ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Опера на сцене консерватории

11:33 25.12.2025 • Ольга Ивлиева, редактор журнала «Международная жизнь»

24 декабря в Малом зале Московской консерватории состоялось редкое слушание произведения Родиона Константиновича Щедрина «Боярыня Морозова». Оно приурочено к 350-летию со дня мученической кончины героини оперы.

Анонсирование этого неординарного действа еще задолго вызвало огромный интерес. Билеты были раскуплены вмиг. Начало исполнения чуть задержалось. Зрители все подходили и подходили. Наконец на сцену вышли, нет, еще не исполнители, а директор консерватории А.С.Соколов и Митрополит Московский и всея Руси, предстоятель Русской православной старообрядческой церкви Корнилий.

Глава старообрядческой церкви буквально в нескольких предложениях поднял целый пласт исторических событий XVII века, диаметрально противоположных: победа русского народа над смутой в начале столетия и новины верхушки государства - царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Именно в их обуреваемых гордыней душах нашли отклик посланцы западных религий (проходимцы с Запада, так дословно назвал их Корнилий). И полностью игнорируя принятое Стоглавым собором Русской Церкви в 1551 году положение, что тот, кто не крестится двоеперстием, будет проклят, Никон своими реформами раскалывает церковь, да и весь русский народ. «1666 год (не правда ли, что в самом написании года с тремя шестерками – есть что-то зловещее? – Авт.) – это год, когда русскую веру прокляли», - сказал Корнилий. Собор 1667 года пошел еще дальше, осудив противников реформы — старообрядцев, тех, кто не отрекся. 

Одна из самых ярких их представительниц – боярыня Морозова, богатейшая женщина России, кравчая (придворная) царя. Она не изменила своим убеждениям, как и ее сестра Урусова. По воле царя их арестовывают, истязают, готовят к казни, а потом ссылают в город Боровск, где они проводят несколько лет, голодные и холодные, в земляной яме, претерпевают муки мученические до самой смерти. «Боярыня Морозова – пример стойкости в вере», - сказал в заключение Корнилий. Но все же основой исторического экскурса была мысль, что предательство и поклонение Западу всегда заканчивается плохо для России.

А.С.Соколов во вступительном слове изложил историю создания Щедриным данного произведения. Он рассказал, что музыкант, дирижер Б.Г.Тевлин в 2006 году обратился к своему другу Р.К.Щедрину с предложением написать что-то новенькое. Это наложилось на давнишнее, в течение нескольких десятков лет, увлечение самим Щедриным досконально изучить исторический излом, каким являлся в той России церковный раскол - колоссальный и кровавый по мощи и силе. Представляя исполнителей оперы, А.Соколов поведал, что трое были юными артистами - участниками премьеры в том же, 2006 году. Так, Лариса Костюк (боярыня Морозова) теперь народная артистка, Михаил Давыдов – лауреат международных конкурсов, Кирилл Солдатов (труба). Дирижер нынешнего исполнения - Александр Соловьев, заслуженный деятель искусств, ученик Б.Тевлина. Многочисленный хор составили юные вокалисты.

Говоря об истории создания, сам композитор не раз с удовлетворением отмечал, что работа задалась сразу. Щедрин нашел нужную форму, и в течение нескольких месяцев появилась русская хоровая опера для четырех солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных. Автором либретто по мотивам «Жития протопопа Аввакума», его писем к Морозовой и ее сестре Урусовой и «Жития боярыни Морозовой и сестры ея княгини Урусовой и Марии Даниловой» стал сам композитор. Первое прослушивание оперы состоялась в Большом зале Московской консерватории.

В одном из интервью композитора спросили, правда ли, что главным героем поначалу должен был стать протопоп Аввакум?

Р.Щедрин подтвердил, что уже начинал писать страницы партитуры, в центре которой была именно история протопопа Аввакума, где фигурировал патриарх Никон, юродивые вокруг него. «А потом меня осенило, что это слишком статично будет. Все-таки когда в центре стоит такой сильный женский образ, как Морозова, да и сестра ее, это сразу придаст другую температуру всему замыслу - 39,9, а то все 40 градусов», - откровенно признавался композитор. Не менять веры своей, как сделала боярыня, - это нужно иметь колоссальную силу характера, души. Эта сила, по всей видимости, привлекла композитора сделать героиней оперы именно эту русскую женщину.

Что касается самого произведения, то оно написано тоже в русских традициях - как хоровая опера. Когда нет оркестра, только труба, литавры и ударные.

Но эти три музыканта - Кирилл Солдатов (труба), Андрей Винницкий (литавры) и Андрей Никитин (ударные) заменили целый оркестр. И играли так, что порой сотрясали стены консерватории. Чего стоят первые такты оперы – как гром среди неясного неба, потому как музыкальный фон был тревожным и даже суровым.

Противостояние двух персонажей – боярыни Морозовой и царя составляют основу оперы. Щедрин сгустил краски конфликта еще и тем, что включил в действие, кроме двух основных персонажей, и протопопа Аввакума. Он выступает не только как сторонник боярыни, но его образ перерастает в Пророка.

В 13 номерах оперы боярыня представлена в различных ипостасях – и воительницей, несгибаемой верующей и страдалицей и в то же время простой обычной женщиной, любящей своего сына и и оплакивающей его преждевременную смерть. В одном из номеров исполняющий его роль юный Савелий Родин поет дискантом. 

Так как это концертный вариант оперы, то все артисты не загримированы, не в театральных костюмах своих героев. Но тем не менее исполняемые ими партии как бы обязывают войти в плоть своих героев. Так, главная героиня – с гордой и величественной осанкой под стать боярыне – красавице с горящими глазами, если полагаться на записи в исторических источниках. Долгими аплодисментами благодарили ее зрители, среди которых наверняка были представители семей старообрядцев. Также тепло приветствовали и других исполнителей, и музыкантов, и хор, и конечно, дирижера. Нынешнее исполнение хоровой оперы не подвело ожидания зрителей встретиться с высоким искусством.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати