20 ноября 2010 года исполняется 65 лет со дня начала работы Нюрнбергского трибунала - масштабного международного судебного процесса, который длился одиннадцать месяцев и завершился приговором к смертной казни в отношении 12-ти главных военных преступников фашистской Германии.
Казалось бы, Нюрнбергский процесс досконально изучен, однако там всё ещё остаются «белые пятна», а где-то господствуют тщательно отработанные стереотипы. Так, сегодня мало кто помнит, что трибунал был создан по настоянию Советского Союза в противодействие англо-саксонским союзникам. Премьер-министр Англии У. Черчилль неоднократно заявлял, что нацистское руководство должно быть казнено без суда. Ту же позицию занимали США. В марте 1943 г. их госсекретарь в присутствии посла Британии заявил, что следует «уничтожить физически все нацистское руководство». Уже в июле 1944 г. генерал Д. Эйзенхауэр предложил расстреливать представителей вражеского руководства «при попытке к бегству». Президент США Ф. Рузвельт полностью разделял эту позицию.
Иной была позиция СССР. Требование о создании Международного военного трибунала содержалось ещё в заявлении Советского правительства от 14 октября 1942 г. «Об ответственности гитлеровских захватчиков и их сообщников за злодеяния, совершаемые ими в оккупированных странах Европы». Борьба позиций продолжалась вплоть до Ялтинской конференции! Только усилия И.В. Сталина заставили западные демократии согласиться с проведением судебного процесса.
Настойчивость англосаксонских союзников СССР в их попытках ликвидации высшего военно-политического руководства Германии без суда и следствия объяснялась вполне обоснованными опасениями, что во время публичных слушаний могут быть представлены доказательства совершения военных преступлений ими самими. Дрезден, Хиросима, Нагасаки – лишь самые известные в этом ряду. Были также у Лондона и Вашингтона серьёзные основания опасаться представления фактов финансирования Великобританией и США гитлеровской военной машины и подталкивания Германии к нападению на Советский Союз.
Весьма примечателен тот факт, что на скамье подсудимых оказались, в общем-то, не самые главные преступники (Гитлер, Гиммлер и Геббельс, как известно, избежали суда), а именно те, кто даже не пытался бежать (кроме Кальтенбруннера), либо те, кто прямо неслись навстречу англо-американским войскам. Нельзя не заметить и того, что на самом Нюрнбергском трибунале был оправдан министр военной экономики и президент рейхсбанка Шахт. И оправдан он был именно англо-американскими голосами (как известно, судья от СССР И.Т. Никитченко голосовал против этого решения). Эти факты ёще предстоит осмыслить во всей их полноте.
Сейчас многие говорят о том, что Нюрнберг - событие далёкого прошлого. Так ли это? Не тянется ли след этого исторического события в наши дни? Если говорить о международно-правовых аспектах Нюрнберга, то в первую очередь следует назвать проблему «секретного протокола» к Договору о ненападении между СССР и Германией от 23 августа 1939 года (известному как «Пакт Молотова - Риббентропа») и проблему Катыни. Оба этих вопроса впервые на высоком международном уровне были подняты именно во время Нюрнбергского трибунала.
14 февраля 1946 года советский прокурор Р.А. Руденко представил в Нюрнберге доказательства вины фашистов в расстреле в Катыни. Несмотря на явное нарушение устава трибунала о принятии без представления доказательств докладов правительственных комиссий, англо-франко-американское большинство суда позволило адвокату Геринга вызвать «свидетелей» расстрела в Катыне якобы советскими властями. Западное большинство суда, опираясь на показания «свидетелей» со стороны Геринга, постановило, что обвинение «не достаточно убедительно доказано».
Не менее серьезным ударом по истории стало представление в Нюрнберге «доказательств» заключения так называемого «секретного протокола» к пакту 1939 года. Сразу после объявления холодной войны первый серьёзный «выстрел» был сделан именно со стороны западных судей на Нюрнбергском процессе, допустивших само рассмотрение этой провокации[1].
Очередным ударом по нюрнбергским принципам сегодня является решение Европейского Суда по правам человека по делу В.М. Кононова. Большинством голосов (между прочим, за счет голосов стран, состоявших в свое время в гитлеровской коалиции, и стран-членов НАТО) Европейский Суд, по сути, перечеркнул правомерность партизанской борьбы против фашизма. Как видим, Нюрнберг актуален и в наши дни!
На днях в Москву на конференцию, посвящённую юбилею Нюрнбергского процесса и организованную крупными российскими научными учреждениями, был приглашён главный прокурор Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ) С. Браммерц. Это приглашение – серьёзная ошибка. Трибунал по бывшей Югославии был создан и действует как инструмент продолжения войны против стран Балканского региона. В отличие от Нюрнбергского трибунала, МТБЮ даже не обладает юрисдикцией в отношении преступлений против мира! Он судит тех, кто воевал, а кто начал войну – ему не важно. Впрочем, создатели МТБЮ прекрасно знали, кто её подготовил и начал, потому и обрезали юрисдикцию трибунала столь позорным образом. Вызовом деятельности МТБЮ прозвучало принятие в этом году дополнения к Статуту Международного уголовного суда, касающееся определения «агрессии». И вновь это определение было принято в куцем виде из-за противодействия тех же США, Англии и некоторых других западных держав.
Схватки, которыми был отмечен Нюрнбергский процесс, продолжаются. Сейчас в Европейском Суде по правам человека рассматривается межгосударственная жалоба «Польша против России». Жалоба - о Катыни. Требования поляков – денежная компенсация! И требования таковы, что в случае их удовлетворения каждый гражданин России ощутит это на себе.
Один из идеологов нацизма А. Розенберг, приговорённый в Нюрнберге к смертной казни, в бытность «министром оккупированных восточных областей» поучал: «Лишите народ своей истории, и уже через два поколения он превратится в послушных рабов». Дело В.М.Кононова и катынское дело в Европейском Суде по правам человека являются звеньями в длинной цепи разрушения наследия Нюрнберга, попыткой духовных преемников нацизма совершить ещё одну «спецоперацию» против памяти народов, против истории.
[1] Подробнее см.: Кунгуров А. Секретные Протоколы, или Кто подделал Пакт Молотова - Риббентропа? М., Эксмо. Алгоритм. 2009.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs