Лондон и Осло дали старт новому витку эскалации в арктическом регионе, долгое время слывшем зоной относительно низкого геополитического напряжения: министры обороны Великобритании Джон Хили и его норвежский коллега Торе О. Сандвик 4 декабря с помпой подписали «историческое» соглашение о военном сотрудничестве («Lunna House»), основную «начинку» которого составляют вопросы военно-морского взаимодействия и кооперации против активно раздуваемой «российской угрозы». Значение, которое стороны придают заключению нового внутринатовского военно-морского альянса, подчёркнуто одновременным визитом в Шотландию норвежского премьера Йонаса Гара Стёре, который на базе ВВС Лоссимут встретился с британским коллегой Киром Стармером. Обращают на себя внимание при этом издевательские по отношению к Москве параллели в наименовании соглашения: документ назван «Лунна-Хаус» в честь базы на Шетландских островах, которую использовало норвежское сопротивление во время войны против нацистов.
Туманный Альбион не скрывал свою инициативу (как, впрочем, и абсолютно эгоистический интерес) в этом вопросе, эксплуатируя антироссийскую подозрительность норвежцев и сопровождая подготовку подписания договора с Осло пропагандистскими выхлопами: Россия-де угрожает нашим подводным кабельным сетям и смеет следить за нашими подводными лодками! Так, в сентябрьском отчёте Комитет по стратегии национальной безопасности Соединённого Королевства бил тревогу: атаки на подводную инфраструктуру могут привести к «катастрофическим сбоям» в работе финансовых и коммуникационных систем, на которые полагаются британцы[i]. Показательно, что для обоснования масштабов «проблемы» Лондон не гнушался самым примитивным образом прибедняться. Наиболее характерной можно считать позицию первого лорда Адмиралтейства генерала Гуина Дженкикса: Великобритания близка к тому, чтобы уступить России доминирование в Северной Атлантике. «Преимущество, которым мы пользовались в Атлантике после окончания холодной войны, Второй мировой войны, находится под угрозой», – заявил он в интервью газете «The Times»[ii]. И добавил: «в Атлантике мы всё ещё впереди, но наше преимущество не так велико, как мне бы хотелось. Нас догоняют, и мы боремся за то, чтобы продолжать опережать россиян».
«Объединённый флот, состоящий по меньшей мере из 13 боевых кораблей, оснащённых автономными системами, будет следить за российскими подводными лодками и защищать критически важную инфраструктуру в Северной Атлантике», – говорится в пресс-релизе британского военного ведомства[iii]. Пакт о слежке бок о бок в северных водах британских и норвежских военно-морских сил в данном документе пафосно назван «беспрецедентным» и отражает, по словам Хили, принципиальную ставку на «жёсткую силу и прочные альянсы». Как уточнили в британском МО, соглашение подразумевает создание совместной военно-морской группировки противолодочных фрегатов компании BAE Systems, известных как класс T-26 City (восемь британских и как минимум пять норвежских), с возможностью эксплуатации пилотируемых или беспилотных вертолетов, а также оснащением дальнобойными ракетами «Stratus», способными поражать цели на суше.
Корабли будут патрулировать участок вод в районе т.н. Фареро-Исландского рубежа – между Гренландией, Исландией и Великобританией, «отслеживая военно-морскую активность России» и состояние подводных кабелей и трубопроводов, критически важных для британских сетей связи, электроснабжения и газоснабжения. ВМС обеих стран собираются действовать как единое целое – совместно используя ремонтные базы, технологии, оборудование и общие платформы обучения экипажей для создания взаимозаменяемых сил, способных быстро развертываться там, где это необходимо[iv]. Помимо патрульной миссии военно-морское ядро соглашения предусматривает регулярные учения (в т.ч. в арктических широтах) и разработку передового оборудования, характер и перечень которого не разглашаются. Взамен привлечения скандинавов для обеспечения интересов и безопасности Великобритании в Северной Атлантике обещано оперативное усиление Норвегии в кризисных и военных ситуациях.
Организаторами подписания подчёркивается, что новый документ опирается на «крупнейшую в истории Великобритании сделку по закупке военных кораблей». Действительно, ещё в сентябре этого года было заключено специальное двустороннее соглашение на сумму 10 млрд. фунтов стерлингов, призванное стать «значительным стимулом для британского судостроения и обеспечить более 4000 высококвалифицированных рабочих мест в Великобритании»[v] до 2030-х годов, в том числе более 2000 на верфях BAE Systems в Глазго, где будут строиться фрегаты. Стоимость первой партии таких фрегатов превысила 1,4 млрд. евро за единицу.
Но помимо этих прагматических резонов, подаваемых наряду с традиционной русофобией в оправдание стремительно растущих бюджетных ассигнований на военные нужды, немаловажную роль играют и соображения, касающиеся пошатнувшегося престижа Великобритании на мировой арене. Бальзамом на душу британского истеблишмента стали слова Стёре о том, что при принятии решения норвежское правительство взвесило два вопроса: «Кто является нашим наиболее стратегическим партнером? И кто поставляет лучшие фрегаты? <...> Ответ на оба вопроса — Великобритания»[vi]. Таким образом, англичане как бы еще и утёрли нос американским, германским и французским союзникам-конкурентам.
По задумкам официального Лондона, новый пакт с норвежцами органично вписывается в создаваемую сеть договорных отношений с ключевыми зарубежными партнёрами и «демонстрирует усиление позиций Великобритании в области европейской безопасности и, наряду с крупными соглашениями с Германией и Францией, показывает, как правительство восстанавливает тесные альянсы, необходимые для обеспечения безопасности страны во всё более опасном мире». Впрочем, интенсификацию такой «сепаратной» активности можно скорее трактовать как всё более настойчивые попытки преодолеть провисание громоздкой конструкции Североатлантического Альянса в целом.
Фигурой умолчания в ведомственных пресс-релизах и политических речах как британских хозяев, так и норвежских гостей стали Соединённые Штаты Америки. Наступательная риторика президента Дональда Трампа в отношении союзницы по НАТО Дании применительно к будущему принадлежности Гренландии после первоначальной оторопи вызывает в Копенгагене нарастающий отпор. Как отмечает датское издание «Berlingske», в опубликованном 10 декабря годовом отчёте местной службы военной разведки, США впервые включены в качестве негативного источника в картину угроз этой стране, в которой ранее сгущались краски только в отношении России и Китая[vii]. В документе указывается, что «Соединённые Штаты используют экономическую мощь в форме угроз введения высоких пошлин для навязывания своей воли и больше не исключают применения военной силы даже в отношении союзников <...>, существует неопределённость в отношении роли Соединённых Штатов как гаранта безопасности Европы».
Однако сугубо фрегатами пакт «Lunna House» не ограничивается. Это обязывающее соглашение знаменует расширение британской роли в оборонном секторе Норвегии в целом, увеличение присутствия там Королевской морской пехоты Великобритании (предусмотрена подготовка элитных частей для ведения боевых действий в условиях низких температур), углубление сотрудничества в области использования торпед «Sting Ray» британского производства, внедрение автономных систем НАТО на Крайнем Севере, также возможность хранения в Заполярье английских боеприпасов. Однако норвежский кейс, при всей ставке на двусторонние соглашения, на самом деле является частью широкой программы «освоения» Лондоном Скандинавии и Финляндии, проникновения британской военной силы в приграничные с Россией районы.
Двусторонний альянс вписывается и в объявленную 8 декабря британским правительством программу модернизации военно-морских сил «Атлантический бастион», направленную опять же на противодействие России. Проект предусматривает создание единой цифровой системы, объединяющей корабли, подводные лодки, самолёты и беспилотные аппараты с использованием технологий искусственного интеллекта – «высокоразвитых гибридных сил для защиты подводных кабелей и трубопроводов»[viii].
Дело, конечно, не в британском опасении потерять полный контроль над окрестными морскими просторами и даже не только в схватке за Арктику и военно-морском обеспечении оспаривания её секторального деления (на чём настаивает Москва), сколько в максимальном вовлечении партнёров в тотальное противостояние с Россией с целью остро желаемого нанесения нашему государству «стратегического поражения». Кир Стармер на встрече со Стёре подчеркнул, что Норвегия является «абсолютно важным членом коалиции желающих». Об этом свидетельствует и красноречивый политический жест: сразу же после торжественного подписания Хили и Сандвиком военного пакта в Лондоне на Даунинг-стрит, 10, они посетили штаб-квартиру «Коалиции по развитию морских возможностей» в Портсмуте, которая является ни чем иным, как «совместной инициативой, направленной на предоставление жизненно важной подготовки, оборудования и инфраструктуры для укрепления морских операций Украины и повышения ее способности действовать в море». И вряд ли высокий норвежский гость не понимает, что подобные операции под фактическим британским командованием на практике носят откровенно террористический характер и всё чаще затрагивают гражданские морские суда…
Британские потуги, разумеется, не остались незамеченными в российских военных и дипломатических кругах. Так, 6 декабря Посол России в Норвегии Н.В. Корчунов выступил с комментарием для РИА Новости, в котором обрисовал негативные тенденции, вызывающие у Москвы обоснованную обеспокоенность и вынуждающие принимать все необходимые меры для обеспечения национальной безопасности:
«Мы неоднократно указывали на то, что направленные против России военные приготовления Норвегии, Великобритании и других стран НАТО на «северном фланге» создают угрозы нацбезопасности нашей страны, дестабилизируют Арктику и повышают вероятность опасных инцидентов, как непреднамеренного, так и провокационного характера. Очевидно, что интенсивная милитаризация северных регионов Норвегии и интернационализация военной деятельности в Артике не приведут к укреплению безопасности, а напротив, станут факторам роста военно-политической напряжённости и эскалации. Западные страны цинично продвигают ложные нарративы о якобы растущей «китайской угрозе» в Арктике, но в реальности из всех неарктических государств именно внерегиональные страны-члены НАТО и, прежде всего, Великобритания привносят наибольшую напряжённость в высокие широты, поскольку не демонстрируют военной сдержанности и рассматривают Крайний Север в качестве потенциального театра военных действий»[ix].
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[i] UK and Norway sign defence pact to hunt Russian submarines https/www.independent.co.uk/news/uk/home-news/keir-starmer-john-healey-norway-nato-moscow-b2877994.html
[ii] Britain on brink of losing Atlantic to Russia, navy chief warns https://www.thetimes.com/uk/defence/article/atlantic-russia-news-6ls8m3fkn
[iii] UK and Norway to operate together to counter Russian undersea threat through major new defence agreement https://www.gov.uk/government/news/uk-and-norway-to-operate-together-to-counter-russian-undersea-threat-through-major-new-defence-agreement
[iv] Norway picks UK’s Type 26 as next-generation frigate https://ukdefencejournal.org.uk/norway-picks-uks-type-26-as-next-generation-frigate/
[v] UK and Norway to operate together to counter Russian undersea threat through major new defence agreement https://www.gov.uk/government/news/uk-and-norway-to-operate-together-to-counter-russian-undersea-threat-through-major-new-defence-agreement
[vi] Norway selects British-made frigates for its navy https://economictimes.indiatimes.com/news/defence/norway-selects-british-made-frigates-for-its-navy/articleshow/123614254.cms?from=mdr
[vii] Nu dukker USA op i Danmarks vigtigste trusselsvurdering: »Vi balancerer mellem to poler,« erkender FE-chef https://www.berlingske.dk/internationalt/nu-dukker-usa-op-i-danmarks-vigtigste-trusselsvurdering-vi-balancerer-mellem-to-poler-erkender-fe-chef
[viii] UK unveils new undersea warfare technology to counter threat from Russia https://www.gov.uk/government/news/uk-unveils-new-undersea-warfare-technology-to-counter-threat-from-russia
[ix] Россия обеспокоена наращиванием присутствия НАТО в Арктике, заявил посол https://ria.ru/20251206/rossija-2060261899.html
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

11:26 18.12.2025 •
























