ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Афганский мак против России

00:00 06.04.2011 • Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»

На проходившем в американской столице Всемирном российском форуме была высказана мысль о том, что Россия и США, встав на путь «перезагрузки», продвинулись к... «холодной войне».

Автор этой оценки Ричард Перл, бывший заместитель министра обороны США, один из авторов поправки Джексона-Вэника, наложившей жесткие ограничения на торгово-экономические отношения США и СССР и не отмененной поныне, спустя тридцать с лишним лет. Р.Перл был тогда помощником конгрессмена Джексона.

Комментарии Р. Перла, как сообщает «Голос Америки», последовали за выступлением главы Комитета по международным отношениям Государственной Думы Константина Косачева, который в своем обращении к участникам форума обозначил моменты, которые, на его взгляд, несмотря на общий позитив «перезагрузки», по-прежнему вызывают у России тревогу. Это – наркотрафик из Афганистана, ситуация в Грузии и позиция Соединенных Штатов по этому поводу, а также, как сформулировал это наш парламентарий, «всевозможные проекты строительства нефте- и газопроводов в обход России».

Особо жесткую дискуссию вызвал вопрос афганских наркотиков. «В качестве прямых угроз нашей национальной безопасности я бы назвал ситуацию в Афганистане, особенно по тем параметрам, где международная коалиция предпринимает недостаточно усилий – это ситуация с производством наркотиков, которая представляет реальную проблему национальной безопасности в России», – подчеркнул К. Косачев.

«Я не был поклонником военного присутствия СССР в Афганистане, - говорил К. Косачев, - однако не могу не заметить, что Советский Союз тогда строил в этой стране мосты и заводы и даже запустил на орбиту афганского космонавта». Тогда афганскому населению предлагались альтернативы мирной жизни. А американцы сейчас, когда Россия предлагает уничтожать наркопосевы, говорят, что населению Афганистана нечем, мол, будет заниматься, и они уйдут воевать на сторону талибов, потому что у них без выращивания мака, из которого готовят героин, не будет средств к существованию.

Комментируя замечания К. Косачева, Ричард Перл объявил, что «услышал речь времен «холодной войны». «Я не слышал тона примирения, я разочарован», – заявил этот бывший высокопоставленный политик, занимающийся сегодня исследованиями в Американском институте предпринимательства. «Винить США за проблемы наркотической зависимости граждан России, по крайней мере, несправедливо. Мы потратили 17 миллиардов долларов на борьбу с проблемой афганских наркотиков», - сказал Р. Перл.

Поскольку вопрос этот стал чуть ли не центральной темой горячей дискуссии, напомним некоторые факты, которые позволят читателю самому оценить, насколько усердно американцы занимаются проблемой афганских наркотиков, на которую списали, по словам Ричарда Перла, 17 миллиардов долларов. Одновременно, хотелось бы взглянуть на смету расходов – на что конкретно были потрачены эти миллиарды? И ещё понять, насколько справедливы были упреки нашего парламентария, от которых пытался отмахнуться Перл?

Итак, сначала цифра: в Совете Безопасности ООН определили количество погибших от применения наркотиков с территории Афганистана - это 16 миллионов человек!

Именно об этом колоссальном числе человеческих потерь сообщил Председатель Государственной Думы Борис Грызлов 23 сентября 2009 года на Международной конференции «Современное государство и глобальная безопасность» в Ярославле. А с тех пор уже два года минуло…

«Для России, - говорил тогда он, - самым угрожающим регионом является Афганистан. В Афганистане производится 94% всех опиатов в мире. И, по разным оценкам, примерно 30% от произведенных опиатов «продавливаются» на территорию России».

В 2001 году, продолжал Председатель Госдумы РФ, началась операция Соединенных Штатов в Афганистане. 2001-й – это был год, когда производство опиатов в Афганистане по сравнению с предыдущими годами сократилось в разы. Но это была и точка отсчета для сегодняшних оценок. По сравнению с 2001 годом количество произведенных опиатов увеличилось в 42 раза. Площадь посевов опийного мака в Афганистане оценивается в 157 тысяч гектаров. Это цифра выверенная – космическая разведка позволяет получить точное данные, утверждает Борис Грызлов. Но борьба с посевами ведется вяло – из 157 тысяч гектаров уничтожены 8 тысяч, то есть только 3,5%.

Что мешает применению более эффективных методов, тем более что средства на это были? Этот вопрос –  и к мистеру Р. Перлу, и к тем, кто уже списал «на борьбу с проблемой афганских наркотиков» 17 миллиардов долларов.

Если после этих цифр и фактов у мистера Перла всё ещё остались сомнения в правоте российской стороны, продолжим его убеждать.

Ситуация с наркотиками в Афганистане приобрела катастрофический характер, считает директор Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов. Сегодня одна эта страна производит в два раза больше опиатов, чем еще 10 лет назад производил весь мир. В Афганистане производится 92 процента героина и опиума. Это не может не волновать Россию, поскольку именно в нашу страну идет основной поток афганского героина.

По мнению В. Иванова, которого цитирует сайт vesti.uz, цели ООН по уничтожению наркотической угрозы в Афганистане провалены. НАТО не уничтожило наркотики и не планирует этим заниматься. По сути, идет имитация борьбы с наркотиками, констатировал он.

Подтвердил слова главы ФСКН и известный итальянский борец с мафией и наркотиками депутат Европарламента Пино Арлакки. По его словам, к 2001 году производство наркотиков на территории Афганистана, благодаря международному давлению и жесткой политике прежнего афганского руководства, снизилось практически до нуля. С вводом войск НАТО эта картина кардинально изменилась.

А что говорят сами американцы?

Заместитель директора агентства США по борьбе с наркотиками Энтони Пласидо считает, что «поля с опийным маком надо ликвидировать осторожно, с умом, чтобы не получилось так, что мы решим одну проблему и создадим другую, толкая людей в объятия «Талибана» или других повстанческих организаций». Иными словами, он опасается, что афганцы, которые сейчас «мирно» выращивают мак, если их тронуть, завтра же переметнутся на сторону талибов и «Аль-Каиды», и зададут жару натовским бойцам, которые, видимо, этого очень боятся.

Вывод из этой словесной эквилибристики. Его послушать, так пусть лучше афганцы и дальше растят «травку», которой уже убили 16 миллионов (где защита «прав человека», прежде всего «права на жизнь», о чём так пекутся в Вашингтоне?!) пока солдаты НАТО, которых в Афганистан никто не звал, будут у них в стране устанавливать «демократию».

А если афганцам дать возможность мирно поработать для восстановления своей страны, как это делали советские «шурави»? Или мирно включиться в процесс укрепления «демократии», чего хотят американцы? Но, похоже, такая мысль вашингтонских стратегов не посещала…

Э. Пласидо все же был вынужден признать, что после того, как войска НАТО вошли в Афганистан, в течение уже первых двух лет объемы выращивание опийного мака возросли. Он также согласен с выводами доклада ООН, где говорится о том, что годовой доход от продажи наркотических средств превысил 400 млрд. долл.

Не здесь ли скрыта тайна поощрения наркотрафика из Афганистана? Как считаете, мистер Перл?

А наркотрафик этот прямиком идет в Россию. И эффективность операций по его перехвату пока, к сожалению, остается низкой. «Мы проводим под эгидой ОДКБ постоянную операцию «Канал» по перехвату наркотиков. Есть результаты, но процент перехвата слишком низок, и огромное количество героина попадает в Россию, - заявил на днях мистер Перл (это – свежая информация) в интервью «Интерфаксу» спецпредставитель президента РФ по Афганистану Замир Кабулов. Он особо подчеркнул, что натовские партнеры РФ по-прежнему отказываются принимать участие в операции «Канал».

Представители НАТО дистанцируются от этой работы, объясняя, что на территории Афганистана обязанность по борьбе с наркотиками должна выполняться местной властью и центральным правительством. Но в приложении именно к Афганистану, где центральное правительство и местные власти контролируют далеко не всю территорию (о чем американцы прекрасно знают), теория эта не срабатывает.

Чтобы там ни было, какие бы объяснения ни находили в своё оправдание американцы и натовцы, факт остается фактом – в Афганистане производится всё больше наркоты, и эта гадость расползается затем по миру, поражая миллионы людей. Мистер Перл может свериться об этом с данными Организации Объединенных Наций, если не верит русским.

Умышленно Запад стимулирует наркотрафик или по недомыслию, специально потеряв контроль над ним, или нечаянно - американская экспансия в Афганистане объективно ведет к ухудшению обстановки в вопросе наркопреступности и усилению радикальных элементов, включая исламских террористов, утверждает российский политолог Сергей Михеев.

Считаем, что это – верно.

А Вы как считаете, мистер Перл?

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати