ГЛАВНАЯ > История без купюр

Паломники на Святую Землю: как это было?

16:32 18.03.2025 • Мария Мамыкина, журналист

Поговорим о роли религиозного паломничества в международных отношениях.

По своей сути паломничество – это путешествие верующих людей к святыне, которая находится за пределами их места жительства и поклонение ей.

Традиция религиозного поклонения появилась еще во времена языческих верований. Люди считали, что святые места ближе к божественному миру, и шли туда, чтобы получить исцеление, защиту, совершить обряд или узнать будущее. Подобные паломничества развивались одновременно с торговыми путями по всему миру.

Самые известные примеры паломнических центров язычников: храм Исиды на острове Филе в Древнем Египте; Эсагила в Древнем Вавилоне; храм Апполона в Дельфах, куда греки стекались со всей Эллады чтобы услышать пророчества Пифии и вознести молитвы.

Хочется сразу оговориться по поводу терминологии. Самое прижившееся в современном русском языке наименование поклонения святыне – «паломничество» – имеет христианские корни. По одной из версий оно происходит от латинского слова palmarius – пальмовник, человек, держащий пальмовую ветвь. Так называли участников крестного хода ко Гробу Господню в Иерусалиме, идущих с пальмовыми ветвями. Со временем паломниками стали называться все богомольцы, приходившие на поклонение святыням Палестины и других мест. А теперь, по сложившейся традиции, мы можем употребить это слово в широком смысле, в том числе и относительно дохристианских временен. Вот, например, определение из Большого толкового словаря русского языка: «Паломничество – это хождение, странствование паломника, паломников. Путешествие, хождение куда-либо многочисленных посетителей с целью ознакомления с какими-либо достопримечательностями, выражения почтения кому-, чему-либо и т.п.»

Синонимы паломничества – странничество, поклонничество, богомолье. Только понятие странничества стоит несколько особняком. Странниками могут назвать паломников, но также и людей, которые, подобно монахам, навсегда оставили свой дом, имение, родных, и посвятили свою жизнь только молитве и хождению.

Традиция совершать паломничества вошла в мировые религии и сохраняется по сей день. Для всех религий паломничество имеет схожие черты. Сама суть действия – отказаться от удобств, от домашнего комфортного окружения, и совершить путь, творя молитву. Поэтому прохождение пути пешком и в современном мире – предпочтительный выбор. Паломничество начинается с подготовки и благословения на это дело духовного лица. Затем человек преодолевает дорогу, совершает у святыни свои обряды поклонения и возвращается домой.

Главная цель паломничества – совершение молитвы. Но параллельно происходит общение и взаимодействие людей. Еще в Древнем мире паломничество имело социальную функцию: объединяло жителей страны, способствовало культурному обмену. Эта составляющая часть паломничества остается и в наши дни.

Удивительным местом, зримо объединяющим паломников трех религий является древний город Иерусалим. Здесь бок о бок находятся святыни иудеев, христиан и мусульман. Паломники со всего мира собираются в Святом граде. Здесь происходит диалог народов разных стран, исповедующих разные религии.

В христианстве паломничество не является строго обязательным. Как сказал Господь самарянке: «…Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе». (Ин., 4, 21-23) Но в то же время Господь совершал паломничество в Иерусалимский храм и будучи ребенком, и выйдя на проповедь с апостолами и таким образом, можно сказать, благословил благочестивую традицию.

История христианского паломничества на Святую Землю начинается уже во II веке. Есть свидетельства о первых путешествиях христиан в Иерусалим. Расцвет поклонения Святыням приходится на IV век, когда римский император Константин Великий объявляет христианство государственной религией империи и останавливает гонение на христиан.

Его внимание привлекает Палестина, местность на Ближнем Востоке, между Средиземным морем на западе, Мертвым морем и севером Аравийского полуострова на востоке. Император Константин объявляет Палестину Святой Землей, как мы ее называем и сейчас. Иерусалим, перестроенный и переименованный императором Публием Элием Адрианом в Элия Капитолина вновь обретает свое библейское имя.

И главное: Константин Великий издает указ о строительстве храмов на важных Библейских и Евангельских территориях. В первую очередь в Вифлееме, не месте, где родился Спаситель и в Иерусалиме, над Гробом Господним.

При святых равноапостольных царях Константине и Елене, а именно так именует их теперь христианский мир, были также построены храмы в Хевроне, на Масличной горе и у Мамврийского дуба.

Паломничество в Палестину и по сей день привлекает христиан, ведь «есть места в мире, где особенно видна благодать Бога. ...А те места, где молился Господь, те места, где пролита Его кровь, где совершилась тайна Искупления, особенно святы, особенно овеяны вечностью, и, касаясь этих мест, паломники дотрагиваются как бы до неба, освящаются молитвами, некогда там звучавшими.»[i]

Паломничество остается уникальным явлением, которое соединяет прошлое и настоящее, веру и культуру, а также способствует миру и взаимопониманию между народами. Оно остается важным инструментом культурной дипломатии.

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

(1) Крестный ход в Лазареву субботу в Иерусалиме http://www.orthodox-jerusalem.ru/news/krestnyj_khod_v_lazarevu_subbotu_v_ierusalime/2010-03-29-211

(2) Вид Иерусалима с Масличной горы https://toldot.com/photo/photo_2591.html

(3) Фрагменты статуи Константина Великого, Capitolini museumin Rome (высота этой статуи достигала 12 метров) https://topwar.ru/209319-velikie-praviteli-ravnoapostolnyj-konstantin.html

(4) Публий Элий Траян Адриан https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD

(5) Гроб Господень. Корнелис де Брейн. Гравюры из альбома «Путешествие в Левант, то есть в основные места Малой Азии, на островах Чно, Родос и Кипр» (Voyage au Levant, c'est-a-dire, dans les principaux endroits de l'Asie Mineure, dans les lles de Chio, Rhodes, et Chypre et.c). Изд. Париж, 1714 г. https://ros-vos.net/palomnik/izrael/2/hgg/3/

(6) Медальон Константина I, отчеканен в Никомедии (сейчас ИзмитТурция) к празднованию 30-летия правления. https://ru.wikipedia.org/wiki/Гражданские_войны_времён_тетрархии

Елена на монете, отчеканенной в Антиохии в 325–329 гг., https://topwar.ru/209319-velikie-praviteli-ravnoapostolnyj-konstantin.html

(7) Храм Гроба Господия 10 апреля 1839 года. Дэвид Робертс (1796-1864). Цветная литография для альбома "Святая Земля" (Лондон 1842-1849). Библиотека Конгресса США https://ros-vos.net/palomnik/izrael/2/hgg/3/

[i] https://azbyka.ru/o-palomnichestve-i-strannichestve

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати