Пока в Ливии мятежники при прямой военной поддержке НАТО пытаются удержать западные районы страны с дальним прицелом их отделения и создания государства-карлика (подробности здесь), на Востоке Африки без шума и пальбы делают то же самое в отношении части территории бывшего Сомали.
Похоже, прецедент Косово приобретает тенденцию ещё не массового, но уже штучного воспроизводства.
Не раз и не два специалисты, анализирующие ливийские события, высказывали мысль о том, что при сценарии распада Ливии её средиземноморское побережье может превратиться в подобие пиратских пристанищ, возникших на месте развалившегося в 90-е годы единого Сомали. Давненько в Средиземном море пиратов не видали, лет этак 150…
Но, если параллели между этими двумя конвульсирующими странами ещё несколько дней назад просматривались лишь гипотетически, то сегодня появился прямой повод увязать происходящее в Ливии с происходящим в бывшем Сомали. И там, и там налицо углубляющийся раскол некогда единых земель.
3 апреля на южных землях Сомали возникла новая страна под названием Азания (Azania). Если говорить без обиняков, это – марионеточное государство, созданное на базе местных племен при прямой поддержке соседней Кении. Даже церемония его провозглашения, вернее самопровозглашения, прошла в столице Кении Найроби. При этом правительство Кении выразило надежду, что Азания, став буфером, сможет защитить страну от анархии, господствующей на просторах бывшего Сомали.
Вообще роль Кении в сомалийских делах год от года растет. Вспомним, как там же в Найроби ранее было сформировано Переходное правительство Сомали, уже несколько лет пытающееся склеить распавшуюся на кусочки страну. И вот сейчас это получившее международное признание Переходное правительство Сомали осудило провозглашение Азании, определив его как «еще один шаг по подрыву суверенитета и территориальной целостности Сомали».
Планируется, что Азания займет южные провинции Сомали, сообщает Associated Press. Она стала 12-м по счету отколовшимся осколком. Все эти квази-государственные образования, части бывшего единого Сомали, находятся под контролем непризнанных международным сообществом правительств и являются де-факто самоуправляющимися территориями. Там правят местные кланы и радикальные исламистские движения. Что, впрочем, не мешает живущим там людям гордиться тем, что: «Мы свободны!»
Президентом Азании назначили Мохаммеда Абди Ганди, бывшего министра обороны Сомали и лидера местных племен. Выступая перед собравшимися в Найроби, Ганди заявил, что в ближайшее время в Азании будет создано правительство и созван парламент. Он провозгласил своей целью борьбу с исламистской группировкой «Аль-Шабаб», связанной с «Аль-Каидой»: «Новые власти, прежде всего, начнут отвоевывать земли для своей страны!»
Сейчас «Аш-Шабаб» действует в южных и центральных районах территории бывшего Сомали, а также контролирует значительную часть города Могадишо, который некогда был столицей единого государства. Его бойцы активно участвуют в пиратском беспределе у берегов Восточной Африки.
Ганди желает при помощи Кении выбить отряды «Аш-Шабаб» хотя бы с территории Азании. Сам Ганди, утверждает обозреватель Егор Погорелов, известен своим воинственным характером, и в связи с этим небеспочвенны опасения в том, что Азания быстро превратится в арену боевых столкновений. В общем, здесь у кенийской границы может вспыхнуть новая война…
К сожалению, к ней здесь не привыкать. Ситуация полной раздробленности не меняется в Сомали уже 20 лет, когда государство перестало существовать, как единое целое, в 1991 году с падением режима Сиада Барре. Подробно об это можно почитать здесь.
Интересно заметить, что имя новой страны – Азания – в Африке весьма популярно. Это античное название поначалу применялось древними греками для обозначения отдаленных и малоизученных территорий в Африке. Затем греки присвоили это имя конкретному региону – восточному побережью черного континента от полуострова Сомали до острова Занзибар.
Уже в наши дни как-то чуть не переименовали ЮАР, желая назвать её Азанией. Дело в том, что активисты правящей в Южно-Африканской Республике партии "Африканский национальный конгресс" предлагали поменять название страны на Азания. Они мотивировали это тем, что с 1979 года некоторые группы африканцев, которые вели тогда борьбу с белым режимом апартеида, стали использовать слово «Азания» как альтернативу ненавистному для них официальному «белому» названию своей земли — Южно-Африканская Республика.
Любопытно и то, что слово «Азания» уже применялось по отношению к ЮАР в официальной международной лексике. Когда ЮАР поддерживала дипломатические отношения с Тайванем (островной китайской республикой, не признаваемой КНР), власти Пекина официально адресовались к ЮАР как к Азании.
Могли назвать Азанией и Южный Судан. Как пишет The New York Times, ещё с 50-х годов, когда в южной части Судана начиналось сепаратистское движение, это имя входило в список возможных названий будущего самостоятельного Южного Судана. Сепаратисты предлагали такие варианты: Азания, Нильская Республика и даже Джувама (от первых слогов названий трех крупнейших местных городов – Джуба, Вау и Малакале).
Но, в конце концов, имя Азания досталось несчастному южно-сомалийскому карлику. Принесет ли оно ему счастье?..
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs