Россия и Финляндия: арктическое сотрудничество

00:00 10.02.2011 Ольга Иванова, редактор журнала «Международная жизнь»


Финляндия намерена расширить сотрудничество с Россией на Крайнем Севере, в частности, по использованию Северного морского пути. Об этом  сообщил  министр иностранных дел Финляндии Александр Стубб на семинаре «Финляндско-российское арктическое партнерство» в Русском географическом обществе в Санкт-Петербурге.

По словам главы дипломатического ведомства Финляндии г-на Стубба, перспективы сотрудничества в Арктике связаны с тремя «мега-трендами»: изменение климата, которое дает возможность использования Северного морского пути, рост экономик азиатских стран и открытость Северного морского пути для облечения логистики, а также сырьевые вопросы, связанные с ростом экономик Азии. В Арктике расположено от 20 до 30% не использованных газовых и нефтяных запасов, отметил г-н Стубб.

Глава МИД Финляндии подчеркнул, что сотрудничество двух стран в этой сфере необходимо «держать подальше от неповоротливых бюрократических структур, создать что-то новое» и развивать его на политическом и бизнес- уровнях. Кроме того, он предложил проводить «совместный маркетинг Северного морского пути» через посольства России и Финляндии в различных странах.

«Мы недооценили таяния льдов мирового океана», - заметил по поводу освоения Северного морского пути вице-президент Русского географического общества, депутат Госдумы Артур Чилингаров. По его словам, за последние пять лет ледовый покров уменьшился больше, чем за всю историю инструментальных наблюдений за Арктикой.
Сотрудничество двух стран может развиваться по нескольким приоритетным направлениям, в том числе в арктическом судоходстве.

Отметив, что глубоководные аппараты «Мир-1» и «Мир-2», а также флагман отечественного арктического флота «Академик Федоров» были построены в Финляндии, Артур Чилингаров не исключил возможности создания совместного судостроительного предприятия для строительства «высокотехнологичных арктических судов». Еще одним направлением сотрудничества может стать, по его мнению, совместная разработка шельфа Баренцева моря.

«Трудно представить развитие Штокмана без развития Мурманской области», - сказал, в свою очередь, полномочный представитель президента с Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов. Несмотря на сложность поддержания инфраструктуры в условиях севера, он подчеркнул перспективность Заполярья как ресурсного центра, а в глобальном смысле - как кратчайшего пути из Европы в Азию.

На проектирование Мурманского транспортного узла выделено около 1 млрд. рублей. Всего на строительство предполагается потратить 160 млрд. рублей, что позволит к 2020 году увеличить оборот узла вдвое, до 84 млн. тонн в год.

В связи с предстоящим освоением шельфа для сохранения экосистемы необходимо применять щадящие технологии, и это может стать еще одним направлением сотрудничества России и Финляндии, отметили участники семинара.

На встрече говорили о дипломатии, политике и совместном освоении Северного полюса. Глава министерства иностранных дел Финляндии Александр Стубб предложил вместе добывать природные ресурсы Крайнего Севера.

Еще одна из северных инициатив касалась статуса консульства Финляндии в Мурманске. Его необходимо поднять до статуса генерального. Оно же будет заниматься и вопросами энергетики, подчеркнул глава МИД Финляндии.

Однако  политический диалог вскоре перешел в дружественные приглашения. Министр иностранных дел Финляндии предложил одну из следующих встреч провести в Лапландии. Впрочем, уже сейчас определено, что второй двусторонний семинар соберется уже этой осенью в Архангельске.

Министр иностранных дел Финляндии Александр Стубб предложил депутату Госдумы РФ Артуру Чилингарову пойти в совместный поход на Северный полюс.

Напомним, что Артур Чилингаров - известный российский полярник. Летом 2007 года он лично руководил погружениями глубоководных аппаратов "Мир-1" и "Мир-2" на дно океана в точке Северного полюса, где был установлен титановый флаг России.

"Давайте договоримся, что через два месяца пойдем на маленькую экскурсию", - сказал Александр Стубб, обращаясь к депутату на семинаре по российско-финляндскому арктическому сотрудничеству в Петербурге. При этом глава МИД Финляндии осведомился, сколько потребуется времени, чтобы дойти до полюса на лыжах из Петербурга. Он также рассказал, что недавно совершил несколько лыжных пробежек в Финляндии протяженность более 40 километров каждая.

Артур Чилингаров назвал предложенный министром маршрут невозможным, но, вместе с тем, подчеркнул, что совместную экспедицию до Северного полюса в ближайшем будущем можно организовать. По словам депутата, в общей сложности на лыжах можно будет пройти около 60 километров.

В рамках семинара "Финляндско-российское арктическое партнерство", который проходит в Петербурге, обсуждались вопросы  сотрудничества в области арктической политики, науки, охраны окружающей среды и в технологической сфере. 

 

По теме:

Северный совет: спасаем Балтийское море 

Версия для печати