Прозвучал первый удар колокола: НАТО не будет проводить операцию в Ливии без специального мандата ООН, заявил 9 марта генеральный секретарь альянса Андерс Фог Расмуссен. По его словам, НАТО возмущена тем, что сейчас происходит в североафриканской стране, поскольку действия режима Каддафи приближаются к преступлениям против человечности. А официальный представитель Пентагона полковник Дэвид Лапан сообщил, что действующий в Средиземном море 6-й американский флот получил приказ двигаться к берегам Ливии. На вооружении группировки - 2 авианосца, около 12 крейсеров и эсминцев, более 120 боевых самолетов. Также в группировку входят: три десантных корабля и бригада морской пехоты, имеющая не только стрелковое оружие, но и артиллерию, танки и вертолеты.
Уже известно, что американцы планируют в самое ближайшее время закрыть воздушное пространство над Ливией и сбивать все летательные аппараты, поднятые в воздух по приказу Каддафи. О возможности введения подобной меры заявили премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон и госсекретарь США Хиллари Клинтон во время обсуждения ситуации в Ливии с представителями ЕС в Женеве. Как уточнил британский премьер, власти Соединенного Королевства «ни в коем случае не исключают возможности использования силы» для прекращения военных действий в Ливии. В таком же духе высказалась и Клинтон.
Одновременно стало известно о замораживании европейскими банками счетов семьи Каддафи и различных ливийских госструктур на рекордные 30 миллиардов долларов.
В западные СМИ вброшена знакомая по своим интонациям тема: «Агония режима. Обезумевший ливийский диктатор учиняет жестокую расправу над восставшими». Ждать недолго: в ближайшие дни эта тема станет господствующей в новостных потоках ведущих информационных агентств.
Сразу вспоминаются Югославия-1999, «мясник Белграда Милошевич» и «сербская бойня в Рачаке». Ничего нового - изделия тачаются на одной и той же колодке.
Все это вместе взятое дает достаточные основания сделать уверенный вывод о намерении англосаксов перевести ливийский бунт в фазу внешней агрессии.
Любопытно наблюдать за торопливой подготовкой мирового общественного мнения к приближающейся войне НАТО против Ливии. Например, сейчас более 800 иностранных корреспондентов, съехавшихся в столице ливийских мятежников Бенгази и утверждающих, что войска Каддафи убили тысячи мирных жителей, никак не могут показать эти жертвы, постоянно демонстрируя один и тот же крохотный эпизод похорон, которые в большом городе вполне могут быть связаны и со случаем естественной смерти. Еще более смешны сообщения о боевых действиях, которые почему-то никто не показывает. Нет ни подбитой техники, ни жертв, и даже раненные ведут себя на удивление конспиративно — не демонстрируют перед объективами свои ранения.
Верить этим репортажам, естественно, не хочется, а вот предположить, что войска Каддафи постепенно и без больших боев вытесняют мятежников с занятых позиций, заставляет логика происходящего. Каддафи по-настоящему еще и воевать не начал, а вооружённые бунтари уже стали откатываться, демонстрируя неорганизованность своих рядов и отсутствие сколько-нибудь заметной массовой поддержки. Чаша весов явно склонилась в пользу руководителя джамахирии, и джентльмены решили прибегнуть к своему последнему аргументу. А, как известно, с героических времён покорения «дикого Запада» они ничего, кроме кольта, на этот случай не придумали. Только джентльменский церемониал предписывает прежде, чем выхватить кольт, совершить нескольких ритуальных действий. Например, следует встать и громко объявить на весь салун: «Я же говорил тебе Джо, что ты умрёшь негодяем». В наше время эти слова Джона Вейна призван переложить на язык политики Международный суд в Гааге, который обвинит Каддафи в «преступлениях против человечности», а сессия Парламентской Ассамблеи Совета Европы придаст этому решению всемирное звучание.
Мандат Совета Безопасности ООН на войну был бы, конечно, не лишним. Однако мир уже приучен к тому, что войну можно начать и без этой бумажки, - от этого ничего не меняется. Главное — разогреть мировое общественное мнение до состояния пляски святого Витта, а затем, объявив, что публика в салуне слишком пьяна для решения проблем миром, выхватить кольт и навскидку продырявить негодяя, чтобы тот и крякнуть не успел.
Конечно, джентльмены продырявят негодяя. Кто он против их совокупной мощи? Но вот как бы во время этого благородного акта не загорелся сам салун, в котором джентльмены скоро устроят пальбу.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs