Группа БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) расширяется: новым членом этой группы становится Южно-Африканской Республика (ЮАР). 24 декабря Министр иностранных дел КНР Ян Цзечи объявил, что БРИК одобрил полноправное членство ЮАР в группе, и президент ЮАР Джейкоб Зума будет приглашен на саммит БРИК, который состоится в 2011г. в Пекине. Судя по имеющимся данным, расширившаяся организация получит новую аббревиатуру - название – БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и С в конце от английского названия ЮАР – South Africa).
Незадолго до этого Россия и Индия совместно выступили за подключение ЮАР к деятельности объединения БРИК в 2011 году. В заявлении, принятом в Дели по итогам российско-индийской встречи на высшем уровне, указывалось, что «стороны одобрили идею подключения ЮАР к деятельности БРИК в 2011 году». До этого ЮАР уже заручилась поддержкой Бразилии.
Министр международных отношений и сотрудничества ЮАР Маите Нкоана-Машабане торжественно объявила, что ее страна принята в БРИК. «По мнению ЮАР,- отметила министр, - БРИКС сможет сыграть решающую роль в усилении влияния развивающихся стран на меняющуюся глобальную политическую, экономическую и финансовую архитектуру. Она призвана стать более справедливой и сбалансированной. БРИКС объединяет самые энергично развивающиеся государства планеты на фоне экономического упадка в Америке и Европе».
Вступление ЮАР в БРИК – это, безусловно, большой успех дипломатии этой страны. Ведь еще недавно существовали сомнения по вопросу о необходимости расширения БРИК. Но в результате переговоров по данному вопросу, кульминацией которых явилось турне Президента ЮАР Джейкоба Зумы по столицам государств БРИК этой осенью, сомнения удалось снять. А еще раньше, в декабре 2009 года, ЮАР подписала соглашение с БРИК о 20-процентном сокращении пошлинных сборов на ввоз продукции, составляющей 70% товарооборота с Россией, Индией, Бразилией и Китаем. По данным ООН, в результате этого договора товарооборот ЮАР с БРИК может вырасти до 8 млрд. долл.
Не последнюю роль в успехе присоединения сыграло участие ЮАР вместе с Индией и Бразилией в трехстороннем союзе - ИБЮА. ИБЮА – организация с почти такой же конфигурацией, что и БРИК, намного старше БРИК. Она была сформирована еще в 2003 году, когда три успешные развивающиеся страны решили создать свое объединение в противовес "большой восьмерке". По их мнению, политическое сближение, а также объединение усилий Индии, Бразилии и ЮАР в торговле, здравоохранении, энергетике и транспорте способны дать адекватный ответ попыткам «большой восьмерки» навязывать свою финансовую и экономическую политику развивающемуся миру. Первый трехсторонний саммит ИБЮА состоялся в 2006 году в Бразилии. Тем самым присоединение ЮАР к БРИК вносит некое политическое «послевкусие» давно идущего противоборства развитых и развивающихся государств, включающее также отрицательное отношение к идее координации политики наиболее развитых государств мира и ряд трендов мирового «анти» - в основном, антиамериканизма.
Конечно, присоединение ЮАР увеличивает возможности БРИК в целом и конкретно России, КНР, Индии и Бразилии в Африке – в этом громадном рынке сбыта с населением свыше одного миллиарда человек. «В Африке растет оптимизм, усиливается мнение о необходимости включения континента в основной поток развития мировой экономики, – считает президент ЮАР. – Африканцы наводят порядок в своем доме: укрепляют мир и стабильность, налаживают управление». Со счетов нельзя сбрасывать авторитет и уважение, которыми пользуется ЮАР в африканских государствах, ее большую вовлеченность в африканскую проблематику, включая присутствие в ряде горячих точек ее миротворческих сил. Нельзя также не учитывать значительный позитивный опыт взаимодействия ЮАР с мировыми универсальными организациями. Добавление «С» определенно даст возможность странам БРИК более активно работать в Африке.
Южная Африка сегодня вырабатывает треть ВВП всей Африки южнее Сахары - 286 миллиардов долларов. С другой стороны, экономика ЮАР не такая уж мощная по сравнению с БРИК и составляет менее 25% от российского ВВП. Крупнейшей экономикой в БРИК обладает, конечно, КНР ($5,7 трлн.), далее идет Бразилия ($2 трлн.), затем Индия ($1,5 трлн.) и где-то совсем рядом с Индией – Россия, занимавшая до кризиса 3-е место. И здесь, как считают многие эксперты, постановка ЮАР в один ряд с Китаем и Индией и Россией несколько притянута.
В то же время, ЮАР даже превосходит некоторые страны БРИК по ряду экономических показателей: её ВВП на душу населения за 2009 год составил 10300 долл. (у Бразилии он равняется 10100 долларов, у Китая - 6600 долларов, у Индии – 3100). Кроме того, по информации журнала «Forbes», ЮАР занимает 39-е место в списке самых удобных для ведения бизнеса стран.
Упрощать процессы, связанные с конкретным присоединением ЮАР к группе БРИК не следует – разнятся геополитические подходы, военные доктрины, экономические подходы, стратегии развития общества, велики и культурно-цивилизационные различия.
На сегодняшний день можно выделить ряд тем, которым уделяется наибольшее внимание в БРИК и достижение консенсуса по которым повлияет на успешность БРИКС как организации новой внешнеполитической геометрии. Прежде всего, это вопросы создания самого механизма нового формата, новой мировой системы финансовых отношений, взаимодействия в сфере охраны окружающей среды, проблем изменения климата, энергетической безопасности, развития совместных модернизационных проектов и проведения совместных научных исследований, развития торговых и промышленных связей.
Практика БРИК показала, что организации новой внешнеполитической геометрии позволяют формировать общие подходы к решению международных проблем, но требуют особо четкой последовательности в проведении принятых решений. Исключительно важным для нарождающегося формата БРИКС будет необходимость тщательно выбирать и прорабатывать повестку дня. Будущее БРИКС будет определено конкретными политическими задачами и реализуемостью этих поставленных задач. Политические амбиции для организации БРИКС – смертельно вредны.
Хотелось бы надеется, что новый вариант международного формата – БРИКС - станет со временем весомой силой в мировой политике. В мировом сообществе уже сегодня укрепилось осознание безальтернативности коллективных подходов к ключевым глобальным и региональным проблемам, необходимости поиска солидарных ответов на общие для всех вызовы. Эти тенденции настраивают нас на прагматичную волну в отношении будущего БРИКС. Но это совсем не означает, что по отдельным вопросам участники клуба в будущем откажутся собираться в более камерных форматах, таких, как уже испробованные БРИК или РИК.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs