«Германское командование придавало городу и старой русской крепости особое значение. Брестская крепость, именно крепость, была объявлена «крепостью» (буквально Fester Platz — укрепленное место) в рамках новой тактики, предложенной лично Гитлером в марте 1944 г. Чаще всего «крепостями», т.е. опорными пунктами, призванными обороняться даже в условиях окружения, объявлялись узлы коммуникаций. Через Брест и Брестскую крепость проходили важные железные дороги и шоссе. Однако очевидно, что помимо общих соображений на немцев повлиял опыт героической обороны Брестской крепости советскими войсками в июне 1941 г.», пишет в свой статье для портала «История.рф.» историк Алексей Исаев.
23 июля 9-й гвардейский стрелковый корпус начал двигаться к Бресту. Опорой немецкой обороны здесь стали остатки внешнего пояса фортов Брестской крепости. Они были усилены окопами, проволочными заграждениями, противотанковым рвом. Железобетонные сооружения стали наблюдательными пунктами артиллерии, которая только за 24 июня выпустила 1500 снарядов и мин. Напомню, что в июне 1941 г. советские войска обороняли цитадель и непосредственно прилегавшие к ней укрепления. Внешний пояс фортов отстоял от цитадели на несколько километров и в 1941 г. для обороны не использовался, а его западная часть тогда вообще находилась на немецкой территории.
Удержание немцами обороны на внешнем поясе фортов Брестской крепости в тот момент имело исключительно тактическое значение. Сковывание атаками с фронта развязывало руки советскому наступлению с юга, во фланг и тыл немцам. Непосредственно к Бресту с тыла подходила по обоим берегам Западного Буга 160-я стрелковая дивизия 70-й армии. В тот же день, 24 июля, когда 9-й гвардейский стрелковый корпус атаковал Брест с фронта, 160-я стрелковая дивизия прорывалась к Тересполю и Бресту с юга, ломая наспех, но все же занятую сборными частями оборону. Как указывалось в ЖБД (журнал боевых действий- прим. Ред.) 160-й стрелковой дивизии, противник «оказал исключительно упорное сопротивление, его буквально приходилось выковыривать из окопов штыком».
Главные силы 70-й армии тем временем перерезали шоссе на Варшаву и заняли Бялу Подляску. Неуклонное формирование кольца окружения вокруг Бреста ввиду наступления советских войск на западном берегу Буга вынуждает немецкое командование принять решение оставить «крепость». По существу, это было прямым саботажем приказа Гитлера о «крепостях». Надо сказать, В. Модель осторожно, но настойчиво просил ОКХ снять с Бреста статус «крепости», чтобы не связывать себя необходимостью оставить в Бресте две дивизии в условиях общего кризиса. Разрешения он не получил, и назначенный в ночь на 28 июля отход из Бреста стал самоуправством. Причем Модель не озаботился о деблокирующим ударе навстречу прорыву, и ночной рывок «группы Фельцмана» проходил достаточно хаотично. Дезорганизация усугубилась энергичным обстрелом отходящих колонн с восточного берега Буга.
Вечером 27 июля части 160-й стрелковой дивизии и 9-го гвардейского стрелкового корпуса атаковали на плечах отходящего противника. Причем переправа через Мухавец не была взорвана, и 1295-й полк 160-й стрелковой дивизии беспрепятственно вышел к Бресту и станции Брест с юга. Честь освобождения цитадели крепости также принадлежит 160-й стрелковой дивизии. 9-й гвардейский стрелковый корпус перешел в наступление в 21.00 27 июля и к 2.00 ночи 28 июля 1944 г. Крепость была освобождена от захватчиков. Пленных захватили немного — 38 человек. Трофеями Красной армии стали 4 орудия, 25 минометов, 41 пулемет и около 200 автоматов и винтовок. В Бресте взяли в основном боеприпасы — более 4 млн. патронов, снаряды, мины и гранаты.
Не следует думать, что сковывающие атаки с фронта обошлись в какие-то непропорциональные задаче потери. 12-я гвардейская стрелковая дивизия потеряла с 23 по 27 июля 24 человека убитыми, 180 ранеными, 212-я стрелковая дивизия — 77 убитыми и 251 ранеными, 415-я стрелковая дивизия — 71 человек убитыми и 383 ранеными.
Грамотные действия войск 1-го Белорусского фронта были отмечены в приказе Верховного Главнокомандующего, который начинался словами: «Войска 1-го Белорусского фронта в результате умелого обходного маневра и атаки с фронта...». Отличившимся частям и соединениям присвоили наименование «Брестских». Вечером 28 июля Москва салютовала освобождению Бреста двадцатью залпами из двухсот двадцати четырех орудий. Начинался новый этап в действиях советских войск — освобождение Польши.
По материалам портала «История.рф»
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs