о насилии над личностью, поскольку призывы прекратить "это безобразие" к человеку, желающему много и вкусно поесть, способны вызвать в нем весь диапазон реакций: от откровенной ярости до состояния глубокой депрессии.
Доктор Скотт, говоря о Боге, проявил максимум деликатности: прервал беседу, когда пациент выказал первые признаки неприятия и беспокойства. Напротив, мера поощрения докторов, оказывающих психологическое давление на пациентов с целью обуздания их чрева, напрямую зависит от степени их настойчивости. Впрочем, у г-на Скотта есть шанс выиграть дело, как это получилось у медсестры Каролин Петри, которую отстранили от работы за то, что она посмела помолиться о больном…
P.S.: В Лондоне некоторое время назад в одном из магазинчиков "Холлмарк" можно было увидеть плюшевого мишку в пасторской одежде, держащего изображение креста.
www.rian.ru ОТ АВТОРА: Армен Оганесян
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs