Сегодня классическая дипломатия проходит через процесс рефлексии, переосмысления и адаптации к меняющимся международным реалиям, в первую очередь, к новому информационному климату. При том, что мы постоянно оглядываемся на дипломатические традиции прошлого, никто из выдающихся предшественников сегодняшних работников дипслужбы не мог и представить деятельность в тех хаотичных и непредсказуемых условиях, которые выпадают на долю наших современников.
Мы наглядно убедились на примере украинского кризиса, как легко наши оппоненты могут формировать в сознании миллионов, если не миллиардов человек некую альтернативную реальность, фальсифицируя не только прошлое, но и настоящее. Мы видим, как коллективный Запад, используя созданные им же механизмы управления информпространством, с легкостью манипулирует настроениями масс, «отменяя» неугодные страны, смещая не соответствующие своим установкам режимы, провоцируя конфликты и столкновения, внедряя чуждые целым регионам ценности в мировосприятие нового поколения. Мы знаем, что сегодня геополитические противники России ведут беспрецедентные ментальные операции, задача которых – достижение победы в гибридных войнах, что называется, без боя. И одной из главных целей этих атак традиционно выступает наша страна.
В ходе событий, начавшихся в острой фазе в 2022 году, а на деле – гораздо раньше, против Москвы были применены все существующие виды гибридных операций. Успешное отражение Россией агрессии через сочетание скоординированных мер в экономической, правовой, идеологической и информационной сферах, продемонстрировало ограниченность потенциала современных гибридных кампаний Запада. Однако наши оппоненты, как и все крупные мировые державы в целом, продолжат работать над совершенствованием их функционала, в связи с чем, особую актуальность принимает вопрос о перспективных вариантах таких операций, существенная роль в предотвращении которых будет отведена как раз бойцам дипломатического фронта.
Дипломатам завтрашнего дня придется работать в условиях постоянных информационных атак и попыток исказить реальность, по сравнению с которыми сегодняшние события могут показаться разминкой. В связи с этим, наша задача – готовить специалистов, способных выстоять в такой обстановке. Подобно виртуозному гроссмейстеру, дипломат будущего должен будет уметь играть сразу на нескольких «шахматных досках» одновременно, превращаясь в ключевую фигуру информационных и ментальных войн.
Будущие формы гибридных операций находятся в острой зависимости от темпов научно-технического прогресса. Безусловно, основным направлением разработок в сфере операций информационного типа станет всё более существенное внедрение искусственного интеллекта, позволяющее осуществлять в безостановочном режиме «ковровые информационные бомбардировки» населения подвергнутого атаке государства. Многие эксперты считают еще одним перспективным вариантом гибридных кампаний вепонизацию «больших данных» (т.н. Big Data), позволяющую, в том числе, с помощью искусственного интеллекта, управлять настроениями широких масс с использованием накопленной информации. Аналогичным образом, будет явно масштабироваться применение технологий дополненной или искаженной реальности (в виде т.н. дипфейков).
По всей вероятности, основные гибридные атаки будут осуществляться в рамках комбинированного использования откровенной дезинформации через внедрение таргетированных, с учетом заранее проанализированных баз данных, дипфейков, и их максимальное распространение по информационному пространству, саморегулируемое и масштабируемое искусственным интеллектом. Свидетелями соответствующих масштабных провокаций мы станем по всему миру – и от способности дипломатов определять угрозу, проанализировать её и осуществить грамотный ответ, зависит способность России и её союзников обеспечить дальнейшую эволюцию многополярности
В рамках своих инновационных образовательных программ, в частности, программы «Гибридные войны: технологии управления и безопасность», Дипакадемия уже сейчас пытается заглянуть в будущее и дать своим выпускникам навыки и умения, которые будут востребованы в следующие несколько десятилетий. Главная задача этой программы и заключается в том, чтобы подготовить нестандартно мыслящих специалистов по оперативной дипломатической работе, понимающих, что возникновение гибридных конфликтов – это не только угроза национальной безопасности, но и возможность для продвижения интересов Отечества.
Дипакадемия открыта к активному сотрудничеству с другими вузами и институтами РАН и считаем необходимым совместными усилиями вырабатывать совместные методики подготовки виртуозов дипломатии завтрашнего дня – как традиционной, так и общественной, научной, цифровой, культурной – для решения задач, отвечающих вызовам нашего бурного времени.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs