"Зона, где курение запрещено", - первое, что бросается в глаза при входе в крыло, которое занимает МАГАТЭ в комплексе зданий ООН в Вене. Лифт скользит на 28-й этаж, и мы попадаем в офис генерального директора МАГАТЭ Юкио Амано. Беседу начали с визита г-на Амано в Москву в октябре прошлого года, когда его принял российский премьер-министр Владимир Путин. Он также провел переговоры с руководством МИД, Ростехнадзора и "Росатома".
Мой собеседник подчеркнул, что остается под "особым впечатлением от встречи с г-ном Путиным, который не только высоко ценит возможности использования ядерной энергии в мирных целях, но и знаком в деталях с последними достижениями в этой области. Партнерство с Россией имеет для нас огромное значение, и не только в отношении энергетики. Я лично придаю особое значение потенциалу и готовности России оказывать содействие развивающимся странам в борьбе с раковыми заболеваниями. Вы располагаете уникальным опытом в области радиотерапии и ядерных методик лечения".
Мой следующий вопрос касался темы иранской ядерной программы. "Мы можем с уверенностью сказать, что все продекларированные Ираном ядерные материалы не используются в иных целях, кроме мирных. Однако мы не можем подтвердить то же самое относительно всей ядерной программы, есть некоторая непоследовательность со стороны Ирана в выполнении обязательств по транспарентности", - заметил г-н Амано. По оценке главы МАГАТЭ, это касается, в частности, требования о раннем оповещении при строительстве новых ядерных объектов.
Иран не выполняет это условие, и нарушения подобной процедуры со стороны Тегерана были. "Мы не можем инспектировать объекты, которые не заявлены Ираном", - говорит г-н Амано и продолжает, - МАГАТЭ не утверждает, что у Ирана есть ядерная военная программа, но у нас есть озабоченность в связи с некоторыми аспектами ядерной деятельности. Мы можем ошибаться, но в интересах Ирана снять эти сомнения перед лицом мирового сообщества, и мы готовы в этом помочь. Все что нам нужно - это дальнейшее сотрудничество со стороны Ирана".
Дав высокую оценку деятельности России, г-н Амано признал, что январские переговоры в Стамбуле между Ираном и "шестеркой" международных посредников не привели к ощутимым результатам. Важно, однако, что диалог возобновился.
Следующий вопрос касался сотрудничества России и Ирана в строительстве АЭС в Бушере. Г-н Амано подчеркнул, что в этом случае речь идет о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии и со своей стороны МАГАТЭ осуществляет весь необходимый контроль. Моему собеседнику, разумеется, известны некоторые публикации в СМИ, выражающие беспокойство по поводу проекта в Бушере, однако, по мнению главы Агентства, Россия и Иран уделяют вопросам безопасности надлежащее внимание.
Комментируя ситуацию вокруг ядерной программы Северной Кореи, мой собеседник подчеркнул совершенно исключительный характер этой проблемы. "Северная Корея вышла из Договора о нераспространении ядерного оружия, выслала наших инспекторов, заявила о производстве ядерного оружия и осуществляет его испытание. И здесь влиятельные члены "шестерки" посредников, действия которых в прошлом сопровождали удачи и поражения, выводят положение дел из негативно статичного к некоторой динамике. Мы надеемся на возобновление диалога, и в этом случае МАГАТЭ - единственная многосторонняя структура, способная осуществить необходимые меры доверия».
Вирус "Стакснет", поразивший компьютерную программу в Бушере, по некоторым оценкам, потенциально способен вызвать катастрофу, сопоставимую по масштабам с чернобыльской. Меня интересовало: какие шаги в связи с этим предполагает принять МАГАТЭ?
"Кибератаки, включая "Стакснет", могут вызывать нарушения в работе реакторов и других ядерных систем. Уже несколько лет мы занимаемся этой проблемой, привлекаем к работе экспертов, которые обмениваются данными и анализом в этой области. Конечно, вопросы кибербезопасности - зона ответственности конкретных заинтересованных государств. Однако МАГАТЭ способствует международному сотрудничеству экспертов, прежде всего в интересах стран-участниц, в частности, такая встреча экспертов планируется уже в этом месяце".
Мой следующий вопрос: "Как вы относитесь к подписанию российско-американской программы ядерного сотрудничества?"
"Сегодня нет американских, французских или японских реакторов, поэтому международное сотрудничество в ядерной сфере необходимо, хотя в ней и присутствует значительная доля конкуренции. Все конкурируют со всеми, но в области совершенствования технологий и безопасности ведущие ядерные державы, в их числе Россия и США, должны сотрудничать".
При этом г-н Амано особо выделил тему инноваций в области разработки нового поколения реакторов с практически неограниченным циклом использования урана. Этому проекту уже десять лет, его значение трудно переоценить, ведь увеличение цикла использования урана значительно сократит проблемы отходов ядерного топлива и создаст конкурентные преимущества мировой ядерной энергетике.
Кстати, о конкуренции. Как, с точки зрения главы Агентства, располагающего уникальной информацией о развитии ядерной составляющей мирового энергетического баланса, будет выглядеть "энергетическая смесь" (energy mix) XXI века?
"Нефть останется принципиально важным фактором мирового топливного баланса; ее сравнительно легко добывать и транспортировать, - считает г-н Амано. Нефть - наиболее потребляемый и привычный для нас источник энергии, но есть и ряд негативных аспектов в ее применении. Это в равной мере имеет отношение и к ядерной энергетике, которая может производить огромное количество энергии, используя небольшое количество исходного топлива. Ядерная энергетика не загрязняет атмосферу выбросами углекислого газа и, таким образом, не влияет на потепление климата. Но и у ядерщиков есть свои проблемы, как вы, наверное, поняли из сегодняшней беседы... В будущем каждая страна будет иметь гораздо больший выбор для формирования национального энергетического пакета исходя из собственных условий и потребностей".
Одно из перспективных направлений ядерной энергетики - использование "малых реакторов" для обеспечения нужд потребителей на региональном уровне.
Мне было особенно интересно услышать мнение генерального директора МАГАТЭ о будущем мировой энергетики буквально накануне встречи с генеральным секретарем ОПЕК г-ном аль-Бадри, о которой расскажу в следующем письме...
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs