15 августа 1799 года, великий русский полководец Александр Суворов разгромил французскую армию при Нови.
За год до битвы Россия вступила во Вторую антифранцузскую коалицию. По настоянию английской стороны (Англия входила в состав этой коалиции) главнокомандующим союзными русско-австрийскими войсками был назначен возвращённый из ссылки Павлом I А.В. Суворов. Для того, чтобы принять общее командование союзной армией Суворову было присвоено звание генерал-фельдмаршала Священной Римской империи, дарованное последним императором Священной Римской империи Францем II.
Суть Итальянского похода сводилась к освобождению Северной Италии от французских войск. Битве при Нови предшествовали успешные действия союзной армии по освобождению итальянских городов и крепостей. В апреле 1799 года были освобождены Брешиа и Бергамо, а в конце апреля состоялось сражение на реке Адде, в ходе союзными войсками под командованием А.В. Суворова была одержана победа над французской армией Ж.В. Моро, а затем – освобождён Милан. В мае 1799 года был освобождён Турин, а остатки французских войск отступили в Ривьеру.
В июне последовал разгром французов в сражении при Треббии, в ходе которого фактически перестала существовать Неаполитанская армия Франции.
Остатки французских войск сумели отступить в Ривьеру, где Суворов и рассчитывал их уничтожить окончательно. Однако, в дело вступили политики, причём, политики австрийские, которые через Гофкригсрат фактически запретили это делать Суворову, предписывая его войскам в качестве первоначальных и основных задач на данном этапе – штурм и освобождение крепостей в Северной Италии, в которых ещё оставались и оказывали сопротивление французские гарнизоны. Важнейшим, при этом, указывалось освобождение Мантуи (капитуляция находившегося в ней французского гарнизона). Дошло до того, что Суворов обратился к императору Павлу I за освобождением себя от должности главнокомандующего, так как считал, что рушатся все важнейшие принципы его стратегии.
Тем не менее, 17 (28) июля Мантуя капитулировала. Этот период Директория использовала для восстановления численности и боеспособности своих войск в Северной Италии с целью разгромить союзные войска Суворова и восстановить в этом регионе свою гегемонию. Командующий французской армией генерал Ж.В. Моро указал на то, что возможностей для этого у Франции сейчас нет, вследствие чего необходимо закрепиться на Апеннинах, предотвратив возможный прорыв союзных войск из Италии во Францию. Результатом таких взглядов стало смещение Моро с должности командующего и замена его на генерала Б.К. Жубера, который энергично двинул французские войска на север, полагая, что войска союзников растянуты, и рассчитывая разгромить их по частям.
Однако, развернувшись в районе населённых пунктов Серравале – Пастурано и имея в центре позиции город Нови, Жубер понял, что союзная армия практически равна по численности его войскам, а Суворов находится при ней. План наступления был изменён Жубером на план обороны, т.к. позиция французских войск доминировала над равниной, где располагались войска союзников и была крайне выгодной. Это же понял и Суворов, который изначально планировал выманить противника на равнину и разгромить. Таким образом планы пришлось менять обоим командующим.
15 августа 1799 года утренний туман только рассеивался, когда со стороны русских и австрийцев послышался барабанный бой. Войска выстраивались в боевые порядки, разворачивали знамена. Суворов, верный своему стилю, атаковал противника с ходу, решительным ударом.
Французские солдаты и артиллеристы спешно занимали свои позиции. Мерные шаги наступающей пехоты предвещали жестокую перестрелку, однако Жубер, оглядывая поле боя в подзорную трубу, увидел лишь одну австрийскую колонну, идущую к его левому флангу. Ни традиционной линии батальонов, ни артиллерийского обстрела. Австрийцы генерала Павла Края молча приближались.
Жубер подумал, что сможет легко отбить такой натиск. Но он был не прав. На центр шла ещё одна колонна войск, несколько позади, уступом от первой. Она целилась на сам городок Нови.
Австрийцы словно стрела впились в линию французской обороны. Французы подались. К 9 часам утра на левом фланге Жубера создалась угрожающая позиция. Тогда смелый французский генерал лично повел резервы в контратаку. Он вернул утраченные позиции и даже хотел наступать, но был сражен пулей. Командование перешло к генералу Моро.
К полудню вторая русская колонна ударила по центру. Её вели русские генералы Багратион и Милорадович. Моро пытался предупредить этот удар, двинув вперед одну из дивизий правого фланга под командованием генерала Ватрена.
Битва превратилась в упорный штыковой бой. Стремительно пройдя сектора обстрела французской артиллерии, суворовцы схлестнулись с врагом врукопашную. Трещали приклады, ломались кости, стонали раненые. Бой был очень упорным и кровопролитным. Исход боя тогда решило феноменальное упорство русских и тот небольшой факт, что Суворов, действуя меньшими силами, заставил Моро потратить все резервы. А у русского командующего в запасе ещё была вся конница и 6 тысяч пехоты.
К 17 часам пал Нови, к 18 часам, когда Моро велел французам отступать, это отступление и так уже шло без приказа, быстро превратившись в беспорядочное бегство.
В этот и на следующий день французы потеряли в совокупности до 20 тысяч солдат почти 10 тыс. пленными). Армия оказалась фактически разгромлена, была потеряна вся артиллерия (до 40 орудий) и множество знамен. Русские потеряли всего около 2 тысяч солдат, главные потери пришлись на австрийцев (около 4 тысяч).
Битва при Нови стала уникальным случаем в истории войн. Казалось бы, все преимущества – тактика, артиллерия, поле боя – всё было на стороне французов. Тем не менее воинский талант Суворова проявился тут во всей красе. Нестандартность мышления и молниеносный натиск, до сих пор являющийся его «визитной карточкой», сделали своё дело. Французская армия, по словам великого военного теоретика К. Клаузевица, потерпела «великую трагедию», а русское оружие и военная теория праздновали очередной триумф.
Из письма А.В. Суворова адмиралу Ф.Ф. Ушакову по результатам сражения:
«Я спешу сообщить Вашему Превосходительству о сильном поражении неприятеля. 4/15 сего месяца показался он на хребтах гор около Нови, состоявший в 37 000 человеках, и выстроился в боевой порядок, имея с левой стороны за собой Гавию, а правым крылом простирался к Серавалле. В таком положении он был атакован, совершенно разбит и обращен в бегство. Урон его простирается, по признанию самих французов, до 20 000 человек».
По материалам порталов История.РФ., Calend.ru, «Военное обозрение».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs