ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

РИК предложит Азии новую архитектуру безопасности

00:00 16.11.2010 • Иван Антонов, корреспондент газеты «Известия» в Пекине, специально для журнала «Международная жизнь»

УХАНЬ, 15.11.2010

В понедельник 15 ноября в китайском городе Ухань прошла десятая встреча министров иностранных дел стран-участниц РИК (Россия, Индия и Китай). Главы дипломатических ведомств трех наиболее динамично развивающихся экономик мира собрались для того, чтобы обсудить ключевые вопросы трехстороннего взаимодействия, обменяться мнениями по актуальным международным проблемам, а также наметить планы по дальнейшему сотрудничеству.

Для юбилейного мероприятия китайская сторона, председательствующая в 2010 году в РИК, подобрала очень подходящую площадку – Ухань – один из символов модернизации Поднебесной. Город развивается стремительными темпами, здесь ведется активное строительство объектов промышленности, обновляется жилой фонд, перестраивается инфраструктура и запускаются глобальные экономические проекты. Наряду с этим столица провинции Хубэй навсегда вписана в историческую летопись Поднебесной – именно здесь вспыхнуло знаменитое учанское восстание, покончившее с императорской властью в Китае и во многом предопределившее возникновение на обломках старого порядка возникновение нового государства, через век ставшего примером развития и экономической мощи.

Министры собрались в Ухане еще накануне официальной встречи, которая проводилась в резиденции, уютно расположившейся на берегу одного из красивейших озер Китая – Дунху. В преддверии разговора втроем главы дипломатических ведомств России, Индии и Китая пообщались поочередно тет-а-тет. Так, Сергей Лавров в воскресенье вечером побеседовал со своим индийским коллегой Соманахалли Маллайей Кришной, а утром в понедельник – с китайским – Ян Цзечи. Переговоры, как отмечается, в целом носили позитивный характер и касались по большей части вопросов двусторонних отношений.

Разумеется, основное внимание журналистов и экспертов было приковано к трехсторонней встрече министров. На ней, как ожидалось, должны были подниматься вопросы координации усилий России, Индии и Китая по выстраиванию в Азиатско-Тихоокеанском регионе новой открытой архитектуры безопасности, взаимодействия по насущным международным проблемам, а также повышения эффективности сотрудничества по трем важнейшим направлениям работы в формате РИК – предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуации, здравоохранению и сельскому хозяйству.

Все эти проблемы обсуждались в ходе более чем двухчасового общения министров за закрытыми дверьми. После окончания мероприятия главы дипломатических ведомств вышли к прессе, где вкратце поведали общественности о результатах своей беседы. Так, руководитель МИД РФ Сергей Лавров в своем выступлении отметил: «РИК утвердился как важный элемент формирующегося многополярного миропорядка. Взаимодействие в рамках РИК имеет прочную основу, так как опирается на общность коренных национальных интересов России, Индии и Китая». При этом глава российской дипломатии подчеркнул, что ему приятно констатировать общность позиций сторон и по наиболее острым проблемам региона, таким как Афганистан, иранская ядерная проблема и ближневосточное урегулирование.

Как отмечают местные эксперты, и для Москвы, и для Нью-Дели, и для Пекина АТР становится все более и более значимым районом, начинает приобретать в каком-то смысле приоритетное значение. Это связано, прежде всего, с тем, что все три страны развиваются стремительными темпами и существующий мировой порядок уже не вполне соответствует потребностям их роста, считают специалисты. Что касается озвученной в ходе сентябрьского визита в КНР совместной идеи китайского лидера Ху Цзиньтао и Президента России Дмитрия Медведева о необходимости укрепления безопасности и сотрудничества в АТР, то здесь большинство наблюдателей сходятся во мнении, что двигаться в направлении выстраивания новой архитектуры, гарантирующее мир и развитие в регионе жизненно необходимо. Однако по данному аспекту РИК находится еще в самом начале пути, ведь подобные идеи всегда воспринимаются через призму учета национальных интересов.

Как полагают эксперты, консультации по новой архитектуре безопасности в АТР осложняются тем, что эта идея может быть неоднозначно воспринята как в Вашингтоне, так и в Токио. При этом необходимо учитывать, что в последнее время в отношениях этих столиц с Россией и Китаем можно было наблюдать определенные трения. Таким образом, отмечают специалисты, в настоящий момент сложностей много и начинать надо с выработки мер доверия, прежде всего между участниками РИК, а уже потом предлагать их остальным влиятельным игрокам в регионе.

Что касается предметного обсуждения перспектив и планов по дальнейшему трехстороннему сотрудничеству, то здесь никаких нестыковок не наблюдается. Министры договорились продолжить совместные экспертные консультации по широкому спектру вопросов, условились проводить и дальше взаимные научные и культурные обмены. Более того, как отметил глава российского МИД, к традиционным сферам взаимодействия в формате РИК добавились две новые – энергобезопасность и инновации. По этим направлениям в будущем году запланирован ряд консультаций и не исключено, что в скором будущем начнут налаживаться устойчивые партнерские связи между инновационными центрами трех государств.

Главы внешнеполитических ведомств трех стран обсудили и наиболее актуальные международные проблемы. Участники встречи отметили безальтернативность урегулирования иранской ядерной проблемы дипломатическим путем, подчеркнув право Тегерана на использование «мирного атома» при соответствующем соблюдении международных правил. Не обошли вниманием и вопрос ядерной проблемы Корейского полуострова, призвав все заинтересованные стороны вернуться к формату шестисторонних переговоров. Китайский и индийский министры выразили поддержку усилий России по обеспечению мира и стабильности на Кавказе. Отдельного упоминания удостоились те, кто воевал против фашизма.

Достигнутые на встрече договоренности нашли отражение в Совместном коммюнике, принятом по итогам заседания. В этом документе, состоящем из 35 пунктов, закреплены важнейшие направления сотрудничества и позиции сторон по широкому спектру вопросов трехстороннего взаимодействия. Подобная «дорожная карта», как отмечают местные эксперты, позволяет говорить о последовательном укреплении формата РИК, его наполнении практическим смыслом. Несмотря на внушительное количество многосторонних механизмов, существующих на сегодняшний день, РИК, по оценкам специалистов, оформился как самостоятельная площадка для обсуждения путей повышения эффективности сотрудничества трех стран по ключевым темам региональной и международной повестки дня.

Приехавший в Ухань глава МИД Индии Кришна, по мнению экспертов, одной из своих задач видел зондаж позиций Москвы и Пекина на предмет возможного занятия Нью-Дели места среди постоянных членов Совета Безопасности ООН. Тем более что ранее поддержку в этом вопросе индусам пообещал Барак Обама. Однако конкретного ответа по этому поводу индийский министр иностранных дел не получил – его китайский коллега Ян Цзечи заявил, что «Китай готов к более тесным консультациям по вопросу реформирования Организации объединенных наций». При этом он же добавил, что в КНР понимают желание Индии играть более значимую роль в делах ООН. Как полагают специалисты, тем самым в Пекине дали понять, что без улучшения двусторонних отношений и снятия наиболее проблематичных вопросов с повестки дня заручиться безоговорочной поддержкой Поднебесной не получится.

Одной из волновавших многих наблюдателей тем была активно циркулирующая в последнее время информация о возможном пополнении активно набирающего авторитет объединения БРИК еще одним участником – ЮАР. Официальные комментарии по поводу того, обсуждалась ли эта тема в ходе общения министров, отсутствуют, однако, по словам близкого к переговорам члена одной из делегаций, этот вопрос затрагивался. Кроме того, известно, что на следующую встречу в рамках БРИК Претория получила приглашения, пока, правда, не ясно в каком статусе.

Одиннадцатая встреча министров иностранных дел РИК запланирована на вторую половину следующего года и пройдет она в России, которой по наследству от Китая переходит председательство в этом формате.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати