Ровно 30 лет назад – 14 декабря 1995 года – в Париже было подписано Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине, остановившее разрушительный вооруженный конфликт. Ранее оно было парафировано в Дейтоне (штат Огайо, США), поэтому все знают его как Дейтонское соглашение.
По сей день эхо братоубийственной междоусобицы откликается болью в сердцах тех, кто потерял своих близких, свой семейный очаг. Война унесла свыше 100 тысяч жизней, вынудила более двух миллионов человек покинуть свои дома. Скорбим о многочисленных жертвах – вне зависимости от их национальной, этнической или религиозной принадлежности. О трагическом прошлом напоминает и сохраняющаяся напряженность в межнациональных и межконфессиональных отношениях. Значительная часть территории Боснии и Герцеговины (БиГ) до сих пор заминирована, и невинные люди продолжают гибнуть.
Дейтонское соглашение не стало панацеей от всех бед и противоречий, захлестнувших боснийское общество сразу после распада федеративной Югославии. Его главная заслуга в том, что оно прекратило кровопролитие, позволило вернуться к мирной жизни.
При этом Дейтон стал итогом как кропотливых посреднических усилий международного сообщества, так и трудных, волевых компромиссов лидеров конфликтовавших сторон. Пойдя на серьезные уступки, они получили взамен несравнимо большее – мир и надежду на благополучное будущее. Именно в таком подходе, который предполагает необходимость достижения взаимоприемлемых консенсусных развязок, заключается «дух Дейтона».
В соглашении, заложившем фундамент государственного устройства БиГ, зафиксированы краеугольные принципы равноправия трех государствообразующих народов (бошняков, сербов и хорватов) и двух энтитетов – Республики Сербской (РС) и Федерации БиГ, наделенных самыми широкими конституционными полномочиями. Четко разграничены сферы компетенции между различными уровнями власти, закреплена автономия энтитетов в выраженно децентрализованной административно-институциональной архитектуре страны. Выверенная система сдержек и противовесов, предполагающая принятие важных общегосударственных решений исключительно на базе консенсуса и компромисса трех боснийских сторон, остается основой их мирного сосуществования.
Российская Федерация, засвидетельствовав подписание Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине, стала одним из его международных гарантов, призванных отстаивать дейтонские постулаты.
Партнерами по обеспечению выполнения Дейтона и продвижению постконфликтного урегулирования выступили тогда ведущие западные страны. Однако они, ведомые корыстными интересами, практически сразу взяли курс на слом дейтонской конструкции. Яростное сопротивление в западных столицах вызвало стремление Республики Сербской последовательно защищать свои законные права и особый автономный статус своего энтитета, а также противостоять планам по втягиванию Боснии и Герцеговины в НАТО вопреки воле ее народов. При этом столица РС Баня-Лука задействовала – и задействует – исключительно инструменты, предусмотренные Мирным соглашением. Запад же развернул против сербов эшелонированную кампанию. Ставка сделана на переформатирование страны посредством ее унитаризации через лишение сербов и хорватов дейтонских прав.
Под предлогом якобы обеспечения функциональности госаппарата Боснии и Герцеговины навязывается так называемая гражданская концепция, призванная размыть идентичность государствообразующих народов. Реальная же цель – создать такие условия, при которых политэлиты лишь одного из трех народов БиГ могли бы беспрепятственно реализовывать диктуемую извне повестку дня в ущерб интересам других боснийских сторон. Подобные авантюры имеют самую негативную проекцию на ситуацию в регионе. Вспомним, что в свое время именно одностороннее объявление властями Республики Боснии и Герцеговины независимости от Югославии – в обход мнения боснийских сербов – положило начало гражданской войне.
Одним из главных источников нестабильности в Боснии и Герцеговине стал институт высокого представителя. Задуманный как вспомогательный механизм международного надзора за гражданскими аспектами урегулирования, он постепенно превратился в марионеточную структуру, позволяющую западным кукловодам практически неограниченно вмешиваться во внутренние дела БиГ. Вместо своей прямой дейтонской функции – содействия диалогу между боснийскими сторонами – высокие представители – все как один представляющие западное сообщество – вершат правовое насилие над суверенной страной. Намеренно провоцируют внутриполитическую турбулентность, дабы оправдывать этим необходимость сохранения протектората над БиГ. При этом ответственность за кризисное положение дел бездоказательно перекладывается на Республику Сербскую.
Маски были окончательно сброшены после келейного «назначения» на должность высокого представителя отставного немецкого политика К.Шмидта – даже без попыток соблюсти хотя бы видимость законности, наперекор всем процедурам. Вполне в духе пресловутого «порядка, основанного на правилах». Юридически ничтожные «постановления» самозваного «высокого представителя», не имеющего мандата Совета Безопасности ООН, противоречат демократическим началам, наносят неустранимый ущерб внутрибоснийскому диалогу.
Нет сомнений, что первоочередным шагом к нормализации в Боснии и Герцеговине является безотлагательное и безусловное закрытие аппарата высокого представителя. Это было очевидно еще 20 лет назад – соответствующее принципиальное решение было принято международным сообществом в 2006 году. Само по себе наличие в XXI веке подобного колониального инструмента в суверенном государстве-члене ООН представляется немыслимым. Для народов БиГ давно настало время обрести истинный суверенитет и независимость, самим определять свое будущее, судьбу своего государства. Западники всеми силами противодействуют упразднению внешнего управления.
Кроме того, стараясь обойти ключевую роль Совета Безопасности ООН в стабилизационных процессах в Боснии и Герцеговине, Запад неустанно предпринимает попытки «приватизировать» проблематику урегулирования, сформировать альтернативные СБ ООН форматы «наблюдения» за обстановкой, в которых не звучал бы голос несогласных.
Происходящее в Боснии и Герцеговине, как известно, далеко не единственный пример пренебрежения международным правом. В этом ряду – срыв киевским режимом и его европейскими кураторами в лице Берлина и Парижа реализации Минского «Комплекса мер», одобренного Советом Безопасности ООН.
Долгие годы западные покровители Приштины игнорируют положения базовой для косовского урегулирования резолюции СБ ООН 1244, гарантирующей территориальную целостность Сербии. Признав односторонне провозглашенную «независимость» края, они продолжают поощрять чинимый приштинской «верхушкой» сербофобский беспредел, включая шаги по формированию незаконной косовоалбанской «армии». Инициируют создание военных альянсов, в которых Приштина участвует наравне с суверенными государствами. Налицо опасные тенденции наращивания военного потенциала и изменения баланса сил на Балканах. Видим в этом и прямое нарушение дейтонских договоренностей, прежде всего, закрепленных в приложениях 1-А «О военных аспектах мирного урегулирования» и 1-В «О стабилизации в регионе».
Убеждены, что только на международно-правовой – дейтонской – платформе можно достичь прочного межнационального примирения в Боснии и Герцеговине, обеспечить стабильность на Балканах в целом. Какие-либо изменения Дейтона могут осуществляться только на основе консенсусных решений, самостоятельно принятых всеми народами Боснии и Герцеговины – в ходе взаимоуважительного диалога, без внешнего вмешательства и строго в соответствии с установленными конституционными процедурами.
Россия – постоянный член Совета Безопасности ООН и ответственный участник боснийского урегулирования – принципиально и последовательно выступает в поддержку Дейтонского соглашения и его краеугольных принципов равноправия трех государствообразующих народов и двух энтитетов с широкими практическими полномочиями. Призываем к этому и международное сообщество, и сами боснийские стороны – в интересах успешного и устойчивого развития Боснии и Герцеговины, обоих ее энтитетов, процветания и благополучия всех граждан страны и надежной безопасности на Балканах.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

02:46 14.12.2025 •
























