Вопрос: Есть ли какие-то сигналы, что переговоры по дипломатическому урегулированию конфликта вокруг Украины могут быть перезапущены в начале следующего года после инаугурации Д.Трампа? Есть ли у российской стороны намерение или необходимость работать над восстановлением двусторонних отношений с США при новой администрации?
Ответ: Мы не получали каких-либо официальных сигналов по украинскому урегулированию. До 20 января – даты инаугурации – Д.Трамп имеет статус «избранный президент», а всю политику на всех направлениях определяет действующий президент Дж.Байден и его администрация. И пока только последняя уполномочена вступать в связь с Россией от имени США. Периодически это, как мы регулярно информируем, происходит, но речи о переговорах по Украине в таких контактах не идет.
Если судить по многочисленным утечкам и интервью самого Д.Трампа журналу «Тайм» от 12 декабря, то он ведет речь о «заморозке» боевых действий по линии боевого соприкосновения и передаче дальнейшей ответственности за противостояние с Россией европейцам. Нас, конечно, не устраивают звучащие от имени представителей команды избранного президента предложения отложить украинское членство в НАТО на 20 лет, а также ввести на Украину миротворческий контингент «британских и европейских сил».
Принципиальная позиция России по урегулированию хорошо известна. Ее неоднократно озвучивал Президент Российской Федерации В.В.Путин, в том числе в ходе пресс-конференции по итогам года 19 декабря. Мы всегда были и остаемся готовыми к переговорам.
Но важно понимать, с кем и о чем их вести. Это отнюдь не праздные вопросы. Президент их тоже достаточно подробно «осветил» на упомянутой мной встрече с журналистами. Со своей стороны хотел бы особо акцентировать, что речь может идти только о надежных, юридически обязывающих договоренностях, которые должны устранить первопричины конфликта и в которых должен быть закреплен механизм невозможности их нарушения.
Что касается перспектив российско-американских отношений, то в случае готовности со стороны США мы открыты для восстановления политического диалога, прерванного Вашингтоном после начала СВО. Поскольку его прервали американцы, а не мы, то им и делать первый шаг.
Возможно, у кого-то еще остались какие-то иллюзии, у меня их нет давно. Судите сами. Даже если Д.Трамп будет пытаться восстановить двусторонние связи, ему придется «плыть против течения», принимая во внимание сложившийся в США двухпартийный консенсус относительно сдерживания России, в том числе через поддержку неонацистского киевского режима. А это не так-то просто. Тем более что в доктринальных американских документах Россия обозначена как «противник». Так что посмотрим. Будут американцы учитывать наши интересы, диалог будет постепенно восстанавливаться. Не будут учитывать – значит всё останется как есть.
Вопрос: В.Зеленский признал, что украинская армия не способна вернуть потерянные территории. О чем это говорит Российской Федерации? Как Вы считаете, вняли ли в НАТО российским предупреждениям о недопустимости ни в каком виде членства Украины в организации?
Ответ: Мы верим не заявлениям, а фактам, особенно когда это касается киевского режима.
Пока что Киев не отменил задачу восстановления «территориальной целостности Украины» в границах 1991 года и вывода российских войск за эти рубежи. Эта задача фигурирует в «формуле В.Зеленского». В октябре прошли заседания в рамках подготовки второго «саммита мира». Хотят пригласить на него Россию, как мы понимаем, чтобы предъявить нам некий ультиматум. Много раз разъяснял, что не собираемся принимать участие в «саммите мира», даже если получим приглашение.
Невозможно гадать, о чем говорит публичное признание В.Зеленским неспособности вернуть утраченные территории силой. Этот деятель постоянно что-то заявляет. Мы, если честно, перестали следить.
Что касается наших предостережений о недопустимости членства Украины в НАТО в любой территориальной конфигурации, то, насколько можно судить, единства среди членов альянса по данному вопросу нет. Поскольку многолетняя экспансия НАТО была одной из основных первопричин украинского кризиса, то обеспечение внеблокового статуса Украины остается среди целей специальной военной операции, которые должны быть достигнуты.
Вопрос: Когда Запад перестанет пытаться проводить «цветные революции» у границ России? Справится ли, на Ваш взгляд, Грузия с текущей ситуацией?
Ответ: Этот вопрос надо задать западным политикам. Вмешательство во внутренние дела государств, в том числе наших ближайших соседей, с давних пор входит в арсенал их внешней политики. На протяжении многих лет Вашингтон и его сателлиты пользуются этим инструментом, чтобы сдерживать геополитических соперников и устранять неугодных. Примеры Югославии, Ирака, Ливии, Сирии, Украины – тому подтверждение.
То, что происходит в Грузии – следствие применения «двойных стандартов», когда под предлогом мнимой заботы о демократии и правах человека делается все, чтобы «переиграть» результаты выборов, сертифицированных как свободные даже такой структурой с подмоченной репутацией, как БДИПЧ ОБСЕ. Почему нужно «переигрывать»? Лишь потому, что выбор народа не понравился кукловодам в Вашингтоне и Брюсселе.
США и Евросоюз пытаются поставить Тбилиси перед ложной дилеммой «с нами или против нас». Между тем, грузинские власти, похоже, хотят выстраивать суверенную политику, отвечающую национальным интересам, и не быть пешкой в руках западников, которые толкают Грузию к дестабилизации, экономическим проблемам, обострению отношений с Россией.
У меня нет сомнений, что грузинский народ всё понимает и будет двигаться вперед. Со своей стороны не собираемся вмешиваться во внутренние дела Грузии. Настроены на нормализацию российско-грузинских отношений ровно в той мере, в какой к этому готовы в Тбилиси.
Вопрос: Каким Вы видите развитие событий в Сирии после смены власти? Почему, на Ваш взгляд, ситуация в этой стране развивались так стремительно? Справедливо ли утверждение о том, что на Ближнем Востоке в целом происходит глобальный передел сфер влияния?
Ответ: С пристальным вниманием следим за развитием ситуации в Сирии. Пока рано делать далеко идущие выводы относительно происходящих там событий.
Однако уже сейчас можно сказать, что одной из причин деградации обстановки стала неспособность прежнего руководства удовлетворить базовые потребности населения в условиях затянувшегося гражданского конфликта. После убедительных успехов в борьбе с международным терроризмом при участии российских ВКС расчеты сирийцев на то, что их жизнь поменяется к лучшему, не оправдались.
В этом велика вина Вашингтона, который фактически оккупировал наиболее богатый ресурсами северо-восточный регион Сирии, а также оказывает серьезное санкционное давление на Дамаск во главе коалиции своих сателлитов. Эта линия на «удушение» сирийской экономики постоянно провоцировала социальное недовольство.
В этой ситуации власти были вынуждены идти на непопулярные меры, в частности, снижение или отмену субсидий на социально значимые товары и услуги. В обществе росли протестные настроения, неуклонно снижался уровень поддержки правительства гражданами.
Мы оказывали дружественному сирийскому народу разноплановое содействие, в том числе через поставки гуманитарной помощи, восстановление разрушенных в ходе конфликта объектов социальной инфраструктуры, создание материальной базы для возвращения сирийских беженцев и временно перемещенных лиц. Энергично способствовали политическому урегулированию, в том числе в рамках Астанинского формата.
Однако можно констатировать, что прежним властям, несмотря на наши настоятельные рекомендации и активную помощь, так и не удалось наладить конструктивный диалог с оппонентами и влиятельными региональными соседями с целью запуска полноценного политического процесса, а также разрешить серьезные проблемы социально-экономического характера.
Что касается второй части вопроса, то я дал бы другую характеристику происходящему на пространстве Ближнего Востока и Северной Африки. Драматичные и трагические события, свидетелями которых мы стали, являются, на наш взгляд, во многом результатом безответственных и деструктивных действий США. В стремлении сохранить свое влияние в этой части мира Вашингтон активно вмешивался во внутренние дела арабских государств, напористо прочерчивал искусственные разделительные линии. С последствиями авантюр США и их сателлитов до сих пор борются народы Ирака и Ливии. Источник хронической напряженности – то и дело вспыхивающий палестино-израильский конфликт, в котором Вашингтон захотел играть единоличную посредническую роль.
Совокупность упомянутых факторов привела к дестабилизации военно-политической обстановки на Ближнем Востоке в октябре прошлого года. С тех пор «дуга насилия» из зоны палестино-израильского конфликта протянулась до Ливана и акватории Красного моря. К опасной черте подошла ирано-израильская конфронтация. О происходящем в Сирии я уже говорил.
Россия всегда стремится содействовать выработке таких способов урегулирования имеющихся в этом регионе конфликтов, которые устраивали бы, прежде всего, непосредственно вовлеченные в них стороны. Ведущая роль в процессе нормализации ситуации должна принадлежать самим ближневосточным государствам. Готовы их в этом поддерживать.
Вопрос: На Западе беспрестанно заявляют о якобы привлечении военных из КНДР к боевым действиям в СВО и называют это новой эскалацией со стороны России. При этом говорят об этом безапелляционно и в обвинительном ключе в адрес Москвы. Как Вы могли бы прокомментировать это?
Ответ: Мы уже неоднократно комментировали шумиху по этому вопросу, постоянно подогреваемую на Западе. В последнее время информационные вбросы стали еще более агрессивными. Ответить на них можно кратко словами известной русской поговорки: «На воре и шапка горит».
Тем, кто в чем-то обвиняет Россию, нужно посмотреть на себя в зеркало. Натовские военные и наемники неприкрыто участвуют в планировании и проведении боевых операций на стороне ВСУ. НАТО причастна к вторжению в Курскую область и ударам дальнобойными ракетами по территории России. Об этом доходчиво высказывался Президент Российской Федерации В.В.Путин в ходе недавних публичных выступлений. О какой эскалации с нашей стороны может вообще идти речь?
В условиях информационной войны ожидать от представителей Запада объективности не приходится. Будем спокойно и аргументированно опровергать их антироссийские инсинуации.
Что касается взаимодействия с Корейской Народно-Демократической Республикой, то мы будем выстраивать его в соответствии с двусторонним Договором о всеобъемлющем стратегическом партнерстве, который на днях вступил в силу. Среди прочего, он предусматривает совместное реагирование на угрозы, возникающие в отношении любой из договаривающихся сторон.
Вопрос: Еще одна точка напряженности в мире – Тайвань. Китай работает над урегулированием этой проблемы. При этом США ранее неоднократно отмечались провокационными действиями на данном треке. Как Вы считаете, приход администрации Д.Трампа повлияет на этот процесс? Насколько реальна угроза большой войны в регионе?
Ответ: Мы не гадаем о планах будущей администрации США, это – дело политологов. Если оценивать общую ситуацию в регионе, то она продолжает деградировать. США и их сателлиты заявляют о приверженности принципу «одного Китая», но настаивают на поддержании статус-кво, которое предполагает сохранение нынешнего положения на неопределенный срок. При этом американцы предпринимают провоцирующие действия в Тайваньском проливе, поставляют вооружения Тайбэю, развивают квазиполитический диалог с тамошними властями. Всё вместе это, безусловно, способствует росту сепаратистских настроений, а методы очень похожи на те, которые в свое время использовались американцами для создания на Украине антироссийского плацдарма.
Для нас очевидно, что подобная линия Вашингтона, проводимая в нарушение обязательств перед Пекином по Тайваню, обусловлена стремлением наращивать военно-политическое давление на КНР и ведет к подрыву региональной безопасности на восточной оконечности Евразийского континента.
Наша принципиальная позиция по тайваньскому вопросу не изменилась. В очередной раз она была изложена в совместном заявлении лидеров России и Китая по итогам майского визита Президента Российской Федерации В.В.Путина в КНР. Поскольку здесь каждое слово имеет значение, процитирую выдержку из этого заявления: «Российская сторона подтверждает приверженность принципу «одного Китая», признает, что Тайвань является неотъемлемой частью Китая, выступает против независимости Тайваня в какой бы то ни было форме, твердо поддерживает действия китайской стороны по защите собственного суверенитета и территориальной целостности, а также по объединению страны». Этими положениями мы будем руководствоваться и впредь.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs