Главный итог 2010 политического года - заметное оздоровление международной ситуации, позитивную динамику которой предстоит укреплять конкретными делами

00:00 13.01.2011 Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»


Инерция подведения годовых итогов «раскатилась» в России вплоть до Старого Нового года, который отмечается, как известно, в ночь с 13 на 14 января. В министерстве иностранных дел сделали это с новогодним сюрпризом – впервые российские и иностранные журналисты были приглашены на пресс-конференцию руководителя МИД России в новое здание дипломатического ведомства на Смоленской - Сенной. Зал, принимавший гостей, был заполнен «до отказа». Министр Сергей Лавров с итогами не торопился, сначала представил нового директора Департамента информации и печати МИД РФ Александра Лукашевича, сменившего на этой должности Андрея Нестеренко, получившего новое назначение… Какое,  министр не уточнил и сразу перешёл к итогам.

 

«Неуклонно укрепляется тенденция к формированию нового полицентричного миропорядка, который должен быть более демократичным, более устойчивым и должен отвечать реалиям мира после «холодной войны», - таков основной вывод по итогам 2010 политического года. В этой связи глава внешнеполитического ведомства высоко оценил результаты усилий  Российской Федерации в минувшем году на международном направлении. «Была весьма высока интенсивность контактов на уровне Президента РФ, по линии руководства Правительства и, конечно же, министерства иностранных дел», - подчеркнул Сергей Лавров. «Радикально преобразуются международные отношения, их парадигма больше не определяется конфронтацией, а всё более основывается на сотрудничестве», - отметил руководитель МИДа. В этой связи «центральной задачей российской внешней политики, как её определил Президент РФ Дмитрий Медведев, является достижение конкретных, понятных результатов, создание максимально благоприятных внешних условий для нашего внутреннего развития, для комплексной модернизации страны, с тем, чтобы обеспечить достойное место Российской Федерации в новом формирующемся мироустройстве».

 

Отметим, что работа МИДа на приоритетных направлениях российской внешней политики, в 2010 году в том числе, дала не только высокие результаты, но и, как принято говорить, прорывы. Так министр отметил, что в минувшем году Россия, председательствовавшая в СНГ, ставила задачу всемерного укрепления интеграционных процессов на основе общих для всех государств Содружества интересов, прежде всего в том, что касается модернизации наших государств. Результатами этих усилий стали прорывы на таких треках, как организация Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном, формирование Единого экономического пространства и Евразийского союза, а также модернизация, которая произошла в ОДКБ. «На пространстве Содружества сохраняются здоровые тенденции к прагматичному взаимодействию в наших общих интересах», - подчеркнул Сергей Лавров.

 

Он отметил заметное оздоровление международной ситуации, что в значительной степени стало результатом новой атмосферы в отношениях между Россией и США. Сейчас стоит фундаментальная задача сохранить основу для здоровых равноправных отношений между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки. В этой связи Сергей Лавров выделил задачу по укреплению сферы совпадений наших стратегических отношений. «Россия к этому готова», - сказал министр.

 

К прорывам относится и значительное продвижение в стратегическом партнёрстве с Европейским Союзом. Решения, которые были приняты на саммитах «Россия-ЕС» в Ростове-на-Дону и в Брюсселе позволяют наращивать взаимодействие по всем, без исключения, направлениям.  В том числе и в контексте реализации партнёрства для модернизации, отметил Сергей Лавров. «В Евроатлантике формируется позитивный задел: вызревает понимание неизбежности коллективной работы, неизбежности перевода евроатлантической политики в конструктивное русло, создание в регионе общего пространства безопасности», - констатировал министр. По его мнению, российская инициатива по заключению Договора об общеевропейской безопасности играет роль катализатора этих позитивных перемен. Поэтому предстоит укреплять позитивную динамику конкретными делами, считает глава внешнеполитического ведомства России. Он увязывает это с вопросом по Евро-ПРО. Что касается взаимодействия России с государствами и интеграционными объединениями Азиатско-Тихоокеанского региона, то оно получило серьёзный импульс, отметил министр. Продолжались наращивание сотрудничества со странами Латинской Америки и активизация контактов с государствами Африки.

 

Сергей Лавров особо выделил один из важнейших аспектов  минувшего года – 65-летие Победы в Великой Отечественной войне и во Второй мировой войне. «Мы стремились использовать эти даты для того, чтобы обеспечить широкое современное звучание  юбилеев, не позволить исказить значение Победы, воздать должное павшим и живым героям. Думаю, что участие воинских подразделений армий союзников  в параде на Красной площади подчеркнуло непреходящее значение той Победы, непреходящее значение опыта антигитлеровской коалиции, который в значительной степени востребован и в современной Европе».

 

Министр уделил внимание развитию в мире сетевой дипломатии. Продолжала работать «Восьмёрка», значительно активизировалась работа группы «Двадцати», которая предпринимала усилия по выводу мировой экономики из кризиса, по реформированию мировой финансовой системы. «Мы активно поддерживаем эти процессы, считаем также, что не стоит замыкаться в узком кругу участников «Двадцатки». Особое значение имеет вовлечение всех государств в понимание происходящих перемен, здесь особую роль призвана сыграть ООН. Мы выступаем за то, чтобы «Двадцатка» активно делилась с ООН планами своей работы, консультировалась с не входящими в «Двадцатку» государствами.  Это будет в полной мере отвечать роли, которая закреплена в Уставе ООН, роли центра согласования действий всех государств, входящих в эту универсальную структуру.  И в этом я вижу особое значение с точки зрения укрепления роли международного права в современных делах», - сказал Сергей Лавров.

 

«Думаю, вы отметили наше возросшее внимание к публичной дипломатии, к взаимодействию с гражданским обществом. Эта задача вытекает также из целей модернизации, которая охватывает все сферы в нашей стране. Это касается и внешней политики. Она должна быть более гибкой, более маневренной, «лёгкой на подъём». И в этом смысле взаимодействие с институтами гражданского общества играет далеко не последнюю роль. Мы в истекшем году завершили создание Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.Горчакова. В завершающей стадии находится процесс создания Российского Совета по международным делам. Уверен, что в этом году вы услышите немало интересного об этих двух структурах», - отметил глава российской дипломатии. В заключение Сергей Лавров пообещал: «Мы намерены в наступившем году работать творчески и инициативно, сохранять многовекторный характер внешней политики России как органичной части глобального мира. Мы открыты для сотрудничества со всеми, кто проявляет в этом заинтересованность, разумеется, на принципах  равноправия, взаимной выгоды и уважения интересов друг друга».

 

Ответы на вопросы:

 

- Россия – США: курс на качественное обновление двустороннего сотрудничества

 

Первые вопросы, конечно, касались приоритетов внешней политики России в отношении США. «С США у нас действительно очень насыщенная повестка дня. Минувший год показал, что линия, которую согласовали президенты Медведев и Обама, - линия на качественное обновление нашего сотрудничества даёт конкретные результаты». Как важнейшее достижение министр отметил вступление в силу Договора о сотрудничестве в сфере использования мирной атомной энергии. Завершены окончательно переговоры с США по вопросу присоединения России к ВТО, дан старт инновационному сотрудничеству: американские компании подключаются к проекту «Сколково». Полноценно функционирует такой уникальный механизм, как Президентская комиссия, которая  была создана по договорённости двух президентов и включает 18 рабочих групп, охватывающих все мыслимые сферы нашего сотрудничества – от военного, внешнеполитического и заканчивая гуманитарными, культурными, экономическими и научно-техническими вопросами. По словам министра, более продуктивно, чем прежде, осуществляется взаимодействие на международной арене. Это касается и контактов в ООН, в «Восьмёрке», в «Двадцатке» и в Совете «Россия – НАТО», который во многом благодаря новой атмосфере в российско-американских отношениях смог преодолеть период застоя, в котором он оказался по инициативе наших западных партнёров два года назад.

«В качестве особого приоритета наших отношений выделю укрепление и наращивание экономического фундамента  и наращивание гуманитарных, культурных и научных связей. На этот счёт есть намётки, планы, которые совместно рассчитываем реализовать. С учётом обновления состава Конгресса США считаю принципиальной задачей, которая пронизывает все сферы наших контактов, сохранить позитивную динамику в наших отношениях. Это возможно при следовании курсу, который определили два президента, при уважении взаимных интересов, при  выполнении договорённостей, которые достигаются, и при учёте озабоченностей сторон. Такие озабоченности есть, я отмечал проблематику противоракетной обороны. Её предстоит проработать. Но, подводя итог, скажу, что с США нас сегодня объединяет больше, чем разъединяет. И будем исходить из того, что эта объективная реальность не станет жертвой каких-то политических манёвров», - сказал Сергей Лавров.

Отвечая на вопрос о новых запланированных контактах между руководством наших стран, Сергей Лавров отметил, что в этом году предстоят консультации в Москве и Вашингтоне на такой политической площадке, как Совет «Россия-НАТО». Есть поручения президентов стран НАТО и России просмотреть возможности создания совместного ПРО. Больше нет американского ПРО в Европе, а есть проект ПРО-НАТО. По словам министра, поручения должны быть исполнены до середины июня этого года. «Хотелось бы, чтобы этот проект получился, иначе сотрудничество из фазы потенциального качественного прорыва перейдёт в фазу напряжённости. А нам бы этого не хотелось», - отметил Сергей Лавров.

 

- Россия – Евросоюз: «Важно отказаться от виз вообще. Это является тестом на стратегический характер наших отношений».

 

«Российская инициатива о новом Договоре по евробезопасности и проект данного договора не предполагают немедленного одобрения. Мы пригласили всех к конкретному разговору о том, как преодолеть те проблемы, которые существуют в евроатлантической политике, прежде всего в сфере безопасности, - отметил Сергей Лавров. - Пути преодоления этих проблем пока ещё не согласованы. Кто-то хочет обеспечивать европейскую безопасность на основе НАТО-центризма. Более прозорливые люди понимают, что невозможно  идти по этому пути, потому что без Российской Федерации как участника системы евробезопасности ничего не получится. Мы хотим начать предметное обсуждение такого документа. Обсуждение идёт на разных международных площадках. Начну с площадки Россия-ЕС, учитывая, что Евросоюз – наш стратегический партнёр. И сейчас, когда мы говорим о партнёрстве для модернизации  в качестве одного из главных проектов наших отношений с ЕС, мы исходим из того, что модернизация охватывает все, без исключения, сферы нашего взаимодействия, включая и международные дела, и безопасность, и верховенство  права в международных делах, о чём тоже не надо забывать. У нас есть небольшой, но весьма полезный опыт совместной миротворческой деятельности. Мы обсуждаем соглашение о сотрудничестве в сфере кризисного регулирования, которое укрепит правовую основу в этой сфере. Идею договора о евробезопасности и те концепции, которые в них заложены, мы в последние два  года активно обсуждали с нашими европейскими партнёрами. И результатом этих дискуссий стала инициатива, с которой выступила канцлер ФРГ Ангела Меркель, ее поддержал Президент Дмитрий Медведев -  инициатива создания Комитета Россия – Евросоюз по вопросам внешней политики и безопасности. Эта инициатива поддерживается в ЕС. Сейчас главное начать предметную работу этого Комитета. Он задуман на уровне министра иностранных дел РФ и высокого представителя ЕС по внешней политике и безопасности. Мы с Катрин Эштон обсуждали этот вопрос. Надеюсь, в этом году мы сможем начать работу этого важного механизма».

Министр упомянул и такой важный вопрос, как свобода передвижения, а проще безвизовое пространство между странами ЕС и Россией. Пока, сказал министр, эта задача до конца не решается. У нас с Евросоюзом есть существенное продвижение в том, что касается облегчения визового режима, но для стратегических партнёров, каковыми являются Россия и ЕС, принципиально важно отказаться от виз вообще. Это является тестом на стратегический характер наших отношений. «Думаю, к этому вопросу наши партнёры подойдут не политизировано, а исходя из объективной реальности. Она такова, что никаких препятствий - технических, организационных - не существует. У нас есть договорённость составить перечень вопросов, которые нужно решить для того, чтобы выйти на безвизовый режим. Рассчитываем в этом году эти вопросы закрыть, активно закрывать, по крайней мере», - сказал глава российской дипломатии.

 

 

 

- Совет «Россия–НАТО» – важная площадка для продвижения идей евробезопасности.

 

 НАТО не является нашим стратегическим партнёром. Но на саммите Совета «Россия-НАТО» в Лиссабоне впервые была поставлена задача на уровне глав государств России и членов Североатлантического альянса - двигаться в направлении стратегического характера наших отношений. Это  качественный прорыв, и мы исходим из того, что это взаимная заинтересованность,  отметил министр.

Говоря об отношениях России и НАТО в целом, Сергей Лавров подчеркнул, что в России хотели бы, чтобы они были избавлены от стереотипов прошлого, чтобы в наши отношения не привносились несуществующие проблемы.  Сергей Лавров проиллюстрировал свой тезис одним примером, касающимся военной доктрины Российской Федерации. Многие СМИ неоднократно писали, что эта доктрина причисляет НАТО к угрозам Российской Федерации. В руководстве России неоднократно разъясняли: в этой доктрине определяется, что опасность для Российской Федерации представляет стремление НАТО в процессе её трансформации наделить себя функциями применения силы в любом районе мира в нарушение международного права, прежде всего Устава ООН.

Однако продолжаются утверждения, будто Россия признала НАТО в качестве угрозы. Последнее такое утверждение позволил себе в своей статье г-н Лакер в американском журнале «Foreign Affairs». В этой связи Сергей Лавров подчеркнул, что главное – слышать друг друга, поскольку в подавляющем большинстве у нас общие вызовы. На лиссабонском саммите президентами и главами правительств было обеспечено одобрение совместного обзора общих вызовов и угроз.  Это новое качество наших отношений.  Если общие вызовы и угрозы, то и задачи по безопасности - общие. «Президент Дмитрий Медведев на саммите в Лиссабоне, - напомнил Сергей Лавров, - выдвинул наше видение такого проекта на основе равноправия, на основе сопряжения имеющихся потенциалов и без создания каких-либо проблем друг для друга». Эта работа начинается, констатировал министр, и надеемся, что она будет вестись честно и откровенно.

И если говорить о тесте на евробезопасность, то способность создать совместную ПРО с участием России и НАТО является настоящим, гораздо более важным тестом на искренность заявлений о том, что безопасность неделима. Такие заявления продолжают звучать, но материализуются слабовато.

Министр российской дипломатии  коснулся и отношений с ОБСЕ как уникальной структуры, в которой состоят все страны – члены евроатлантики. На последнем саммите ОБСЕ в Астане и российская сторона, и многие страны-члены Евросоюза были готовы принять развёрнутые конкретные тексты по Приднестровью и Закавказью. Сергей Лавров рассказал, что все отмечали серьёзную гибкость, которую проявили участники переговоров.  В последний момент этот план действий не удалось принять, потому что в последний момент американские партнёры предложили внести в него такие формулировки, которые однозначно квалифицировали бы территории Южной Осетии и Абхазии как относящиеся к территории Грузии. В таком подходе нет ни реализма, ни прагматизма, а заидеологизированность, которой мы все хотим избегать. Но, тем не менее, считает Сергей Лавров, саммит в Астане был весьма успешным. На саммите было принято очень важное заявление – Декларация подтвердила принцип неделимости безопасности, высказалась за создание сообщества безопасности в Евроатлантике. И идеи, изложенные в декларации, идут в русле инициативы, которую выдвинула Россия. Во многом российская инициатива встряхнула ОБСЕ. «Рассчитываю, - отметил Сергей Лавров, - что ОБСЕ сможет вернуться к своим корням, которая была создана в качестве площадки для выработки консенсусных решений и равноправного диалога».

Ключевым является, конечно,  сохранение принципа консенсуса.

 

Принцип неделимости безопасности в АТР столь же актуален, как и в Евроатлантике

 

Принцип неделимости безопасности носит универсальный характер и столь же актуален, как и в Евроатлантике. Сейчас в АТР какой-либо универсальной площадки для обсуждения проблем безопасности нет, заметил министр иностранных дел России.  В ходе визита Президента Дмитрия Медведева в КНР в сентябре 2010 года в Декларации, которая была принята, выдвинута инициатива - начать диалог по вопросам безопасности на основе принципов равенства и неделимости, на основе мирного урегулирования споров, неприменения силы, отказа от конфронтации, отказа от форм взаимодействия, которые были бы направлены против третьих стран. «Здесь нет ничего принципиально нового, но мы бы хотели, чтобы все страны региона подтвердили свою приверженность этим принципам, - развивает свою мысль глава российской дипломатии. -  Это было бы очень важным политическим сигналом. На практике многие конкретные ситуации развиваются таким образом, будто эти принципы никогда и не провозглашались. Другой наш стратегический партнёр - Индия - поддержала такой подход. Предложенные нами принципы обсуждались и на саммите Россия - АСЕАН в Ханое осенью 2010 года, когда идеи новой архитектуры безопасности получили поддержку. Мы будем продолжать продвигать эту тему на всех площадках в АТР». Особое внимание, по словам министра, Россия уделит восточноазиатским саммитам. Они отныне будут охватывать все ключевые государства АТР. Одной из важных опор архитектуры безопасности в АТР Сергей Лавров назвал Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). А форум АТЭС представляет наиболее представительную площадку, и Россия в 2012 году готовится принять саммит АТЭС во Владивостоке, решая одновременно задачи подъёма Восточной Сибири и Дальнего Востока и   полноценной интеграции в экономическое взаимодействие в АТР. Россия уже занимается содержательным наполнением предстоящего саммита во Владивостоке. Это прекрасная возможность показать потенциал сибирских и дальневосточных регионов.

 

Вокруг иранской ядерной программы во многом искусственно нагнетаются избыточные страсти

 

«Считаю, что это контрпродуктивно, - отметил Сергей Лавров. - Ни одна проблема не может быть решена силовым путём. Хоть и говорят, что история ничему не учит, но есть всё-таки и исключения. Что касается встречи «шестёрки» с иранскими представителями в Стамбуле, то Россия будет выступать за скорейшее начало переговоров, чтобы на этой встрече согласовать график переговоров». Переговорный процесс должен иметь всеобъемлющую повестку дня. По словам министра, она должна включать вопросы устранения «белых пятен» в иранской ядерной программе, а для этого потребуется сделать более эффективным сотрудничество Ирана с МАГАТЭ,  надо сделать акцент на вопросах безопасности, обеспечения полноценного возвращения Ирана в международное сообщество. «Всё взаимосвязано, - продолжил Сергей Лавров. - Нельзя игнорировать легитимные озабоченности стран в сфере безопасности и не выполнять свои обязательства по линии МАГАТЭ и СБ ООН. Подчеркну, нет альтернативы поиску политического урегулирования».

 

О перспективах российско-польских отношений в связи с высказываниями видных политиков Польши о результатах доклада межгосударственного авиационного комитета

 

Сергей Лавров подчеркнул, что спекулировать на этой теме неэтично и даже чудовищно. Это страшная трагедия. Все документы имеются в свободном доступе в Интернете.  Министр выразил уверенность, что тот курс, который был выработан во время визита Президента Дмитрия Медведева в Варшаву, отвечает коренным интересам и российского, и польского народов, он будет продолжаться. Достигнутые договорённости будут реализовываться.

 

Тема соотечественников всегда актуальна для России

 

Тема соотечественников не может терять актуальности для нас, сказал министр, потому что это люди, которые духовно, исторически, в семейном плане, во многих других смыслах связаны с Российской Федерации, в каких бы странах они не оказались. На всех встречах с руководством Латвии, Эстонии, наш Президент, глава Правительства, сотрудники министерства иностранных эти вопросы поднимают.

«Мы подчёркиваем, - отметил Сергей Лавров, - что не требуем ничего, кроме как выполнения тех рекомендаций, которые сделаны по линии профильных международных структур таких, как ОБСЕ,  Совет Европы, Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации. Не может быть приемлемо, когда сотни тысяч людей  называются негражданами. Для Евросоюза это просто стыдно в своих рядах иметь такую категорию лиц. Лиц, которые, по сути дела, поражены в правах. Мы никогда эту позицию не изменим», - подчеркнул министр иностранных дел.

Версия для печати