Европейский север – экономический манёвр России

00:00 02.05.2011 Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»


Два Королевства – Дания и Швеция, чьи территории, как гласит легенда, можно вспахать  за ночь, а народонаселение в сумме по своей численности едва превышает количественный состав жителей Москвы, всерьёз и надолго заинтересовали Россию как перспективные экономические партнёры. Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин,  26 - 27 апреля побывав с рабочим визитом в столицах обоих государств, высоко оценил закреплённые в двусторонних документах экономические договорённости. 

По мнению главы российского кабинета министров, они представляют большой интерес не только в контексте двусторонних отношений России – Дании и России – Швеции, но и для всей Европы в целом, а также и для государств Азиатско-Тихоокеанского региона. И знать об этом полезно не только с экономической точки зрения, но и с политической,  подчеркнул Владимир Путин по итогам своей поездки. Программа визитов была выстроена не только с учётом подписания выработанных документов, но и чтобы прозондировать почву для будущих совместных долголетних контактов. Воплотиться они должны в масштабные проекты общеевропейского значения. 

Такие,  например, как возрождение и обустройство Северного морского пути, проложенного ещё в 18 веке Великой Северной экспедицией Витуса Беринга, а также  российско-шведской экспедицией Норденшельда, прошедшей Северный морской путь на всём его протяжении - по Северному Ледовитому океану из Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион. Кстати, первое иностранное судно, которое прошло по этому пути, было датским. Поэтому, как сообщил во время своего визита Владимир Путин, один из ледоколов строящегося северного флота России будет назван в честь датчанина и российского исследователя Витуса Беринга. В конце 2012 года корабль с его именем будет спущен на воду со стапеля в Санкт-Петербурге. Корабль будет работать там, где в своё время проводил исследования Витус Беринг. Как считают российские эксперты, в связи с увеличением времени навигации объём перевозок по этому маршруту может в ближайшие годы увеличиться в 10 раз. Это намного дешевле, чем через Суэцкий канал перевозить товары в страны АТР.

Что касается сотрудничества в Арктике, то Россия и Дания как государства, имеющие выход к Северному ледовитому океану, несут особую ответственность за стабильное развитие этого региона. Но главное, и это также подчеркнул Владимир Путин, и Россия, и Дания едины во мнении, что все возникающие вопросы должны быть урегулированы самими арктическими государствами на базе существующих международных норм, прежде всего, Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Это одни из главных постулатов «пятёрки» прибрежных арктических государств: России, Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии. Дания приглашена на ежегодный форум «Арктика – территория диалога», посвящённый освоению Северного морского пути. Его организует Русское географическое общество осенью 2011 года в Архангельске. А в гренландском городе Нууке в этом же году предстоят дебаты вокруг возможного приглашения некоторых стран в качестве наблюдателей в Арктический совет. Датчане свою позицию на этот счёт уже высказали: непосредственными участниками Арктического совета должны быть государства, имеющие непосредственную береговую линию  в Арктике. Вместе с тем Дания не возражает, чтобы Арктический совет открылся для ограниченной роли наблюдателей других государств. 

Из подписанных документов по итогам визита Владимира Путина в Королевство Дания становятся ясными далекоидущие планы Правительства Российской Федерации, а также заинтересованность Дании и Швеции в сотрудничестве с нашей страной. Россия разрабатывает спутниково-навигационную систему ГЛОНАСС. Участвовать в проекте изъявили желание шведы. Владимиру Путину показали в научном городке Чиста, что в 20 километрах от Стокгольма, насколько продвинутые разработки уже имеются у партнёров на этом направлении. Осталось только встроить их в общую структуру проекта – взаимная выгода просматривается даже без калькулятора. Региональное сотрудничество обоих королевств с российскими пограничными областями – Калининградской, Псковской, выплёскивается далеко вглубь страны. Речь идёт, в частности, о соглашении между Республикой Башкортостан Российской Федерации и компанией «Данфосс А/C» о сотрудничестве в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности.  

Или, например, Кредитное соглашение по проекту «Калужский цементный завод» между Внешэкономбанком  и банками «ЭйчЭсБиСи» и Экспортно-кредитным фондом Дании. «Цементная» тема проработана и такими документами, как Соглашение о технологическом и проектном сотрудничестве при модернизации Пикалёвского производственного комплекса между компанией «ФосАгро» Санкт-Петербургским горным институтом и «ФЛСмидт A/C Дания» и Договор на поставку оборудования для новой технической линии по производству  цемента между ЗАО «ОбронЦемент» и «ФЛСмидт A/C Дания». Если произойдёт реализация подписанного соглашения, продукция комбината будет востребована не только на российском, но и на международном рынке.  

Большое внимание в рамках рабочего визита было уделено проблематике партнёрства в области модернизации. И Дания, и Швеция в большей степени заинтересованы в сотрудничестве с Россией в области модернизации. Партнёрство будет сосредоточено на четырёх областях: экология, климат, энергоэффективность; эффективное управление и эффективные рынки; инновации, образование и техническое развитие; космос. В связи с этим подписаны первоначальные документы, такие, как меморандум о взаимопонимании между Министерством сельского хозяйства РФ и Министерством продовольствия, сельского хозяйства и рыболовства Дании о сотрудничестве в сфере модернизации агропромышленного комплекса. Меморандум о сотрудничестве в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии между Российским и Датским энергетическими агентствами. В Швеции «Эриксон» подписала с руководством нового подмосковного иннограда «Сколково» Декларацию о намерении стать так называемым ключевым партнёром и создать там проектный центр науки и развития. 

 

Интересен опыт сотрудничества Республики Татарстан РФ с датской компанией Rockwool, которая завершит строительство завода в особой экономической зоне «Алабуга». Инвестиции в новый завод компании составят $150 млн. Контракт интересен тем, что чрезвычайно выгоден обеим сторонам. Группа компаний Rockwool на сегодня – мировой лидер в производстве решений из каменной ваты.  Rockwool внедрит инновационные технологии по производству теплоизоляции из каменной ваты с годовым объёмом выпуска 110 000 тонн. Главная цель – способствовать развитию строительной отрасли.   Но, помимо этого, 40% всей вырабатываемой энергии потребляется зданиями. Теплоизоляция является одним из самых эффективных способов сокращения энергопотребления. На новом заводе будет установлена самая мощная в мире производственная линия по выпуску каменной ваты.  А это в свою очередь будет способствовать развитию энергосберегающих технологий в России. На новом предприятии будет создано 200 рабочих мест. Производства  Rockwool находятся в городах Железнодорожный Московской области, Выборг Ленинградской области, Троицк Челябинской области. За последние два года компания инвестировала в развитие предприятий на территории России 200 млн. долларов. 

 

Кроме того, Внешэкономбанк РФ основал Фонд кредитования наиболее значимых в многостороннем сотрудничестве проектов. Не успели высохнуть чернила на  подписанных документах, а 15 инвестиционных компаний Швеции уже заявили о своём намерении стать первыми пайщиками Фонда. Как сказал по итогам подписания документов в Стокгольме Генеральный директор Внешэкономбанка Владимир Дмитриев, среди желающих сделать первый взнос  не только компании Швеции и России, но и Арабского Востока, азиатские партнёры. Что даёт фонд нашим странам? В первую очередь – независимость от тех, у кого просить взаймы даже под чрезвычайно выгодные и привлекательные проекты, - кабала. Всё это говорит о том, что и выход из глобального финансово-экономического кризиса, больно ударившего даже по таким экономически благополучным и стабильным государствам, как Дания и Швеция, исключает применение шоковой терапии. Вместе не страшно. 

 

Визовая тема, плавно перетекающая из повестки одного международного саммита в другой, нашла оригинальное решение. Российское правительство пошло на беспрецедентный шаг, за что получило упрёк от журналистов сразу на итоговой пресс-конференции. Дело в том, что Россия предоставляет шведским гражданам безвизовый режим сроком на три дня для деловых и экстренных контактов.  В начале апреля возобновилось паромное сообщение между Санкт-Петербургом и Стокгольмом. Теперь и шведские туристы, как и граждане других стран, пользующиеся этим видом транспорта, могут находиться без виз на территории России в течение 72 часов.   Почему наша страна в одностороннем порядке решилась на такую меру, объяснил Владимир Путин: «Дать возможность Швеции повлиять на мнение тех в Евросоюзе, от кого зависит принятие решения о безвизовом пространстве между Российской Федерацией и странами ЕС». 

В рамках датско-шведского визита Владимир Путин вместе с датским коллегой Лёкке Рассмусеном посетил штаб-квартиру концерна «А.П.Мёллер-Мэрск», который осуществляет контейнерные грузоперевозки, добычу углеводородов, судостроение и розничную торговлю. Глава концерна Н.С.Андерсен провёл небольшую экскурсию премьер-министру России по выставке, на которой были представлены платформы для морского бурения, контейнеровозы, заводы по сжижению газа – они являются крупнейшими промышленными установками такого рода в мире. На встрече с руководством компании российская делегация услышала слова благодарности в адрес России за поддержку Дании вообще и со стороны российских ледоколов, в частности, в тяжёлую зиму, которую Королевство пережило в этом году. 

И здесь стороны подошли вплотную к теме углеводородов. «Мы можем и должны продолжить сотрудничество в сфере освоения месторождений углеводородного сырья, - сказал Владимир. Путин. - Я считаю, ваше участие в создании оборудования, добыче нефти на Каспийском море очень удачным, прежде всего, с точки зрения применения новейших технологий и сохранения окружающей среды». Поэтому сотрудничество может быть продолжено не только с российской компанией «ЛУКОЙЛ», но и с такими головными энергокомпаниями, как «Газпром» и «Роснефть» в других регионах Российской Федерации – на Чёрном море, на Севере и на Дальнем Востоке. Здесь также существует несколько направлений взаимодействия: производство самих платформ и другого оборудования, доставка продукта от мест добычи к берегу, и третье направление – развёртывание производства соответствующих видов оборудования на территории Российской Федерации. Есть ещё одна актуальная сфера взаимодействия - это развитие портовой инфраструктуры в России. Имеются в виду три порта: в Калининграде – здесь речь идёт как о технологическом оборудовании самой инфраструктуры порта, так и об оперировании соответствующими потоками.  Также - один из портов на Чёрном море и порт Усть-Луга под Санкт-Петербургом. Таким образом, Россия договаривается с датскими компаниями работать на севере Европы по освоению месторождений и по всему спектру сопутствующих вопросов.  

Дания имеет опцион на увеличение поставок газа до 3 миллиардов кубометров в год. Датская компания «ДОНГНатургаз А.С.» уже покупает российский газ, и в перспективе по завершении работ над трубопроводом «Северный поток», будут осуществляться поставки газа в Данию из России.  Уже после строительства первой «нитки» трубопровода – это будет 1 миллиард куб. м газа. После строительства второй «нитки» - ещё один миллиард, и в перспективе – до 2-х миллиардов. Как отметил Владимир Путин: «Мы своевременно реализуем эти проекты, с учётом складывающейся ситуации в мировой энергетике в связи с ядерной катастрофой в Японии. Будет увеличиваться потребность в углеводородах, а значит в газовом сырье. С экологической точки зрения это самое чистое углеводородное топливо с точки зрения выбросов в атмосферу». В рабочие планы на мировом рынке углеводородов вмешиваются и международная ситуация, и техногенные катастрофы, вызванные природными катаклизмами. Так события в Северной Африке и на Ближнем Востоке ставят под вопрос заключённые контракты. Ливия по запасам нефти держит первое место в Африке, а по запасам газа – 4-ое. Но события в этой стране приведут к неизбежному перераспределению мирового рынка углеводородов. Между тем, как заявил Владимир Путин в Копенгагене, Россия «с полной ответственностью готова увеличивать поставки газа и в страны АТР, и в Европу». 

Проработка вопроса о расширении «Северного потока» идёт со многими европейскими партнёрами. Это говорит о дальнейших перспективных планах, у которых есть все шансы быть реализованными. Что же касается работы по основному трубопроводу «Северный поток», то эта работа завершается, морская часть к лету будет закончена и в июле произойдёт заполнение труб техническим газом, а в октябре-ноябре начнётся поставка потребителям российского газа в Европе. Впервые начнётся поставка российского газа и на датский рынок в объёме до 2 млрд. куб. м газа. В будущем объёмы будут увеличены,  пообещал премьер министр Правительства РФ. 

Подводя итоги рабочего визита председателя Правительства Российской Федерации в Данию и Швецию, отметим, что проблематика повестки дня в обеих странах была тесно переплетена, а взаимный интерес закреплён соответствующими межправительственными документами. Российский север и север Европы имеют и общие экономические интересы, и общую зону ответственности, прежде всего арктическую. Принимая во внимание необходимость активности на азиатском направлении, Россия выступает надёжным партнёром своих северных соседей. Характерным в этом смысле был вопрос на пресс-конференции шведского журналиста: «Почему же Россия до сих пор не в составе Евросоюза»? 

Но это уже другая история. 

Версия для печати