ГЛАВНАЯ > Актуальное интервью

Кто и как продвигает российский несырьевой экспорт в Индию

13:43 12.12.2025 • Александр Гасюк, Собственный корреспондент «Российской газеты» в Индии. Специально для журнала «Международная жизнь»

Россия и Индия последовательно наращивают торгово-экономическое сотрудничество, а взаимный товарооборот между двумя странами по итогам 2024 финансового года составил 68,7 миллиардов долларов. Заявленная Москвой и Нью-Дели цель – довести этот показатель до 100 миллиардов долларов к 2030 году. Хотя большая часть взаимной торговли сегодня приходится на экспорт-импорт российских углеводородов, между двумя странами последовательно растет доля поставок несырьевой продукции.

Как российский бизнес, включая малые и средние компании, заходит на необъятный рынок густонаселенной Индии? Какие ниши в южноазиатской республике с населением в 1,44 миллиарда человек являются привлекательными для российских товаров? С какими сложностями и особенностями работы в Индии сталкиваются наши предприниматели? Почему тарифное давление США на Нью-Дели лишь подталкивает индийцев к торговле с Россией?

Об всем этом и не только «Международной жизни» рассказал руководитель индийского представительства «Российского экспортного центра» (РЭЦ) Мамед Ахмедов, в задачи которого вменено продвижение отечественных несырьевых товаров и услуг в Индии, а также общая поддержка нашего бизнеса в этой стране.

«Индийский офис» РЭЦ – российского государственного института поддержки несырьевого экспорта – находится в Мумбаи. Выбор локации очевиден: этот огромный мегаполис является настоящим финансово-экономическим мотором Индии и вместе с промышленно развитым штатом Махараштра генерирует почти 15 процентов от ВВП южноазиатской республики или 600 миллиардов долларов США.

Александр Гасюк: Экономические отношения России и Индии динамично развиваются. Понятно, что для нас быстро растущая Индия открывает огромные внешнеэкономические возможности. А как в Дели смотрят на торгово-экономические отношения с нашей страной?

Мамед Ахмедов: Для Индии Россия является стратегическим партнёром. В прямом смысле этого слова. И для того, чтобы в этом убедиться достаточно посмотреть на открытую статистику индийского министерства торговли и промышленности. Согласно ей, сегодня наша страна является четвертым в списке внешнеторговым партнером Дели и вторым в списке поставщиков. Замечу, что до 2022 года России не было даже в десятке внешнеторговых партеров Индии.

Еще несколько цифр для наглядного понимания достигнутого в последние годы прогресса. В 2021 году наш двусторонний торговый оборот составлял около 13 миллиардов долларов, а по итогам прошлого года почти 70 миллиардов. Рост говорит сам за себя, даже при том понимании, что его существенную долю составил традиционный российский сырьевой экспорт. Но наряду с этим мы поставляем в Индию огромное количество удобрений, различных пищевых масел, продуктов питания и не только.

Александр Гасюк: О присутствии в Индии крупных государственных российских госкорпораций и госкомпаний – от «Росатома», «Роснефти» до «Ростеха» - хорошо известно. А как обстоят дела с перспективами выхода частного среднего и малого российского бизнеса на растущий индийский рынок?

Мамед Ахмедов: Сегодня в Индии уже работает целый ряд российских частных компаний в сфере строительства, энергетики, машиностроения, горно-шахтного оборудования и других областях. Радует, что их количество продолжает расти с каждым годом. Причины очевидны. Во-первых, чтобы добиться здесь успеха, нужно физически присутствовать на индийском рынке, а для реализации продукции и услуг необходимо участвовать в проводимых здесь государственных тендерах и обеспечить частичную или полную локализацию. Сделать этом можно путем открытия в Индии представительства либо обращения в местные консалтинговые компании. Наконец, Индия стабильно демонстрирует впечатляющие темпы роста экономики, что привлекает в южноазиатскую республику иностранных инвесторов. Так, по итогам 2023 года рост реального ВВП Индии составил 8,2–8,5 % (в зависимости от методологии расчёта – финансовый или календарный год). В 2024 году, по предварительным оценкам, экономика выросла ещё на 6,5 %. Это подтверждает позицию Индии как пятой экономики мира по номинальному ВВП и третьей по ВВП по паритету покупательной способности (ППС). Кроме того, Индия — одна из самых молодых стран мира, со средним возрастом населения около 29 лет. Уже сегодня свыше 500 миллионов человек составляют средний класс, а общее население превышает 1,44 миллиарда, что делает внутренний рынок страны по-настоящему стратегическим с точки зрения потребления и роста спроса.

Александр Гасюк: А если конкретнее: можете поименно назвать в какие сектора индийской экономики, помимо энергетики, уже зашли российские игроки?

Мамед Ахмедов: Сегодня российские компании представлены во многих ключевых отраслях. Так, они уже активно работают в энергетике, секторе IT и цифровых технологий, машиностроении и транспорте, металлургии, химии. Занимаются светотехникой и стройматериалами, а также представлены в индийском финансовом секторе. Могу сказать, что российские компании участвуют в индийских гостендерах, выигрывают и реализуют в стране крупные проекты, в том числе в сферах железных дорог и строительства. 

Александр Гасюк: Каким образом РЭЦ поддерживает российский экспорт в Индию. Есть ли чем похвастаться на этом направлении?

Мамед Ахмедов: Будучи российским государственным институтом по развитию несырьевого и неэнергетического экспорта, сегодня группа «Российского экспортного центра» активно развивает сотрудничество с Индией, оказывает широкую финансовую и нефинансовую поддержку отечественному бизнесу. Скажу честно, сегодня Индия — это одно из наших приоритетных направлений из 17 иностранных государств, где на текущий момент представлен РЭЦ. Вообще же мы присутствуем в Индии с 2018 года, участвуем в ключевых проектах на территории страны, оказываем комплексную поддержку российскому бизнесу и работаем напрямую как с нашими экспортёрами, так и с индийскими партнёрами.

Об объемах этой работы судите сами. Только в 2024 году инструментами поддержки Группы РЭЦ в работе с Индией воспользовалась 951 российская компания, а объём поддержанных нами экспортных сделок составил свыше 1,087 миллиарда долларов США. За 9 месяцев 2025 года поддержку получили уже 928 компаний, а объём сопровождаемых сделок превысил 491,9 миллиона долларов. Если говорить о секторах, то по большей части наша поддержка пришлась на агропромышленный комплекс (270 миллионов), металлургию (109,1), лесопромышленный комплекс (34,6), машиностроение (32,9) и химическую промышленность (22,1).

Александр Гасюк: Как на практике вы помогаете предпринимателям?

Мамед Ахмедов: Наша работа — это улица с двусторонним движением. У нас есть запросы как от нашего бизнеса на поиск иностранных покупателей и сопровождение переговорного процесса в онлайне и офлайне, так и запросы от индийских компаний, которые ищут российских поставщиков.

Кроме того, мы организуем бизнес-миссии в Индию, создаем здесь наши страновые стенды и национальные павильоны под брендом «Сделано в России». В нашу страну мы также привозим индийский бизнес. Например, в минувшем сентябре организовали миссию в нашу страну представителей крупнейших местных компаний-импортеров пищевых масел, в ходе которой провели около пятиста B2B (бизнес с бизнесом) встреч. Активно взаимодействуем с индийским деловыми ассоциациями и отраслевыми объединениями, экспортными советами при Минторгпроме Индии.

Замечу, что очень важную роль играет и входящий в нашу группу «Росэксимбанк» – государственный банк, оказывающий финансовую поддержку нашим экспортерам, а также инструмент по страхованию экспортных внешнеэкономических сделок ЭКСАР. 

Александр Гасюк: Вы упомянули продвигаемый бренд «Сделано в России». Что сегодня можно найти на полках индийских магазинов с такой маркировкой?

Мамед Ахмедов: В индийском ритейле на сегодняшний день представлено крайне мало российских компаний, что обусловлено высокими ввозными пошлинами. Любая импортная продукция, оказавшись на полках здешних магазинов, становится весьма дорогой для рядового индийского потребителя. Поэтому мы и разъясняем заинтересованному в выходе на рынок Индии российскому бизнесу необходимость хотя бы частичной локализации или качественного маркетинга. Знаю, что некоторые наши производители всерьез задумываются об этом.

Вскоре РЭЦ откроет в Индии наш национальный павильон, где российские компании смогут выставлять свою продукцию. Речь о широкой номенклатуре – от продуктов питания и ликероводочной продукции до косметики и медицинского оборудования. Это будет очень удобно для обеих сторон, поскольку индийцы смогут на месте знакомиться с нашими товарами и в случае заинтересованности здесь же подписывать контракты.

Александр Гасюк: Если говорить о последних историях успеха нашего бизнеса в Индии, чтобы бы вы упомянули в первую очередь?

Мамед Ахмедов: Если говорить об успешных примерах, то один из самых ярких кейсов — это деятельность российской компании «Трансмашхолдинг» (ТМХ) в Индии. Благодаря своему международному опыту и высокой инженерной экспертизе, ТМХ выиграл тендер на реализацию одного из крупнейших в истории высокотехнологичных проектов индийских железных дорог в сегменте пассажирских перевозок. Речь идет о производстве и обслуживании современных поездов формата sleeper (со спальными вагонами) для флагманской программы Vande Bharat. Этот проект реализуется совместно с индийским партнёром — государственной компанией Rail Vikas Nigam Limited (RVNL). В рамках контракта предусмотрено создание совместного предприятия, локализация производственных процессов в Индии, а также длительное обслуживание подвижного состава. Важно отметить, что Группа РЭЦ оказала поддержку в реализации этого проекта, предоставив банковские гарантии, необходимые для заключения контракта.

Александр Гасюк: С чем вы связываете перспективы наращивания российского несырьевого экспорта в Индию?

Мамед Ахмедов: Перспективным направлением роста экспорта в самую густонаселенную страну мира безусловно является агроэкспорт. Кроме того, пользоваться спросом будет продукция лесопромышленного комплекса и горношахтное оборудование. Перспективы имеют участие в строительных проектах и сооружении дорожной инфраструктуры, а также туннелей, метро. Российские экспертизы в области геологоразведки и транспортных решений, включая развитие внутренних водных путей Индии, в том числе на реках Брахмапутра и Ганга, также востребовано. Очистка вод и переработка твердых отходов также актуальны, а ниша для применения соответствующих отечественных решений и технологий огромная. Во всех перечисленных областях компетенции наших компаний являются преимуществом.

Есть и ещё одна ниша - готовые продукты питания. Правда, здесь необходимо подумать о частичной или полной локализации производства в Индии, поскольку Дели устанавливает заградительные ввозные пошлины на готовую продукцию. Либо же придется вкладываться в маркетинг и создавать собственный и легко узнаваемый индийцами бренд. Здесь же есть перспективы у нашей ликероводочной продукции, поскольку русская водка – это мировой бренд. Аналогичные возможности открываются и для нашей бутилированной минеральной воды.

Александр Гасюк: Перспективы ясны. С какими сложностями и проблемами сталкиваются наши предприниматели в своеобразной Индии с весьма самобытной культурой и традициями?

Мамед Ахмедов: Действительно, наши компании не всегда обладают актуальными знаниями об Индии. Зачастую они не до конца информированы о состоянии местного рынка и ошибочно полагают, что он нуждается в любой продукции, невзирая на его специфику. Мне, например, попадались компании, которые хотели предложить местному потребителю лапшу быстрого приготовления со вкусом говядины.

Как раз для того, чтобы этого не было мы организуем наши бизнес-миссии и консультации, рассказываем об особенностях индийского рынка.

Александр Гасюк: Как сегодня обстоят дела с логистикой и финансовыми расчетами? Еще некоторое время назад была информация о зависших на счетах миллиардах рупий…

Мамед Ахмедов: Проблемы с транспортировкой и проведением платежей, которые наблюдались ранее, успешно решены. Сегодня из всех основных портов России осуществляется мультимодальный сервис в порты Индии. Вопрос взаиморасчётов также практически решен. В Индии функционируют полноценные представительства крупных российских банков и они проводят платежи день в день. Кроме того, есть возможность использовать специальные востро-счета в индийских банках и осуществлять через них оплату по контрактам.

Александр Гасюк: В конце лета минувшего года США ввели против значительной доли экспорта из Индии дополнительные пошлины в 50 процентов в качестве «наказания» за покупки Дели нефти у России. После этого многие индийские экспортёры начали диверсифицировать свои стратегии и искать новые рынки. Воспользовался ли РЭЦ этой возможностью?

Мамед Ахмедов: Действительно, мы наблюдаем рост интереса индийских поставщиков продуктов и услуг к российскому рынку. После введения тарифов со стороны США они стали чаще к нам обращаться. И мы, разумеется используем эту конъюнктуру в рамках поиска поставщиков по запросам российских компаний.

При этом, пока индийское бизнес проникновение на российский рынок носит ограниченный характер. Объёмы индийского экспорта к нам сравнительно не большие, но Индия заинтересована в наращивании своего товарооборота с Россией.

Александр Гасюк: Какая продукция из Индии имеет перспективы на российском рынке?

Мамед Ахмедов: Если рассматривать Индию как экспортёра в Россию, то я бы упомянул индийские IT‑продукты и цифровые решении, готовые продукты питания и специи, фрукты, овощи, морепродукты, мясо буйвола, кофе и чай, текстиль и ковры. Также в Индии имеется отличная и качественная косметика и уходовая продукция. Возможны поставки бытовой техники, промышленного оборудования и электроники. Наконец, трудовая миграция из Индии – это очень перспективное направление совместной работы.

Александр Гасюк: В ваших контактах с индийскими партнерами ощущаете ли опасения с их стороны из-за возможных западных санкций в случае сотрудничества с Россией?

Мамед Ахмедов: Нет, боязни санкций со стороны индийских микро, малых и средних предприятий – наших основных партнеров – мы не наблюдаем. Определённые опасения на этот счет могут быть у крупного бизнеса в Индии. Но даже крупные индийские корпорации не только продолжают взаимодействие с Россией, но и ведут деятельность в рамках совместных предприятий.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати