ОДКБ и ШОС: возможная роль в развязывании «афганского узла»

00:00 22.12.2010 Николай Козырев, политолог


Отсутствие коренного перелома в борьбе с экстремистскими силами в Афганистане и планируемый вывод из этой страны войск США и других западных держав отводит России роль более активного участия в решении афганской и региональных проблем. Один из возможных вариантов решения этой задачи состоит в создании коалиции на базе уже действующих региональных организаций – Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Начало такой коалиции было положено в июле 2010 года так называемым Кабульским процессом в формате «четверки» (Россия, Таджикистан, Афганистан, Пакистан). Процесс получил свое продолжение с теми же участниками в Душанбе, а затем в Сочи в августе нынешнего года. Принятое в Сочи совместное заявление глав четырех государств является неплохим базовым документом для развития сотрудничества и осуществления совместных действий в таких важнейших сферах, как борьба с терроризмом, наркоторговлей и организованной преступностью, а также для наращивания регионального сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционной областях, для налаживания прямых связей между деловыми кругами.

Подключение ШОС и ОДКБ к «Кабульскому процессу» придало бы ему более масштабный характер.

Отдельно хотелось бы сказать в связи с этим об Иране и Индии. Их присоединение к возможной региональной коалиции весьма желательно. Российская позиция в отношении Ирана состоит в том, что для разрешения ситуации, связанной с иранской ядерной программой, следует вовлекать Тегеран в переговоры по широкому кругу вопросов регионального характера. С Индией дело обстоит сложнее, учитывая ее традиционно недружественные отношения с Пакистаном. Однако сам факт диалога в рамках коалиции по сохранению мира и стабильности в регионе с участием двух указанных стран мог бы быть полезным для устранения подозрительности в индийско-пакистанских отношениях.

Участие ОДКБ и ШОС в урегулировании проблем, связанных с Афганистаном и Пакистаном, важно для Москвы ещё и потому, что России нужен пояс безопасности на южном направлении. В равной, если не в большей степени, заинтересованы в этом и другие страны-члены ШОС и ОДКБ, расположенные в Центральной Азии.

Помощь России Афганистану после 2001 года в области укрепления национальных вооруженных сил и правоохранительных органов, в восстановлении ряда объектов инфраструктуры, а также списание многомиллиардного афганского долга не прошли незамеченными для афганцев. Они увидели, что Россия больше не принимает участия в той войне, которая продолжается в их стране. Русские должны вернуться в Афганистан, но вернуться уже не военной силой, а специалистами, предпринимателями, организациями, помогающими афганцам возродить сооруженные ранее с советской помощью экономические объекты и создать новые.

Вместе с тем привлечение ШОС и ОДКБ к сотрудничеству с Афганистаном и Пакистаном должно проводиться осторожно, особенно в том, что касается военного взаимодействия. Такое взаимодействие должно быть ограничено совместной охраной границ и координацией мер по пресечению территориальной и наркотической угроз со стороны боевиков и наркодилеров. Не следует допускать прямого военного участия ШОС и ОДКБ в операциях на афганской и пакистанской территориях. США, потерпев по существу поражение в Афганистане, не прочь, чтобы Россия и союзные ей страны заняли там их место и взяли на свои плечи все издержки и ответственность за происходящее.

Втягивание России в межафганский конфликт недопустимо ни с политической, ни с экономической, ни с военной точек зрения. Военного решения проблемы Афганистана не существует, и России необходимо воздерживаться от каких-либо силовых действий на афганской территории.

Другое дело – помощь Кабулу в подготовке правоохранительных органов и укреплении национальных вооруженных сил, в борьбе с наркобизнесом, в совершенствовании национальной законодательной базы.

Весьма примечательно, что нынешнее афганское руководство во главе с президентом Х. Карзаем проявляет все больше заинтересованности в сотрудничестве с региональными организациями. Об этом говорит их участие в саммитах ШОС и в контактной группе ШОС по Афганистану. Однако нельзя забывать, что и Карзай, и его окружение выражают готовность к сотрудничеству с этими структурами не от хорошей жизни. Патовая ситуация на фронтах военного противостояния с оппозицией, отсутствие заметных успехов в социально-экономической сфере, наконец, предстоящий вывод американских войск вынуждают афганское руководство искать новую опору.

Решение афганской проблемы невозможно без налаживания межафганского диалога с лидерами всех без исключения групп населения. Думается, что если после ухода натовской коалиции из страны массированная военная помощь Афганистану будет продолжена и подкреплена существенной финансово-экономической поддержкой уже со стороны членов ШОС и ОДКБ, талибам вряд ли удастся переломить военную обстановку в свою пользу.

Не участвуя ни в каких военных операциях в Афганистане, ШОС, ОДКБ и созданная на их базе с участием Афганистана и Пакистана коалиция стали бы тем инструментом, с помощью которого можно попытаться заложить основы такого государства в Афганистане, которое уже не будет угрожать своим соседям и региону в целом.

При любом раскладе роль ШОС и ОДКБ на афганском направлении объективно возрастает. ОДКБ способна реально локализовать угрозы региональной безопасности, исходящие из Афганистана, а ШОС, действуя, в основном, в экономической области, существенно дополнить усилия по решению социально-экономических проблем, что позволит приблизиться, наконец, к развязыванию «афганского узла».

 

www.fondsk.ru

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Версия для печати