ГЛАВНАЯ > История без купюр

Казнь Емельяна Пугачева

13:05 21.01.2026 • Петр Журавлев, журналист-международник

Емельян Иванович Пугачев, участник Семилетней и русско-турецкой войн, герой взятия Бендер, в буквальном смысле поставил на уши всю империю.

Не получивший пенсии по болезни казак, обиженный на государственную бюрократию, нашел способ заработка, выдавая себя за «чудесно спасшегося» царя Петра III. Пугачев поднял восстание яицких (уральских) казаков, которое очень быстро превратилось в крупное крестьянское восстание, пожалуй, самое большое в истории дореволюционной России.

Бунт, начавшийся в сентябре 1773 года, быстро охватил весь Оренбургский край, Урал, Прикамье, Башкирию, часть Западной Сибири, Среднее Поволжье. Восставшие осадили Оренбург, Яицкий городок, Уфу, овладели множеством городков, крепостей и заводов.

Грабежи, убийства, изнасилования были обычной практикой восставших. Огромный ущерб был нанесен металлургической и горнорудной промышленности — многие предприятия, разоренные пугачевцами, затем долгие годы пребывали в запустении.

В июле 1774 года, когда многим казалось, что восстание пошло на спад, Пугачев провозгласил указ о вольности крепостных крестьян. Этот шаг впечатлил даже саму императрицу Екатерину II — новость о «воле» увеличила число восставших почти до 1 млн человек.

25 августа 1774 года армия Пугачева потерпела сокрушительное поражение в бою у Солениковой ватаги. Если потери правительственного отряда под командованием полковника Ивана Михельсона составили 16 человек убитыми и 74 ранеными, то пугачевцы потеряли убитыми 2000 человек, а еще около 6000 либо были ранены, либо просто сбежали с поля боя. Бежал и сам предводитель восставших.

Но он не знал о уже сложившемся к этому времени в его отряде заговоре казацких полковников, решивших в обмен на заговорщика получить от правительства помилование.

В сентябре 1774 года Емельян Пугачев был передан властям некоторыми своими соратниками. Сначала он содержался под следствием в Яицком городке, где его лично допросил генерал-поручик А.В. Суворов. Первые допросы «императора» удивили следователей: Пугачев демонстрировал крепость духа и был предельно откровенен. Он заявил, что сам не ожидал такого притока людей к себе.

«Богу было угодно наказать Россию через мое окаянство», — заявил Пугачев на допросе. Можно догадаться, что почувствовала Екатерина, получившая материалы допроса: фактически дерзкий казак отхлестал ее по щекам, прямо намекая на то, что дело не в нем, Пугачеве, а в порядках, установленных в стране.

Затем Пугачева отправили в Симбирск. Здесь его вновь допрашивали в течение нескольких дней и впервые к нему применили пытки, в результате которых он оговорил себя и своих сподвижников (правда, позднее на следствии в Москве эти оговоры были опровергнуты). Допрос вели командующий карательными войсками граф П.И. Панин и начальник секретных комиссий генерал-майор П.С. Потемкин.

В начале ноября Пугачев был перевезен в Москву и помещен в подвале здания Монетного двора у Воскресенских ворот Китай-города. Вместе с ним для проведения генерального следствия были доставлены и все оставшиеся в живых плененные участники восстания. Следствие велось особой следственной комиссией Тайной экспедиции Сената, главными в составе которой были московский губернатор князь М.Н. Волконский, обер-секретарь Тайной экспедиции С.И. Шешковский и генерал-майор П.С. Потемкин.

Императрица Екатерина II живо интересовалась ходом следствия, указывая направления, в которых должны были вестись допросы. По окончании следствия она определила и состав суда, в который вошли 14 сенаторов, 11 «персон первых трех классов», 4 члена Синода и 6 президентов коллегий. Наблюдать за проведением процесса был назначен генерал-прокурор Вяземский. Первое заседание суда состоялось в декабре 1774 года в Тронном зале Кремлевского дворца.

После нескольких заседаний суд приговорил Пугачева к смертной казни: «Емельку Пугачёва четвертовать, голову воткнуть на кол, части тела разнести по четырём частям города и положить на колёса, а после на тех местах сжечь». Вместе с ним к четвертованию был приговорен и Афанасий Перфильев, а еще трое – М.Шигаев, Т.Подуров и В.Торнов – к повешению.

Казнь была назначена на 21 января 1775 года на Болотной площади в 11 часов утра. Ажиотаж оказался невероятным. И если массовый сход черни не удивил, то появление в большом количестве дам из дворянства, да еще и с детьми, чиновников потрясло.

Поездка Пугачева на «позорной повозке» к месту казни стала еще одним его триумфом. Собравшиеся во все глаза смотрели на того, кто потряс основы империи, и находили, что «душегуб и смутьян» имеет отнюдь не отталкивающую, а даже приятную внешность. «Император» кланялся окружающим по пути следования. Свидетели обращали внимание на его «сверкающие глаза», имевший магнетический эффект.

По рассказам современников (переданных, в частности, А.С. Пушкиным в его «Истории Пугачёва»), на казни бунтаря присутствовало очень много народу, стоял лютый мороз. По прочтении манифеста Пугачев, стоя на эшафоте, перекрестился на соборы, поклонился на все стороны и покаялся перед народом: «Прости, народ православный, отпусти мне в чём я согрубил пред тобою, прости, народ православный!»

Затем отрубленная палачом голова была показана народу и оказалась на спице, остальные части тела – на колесе. Перфильева казнили так же, других- Шигаева, Подурова и Торнова повесили.

Кстати, палач имел тайное указание от Екатерины II сократить мучения осужденных, поэтому Пугачеву с Перфильевым сначала отсекли головы, а лишь потом четвертовали. Их отрубленные члены разнесли по московским заставам и через день сожгли, и палачи развеяли пепел.

Так кончился мятеж, начатый горсткой непослушных казаков, но взволновавший страну от Сибири до Москвы и от Кубани до Муромских лесов. Окончательное спокойствие еще долго не водворялось. Панин и Суворов почти год усмиряли неспокойные губернии, утверждая в них ослабленное правление.

По завершении Пугачевского бунта, Екатерина II опубликовала манифест, в котором это восстание предавалось «вечному забвению и глубокому молчанию». Причем, желая истребить воспоминание об ужасной эпохе, она даже велела переименовать Яицкий городок в Уральск и реку Яик в Урал.

По материалам «Аргументы и Факты», портала Calend.ru

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати