Данная статья построена на путевых заметках, сделанных во время поездки в Ливию после начала бомбардировок этой страны, и наблюдениях за положением дел в западной части Ливии - от границы с Тунисом до Триполи.
Автор данных строк присутствовал на международной конференции в столице Ливии, на которую съехались делегаты из стран Африки, Европы и Ближнего Востока. Конференция "Руки прочь от Ливии" проходила в Триполи, в отеле "Баб аль-Бахр". Ее организаторами выступили Национальная организация ливийской молодежи и фонд "Stop the War" при содействии экономического, социального и культурного Совета Африканского союза, Арабско-африканского союза молодежи, Африканского молодежного форума за мир и Африканского союза молодежи. В конференции приняли участие представители политических партий и неправительственных организаций из 17 стран мира. В ходе встречи была создана международная контактная группа, участники которой намерены информировать международное сообщество, проводить мобилизацию международного общественного мнения в целях распространения правдивой информации о событиях в Ливии и отработки механизмов прекращения агрессии НАТО.
Официальная церемония открытия международной конференции состоялась 17 апреля, а накануне делегаты смогли ознакомиться с обстановкой в столице, посетили Зеленую площадь, где каждый день проходят митинги в поддержку Каддафи, резиденцию лидера ливийской революции, подвергавшуюся бомбардировкам и ранее, в 1986 году, и теперь. Резиденция хранит следы разрушительных авиаударов. Имели мы возможность побывать и в других местах, где остались следы бомбёжек. Информация о том, что силы НАТО «ошибочно» бомбят своих союзников из рядов мятежников, лишь подтвердила то, о чем ранее сообщали ливийские официальные источники – что ракетно-бомбовые удары НАТО наносятся и по мирным жителям. Первоначальный план западных держав в отношении Ливии провалился, после чего НАТО приняла тактику, апробированную на Югославии, когда атакам подвергаются не только воинские части на фронте, но и все элементы государственной инфраструктуры – предприятия, системы коммуникаций и снабжения, оказывается давление на гражданское население. Если эта тактика продолжится, могут пострадать выстроенные в Ливии резервуары с водой и искусственные каналы, представляющие собой уникальную систему водоснабжения.
Уже в первые дни на ливийцев были сброшены бомбы с обеднённым ураном, находящиеся на вооружении у США и применявшиеся ранее в Югославии и Ираке… Как показывают исследования, проведенные в Сербии и Боснии, элементы таких боеприпасов, находящиеся до сих пор на территории этих стран, привели к повышению радиоактивного загрязнения. ООН в свое время подтвердила этот факт.
Системы ПВО Ливии размещены в разных частях Триполи. Их работу можно было наблюдать или слышать по вечерам, когда начинались авианалеты НАТО (одно из зенитных орудий находилось прямо под окнами отеля, где проходила конференция). Население также вооружено стрелковым оружием и патрулирует наряду с военными улицы столицы и других городов. Если НАТО действительно решится на интервенцию сухопутными силами, войска альянса понесут значительные потери. По крайней мере, желание ливийцев биться с врагом беспощадно сомнений не вызывает.
Даже в той части Ливии, где практически все население поддерживает Каддафи, идет круглосуточная информационная война – катарский телеканал Аль-Джазира, американский канал CNN, а также BBC ведут круглосуточную трансляцию, где в новостях и специальных передачах критикуется официальные ливийские власти и высказывается если не прямая, то косвенная поддержка мятежникам. Официальные ливийские СМИ явно отстают от противника в информационном противоборстве.
В северной части тунисско-ливийской границы, на территории Туниса (пропускной пункт Рас Ажедир), расположены густонаселенные лагеря для беженцев, над которыми развиваются монархические флаги мятежников, хотя этот участок границы всегда был под контролем Каддафи (мятежники контролировали ранее только участок Дехибат-Вазим, в 200 км южнее). Зачем это понадобилось властям Туниса, неясно. По имеющейся информации, у Туниса с Каддафи сохраняются довольно хорошие отношения.
По данным из местных источников (которые, однако, трудно проверить), первые танкеры с нефтью, отправленные из района, захваченного мятежниками, были наполнены в Катаре для того, создать видимость дееспособности «оппозиции». У мятежников немало бронетехники, захваченной на разграбленных складах, но обращаться с ней они не умеют. Неспособны мятежники и наладить нормальную жизнь в контролируемых ими районах – поставка электричества, воды и продуктов питания прервана, отмечаются случаи мародерства.
Существует видеосъёмка с кадрами жестокого умерщвления обезоруженных солдат правительственной армии (обезглавливание, сожжение живьем).
Войска Каддафи быстро подавили бы мятеж, если бы не поддержка его авиацией НАТО с воздуха. По сути, основная транспортная магистраль в Ливии - это дорога вдоль побережья, на которой любая военная техника видна, как на ладони, что позволило авиации НАТО уничтожить часть тяжелой техники правительственных войск. Однако и мятежники не могут использовать эту трассу для наступления, так как попадают под огонь гаубиц. Через песчаные дюны по бездорожью не пройти, и, сделав одну неудачную попытку, «оппозиционеры» больше таких попыток не повторяют.
Своевременным решением ливийских властей было отключение Интернета по всей стране, так как в социальных сетях уже были попытки манипуляции общественным мнением. Мобильная связь также под контролем властей.
Невозможно отрицать присутствие элементов Аль-Каиды в Ливии. Первый город, пострадавший от исламских экстремистов, – Аз-Завия, всего в 40 км от Триполи на запад. Жители Триполи и местные очевидцы рассказывали, что боевики терроризировали город около месяца, при этом по соседству в десятке километров была нормальная жизнь. Полиция и войска, поначалу деморализованные, впоследствии сумели выбить боевиков-террористов. В городе видны следы разрушений – дыры от пуль, серьезные повреждения стен зданий от снарядов. На подобную информацию наложена цензура – вести видео- и фотосъемку в Аз-Завии запрещено, как и на всем участке от границы с Тунисом до Триполи. Сейчас Аль-Каида контролирует несколько городов восточнее Бенгази и уже заявила о создании там «халифата». По мнению местных жителей, часть боевиков Аль-Каиды просочилась из Нигера и Чада.
Что касается периферийных областей Ливии, то в целом на конец апреля законные власти Джамахирии контролировала почти все участки границы с Египтом, Суданом, Нигером и Чадом. Две последние страны крайне не заинтересованы в падении режима Каддафи, так как стабильность там во многом зависит от ситуации в Ливии (это и рабочие места в Ливии, которая является самой развитой страной региона, и сложившаяся система региональной безопасности).
По мнению представителей МИД Ливии, спусковым крючком конфликта внутри страны явился заговор группы людей, входивших во властные структуры. Бегство из страны нескольких высокопоставленных чиновников и разрешение им пользоваться своими банковскими счетами на Западе - косвенное тому подтверждение.
На конференции "Руки прочь от Ливии" была принята декларация. Решения так называемой "Лондонской конференции в поддержку ливийского народа" были признаны не имеющими никакой силы. Незаконным был признан и пресловутый «Переходный национальный совет». Помощь, предлагаемая Евросоюзом и НАТО, в том числе гуманитарная, была охарактеризована как имеющая подозрительные цели (возможное прикрытие для поставки оружия мятежникам).
Напоследок, стоит отметить, ливийцы очень тепло относятся к русским. Это видно и в самой столице, и за ее пределами, и в среде гражданских, и среди военных – в том числе на многочисленных блокпостах. Хочется надеяться, что позиция официальной России по отношению к Ливии укрепит эти добрые отношения.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs