Власти Ирана не будут направлять войска на помощь шиитскому движению «Хезболла», поскольку Ливан смог продемонстрировать свою способность защищать собственные интересы. Об этом заявил официальный представитель МИД Ирана Насер Канани в ходе пресс-конференции, трансляцию которой вел телеканал SNN.
«Ливан доказал, что сам способен победить этот оккупационный режим. Исламской Республике Иран нет необходимости отправлять добровольцев или вспомогательные силы», – отметил дипломат (цитата по ТАСС).
Как указал Канани, правительства и народы Ближнего Востока, включая Ливан и Палестину, «обладают всем необходимым для защиты от агрессивных действий со стороны Израиля».
Ранее в журнале «Международная жизнь» был опубликован материал, посвященный ситуации на Ближнем Востоке.
«В целом Иран и его союзники с одной стороны и Израиль с США – с другой, ведут ожесточенную пропагандистскую войну друг с другом, перемежая воинственную риторику с угрозами. Но на фоне массовой гибели мирного населения в Газе и антиизраильского движения по всему миру, включая Америку и Европу, преимущество у первых.
В то же самое время, как уже было отмечено, сегодня ни Иран, ни Хезболла не готовы вступить в широкомасштабную войну с Израилем и США. Ирану и не нужно участвовать в противостоянии Израиль – ХАМАС. Он уже получил достаточно дивидендов.
Во-первых, развернулась антиизраильская кампания по всему миру и в международных организациях, включая ООН, что явно в интересах Ирана и его союзников.
Во-вторых, произошел срыв или значительное торможение процесса урегулирования отношений Израиля с Саудовской Аравией. По некоторым данным, стороны были готовы в начале 2024 г. признать друг друга и установить дипотношения. Это явилось бы ударом по политике Ирана на Ближнем Востоке и в отношениях этой страны с арабским миром в целом.
В-третьих, война в Газе вновь укрепила общую для арабских, мусульманских стран идеологическую базу поддержки палестинцев, которая в последние годы, особенно под воздействием «соглашений Авраама», имела тенденцию к «растворению». Это дало возможность Тегерану активизировать свою политическую деятельность практически во всех странах региона мощной дипломатической атакой, предпринимаемой на всех уровнях встречами и контактами. Безусловно, это политико-дипломатическая победа ИРИ.
В-четвёртых, очевиден срыв или значительное торможение процесса формирования коридора «Индия – Ближний Восток – Европа» (India - Middle East - Europe Economic Corridor / IMEC). Этот коридор предлагалось проложить из Индии в Европу через Оманский и Персидский заливы, ОАЭ, Саудовскую Аравию, Иорданию, Израиль, Средиземное море в Европу. Предусматривалось, что этот коридор станет альтернативой китайскому проекту «Один пояс – один путь», где роль Ирана считается относительно высокой со всеми вытекающими из этого преимуществами (китайские кредиты, инвестиции и т.д.).
Однако для Ирана есть и минусы. Как известно, США и Иран через посредников договорились об обоюдном освобождении 5 заключённых с каждой стороны и разморозке иранских $ 6 млрд. с условием замедления Ираном темпов наработки 60% урана. И это было только начало альтернативного СВПД процесса решения иранской ядерной проблемы. После атаки ХАМАС на Израиль 7 октября этот процесс приостановился. Но для Ирана важно не решение его ядерной проблемы, а связанное с ним смягчение или снятие финансово-экономических санкций. Тегеран нуждается в западных инвестициях и высоких технологиях. Теперь ему придется опять ждать.
Ситуация вокруг Газы и в целом на Ближнем Востоке нестабильна, и имеет тенденцию к обострению. В этих условиях любая ошибка или провокация может вызвать более масштабную войну, в которую могут быть вовлечены Иран, Хезболла, США и их союзники. В этой ситуации пока не ясно, сможет ли Иран и Хезболла оставаться на нынешних позициях в войне ХАМАС – Израиль», – говорилось в публикации.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs