ГЛАВНАЯ > История без купюр

Дорога в небо. ИЛ-18

22:12 09.07.2024 • Петр Журавлев, журналист-международник

В июле 1957 года совершил свой первый полет легендарный советский самолет ИЛ-18. Его путь в небо начался в середине 1950-х годов, когда стало ясно, что самолеты с поршневыми двигателями уже не удовлетворяют бурному росту авиаперевозок, и требуются более вместительные и скоростные самолеты. К тому же появились и технические предпосылки для создания таковых – были созданы и освоены принципиально новые газотурбинные двигатели (ГТД).

«Такая машина была необходима — самолёт для авиалиний дальней протяжённости с большой вместимостью пассажиров. Старые поршневые самолёты перестали устраивать советские власти, они не отвечали нуждам авиации. К тому времени у СССР уже был накоплен хороший опыт по самолётам военной авиации, и его удалось в полной мере реализовать при создании гражданского Ил-18. Важно отметить, что его проектирование шло с нуля, конструкторы не брали другие образцы за основу», — пояснил в комментарии RT руководитель проекта «Авиатор.ру» Сергей Мартиросян.

Первый полет опытного самолета Ил-18, который был рассчитан на 75 мест или 12 т коммерческого груза, состоялся 4 июля 1957 года – с Центрального аэродрома им. М.В. Фрунзе на летную базу в город Жуковский. Кстати, другой турбовинтовой пассажирский «первенец», Ту-114, совершил свой первый полет на полгода позже.

За создание Ил-18 Ильюшину и его группе конструкторов в 1960 году была присуждена Ленинская премия, а самолет, после успешных испытаний, был запущен в серийное производство. Началом его эксплуатации принято считать 20 апреля 1959 года, когда состоялись два первых пассажирских рейса Ил-18 по маршруту Москва – Адлер и Москва – Алма-Ата.

Конструктивно Ил-18 представляет собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом, на котором установлено четыре двигателя. Выбранная аэродинамическая компоновка крыла обеспечила высокие для того времени скоростные характеристики, а также хорошие показатели устойчивости и безопасности полёта на больших углах атаки.

Отличительной особенностью самолёта Ил-18 стало применение герметичного фюзеляжа с системами кондиционирования и наддува воздуха от компрессора двигателя. Такая система на любой высоте и в любое время года создаёт внутри салона искусственный климат с температурой воздуха около +20 °С.

Стоит отметить, что в те годы Ил-18 обеспечивал высокий уровень комфорта. Самолёт располагал такими удобствами, как вентиляция и лампочка индивидуального пользования, кресла с регулируемыми спинками и съёмные столики, которые устанавливались на подлокотниках. Для питания пассажиров на судне размещалась кухня-буфет. Путешественники также могли воспользоваться гардеробом, багажными отделениями и хорошо оборудованными туалетными комнатами.

Ил-18 производился с 1959 по 1978 год. За это время было выпущено 719 самолётов в различных вариантах. Первое серийное судно имело индекс Ил-18А и было уже модифицированной версией опытного «Ильюшина». По сравнению с первым образцом на нём была улучшена теплозвукоизоляция и увеличена пассажировместимость — с 75 до 89 кресел.

В дальнейшем в конструкцию лайнера вносились и другие изменения. Например, Ил-18Б мог брать на борт больше коммерческого груза за счёт увеличения максимальной взлётной массы с 58 до 61,2 т и усиления элементов шасси и крыла. На Ил-18Е число пассажирских мест возросло до 120. Были также модернизированы туалеты, гардеробы и буфет, улучшена отделка салонов, установлены более удобные кресла. В свою очередь, Ил-18 с литерой Д отличался увеличенной максимальной дальностью полёта (до 6,5 тыс. км) и появлением бортовой системы управления заходом на посадку.

КБ Ильюшина разрабатывало и специализированные модификации Ил-18. В частности, по заказу Министерства гражданской авиации СССР и ряда других стран было создано более десяти вариантов административных самолётов для перевозки официальных лиц. Кроме того, на базе Ил-18 были сконструированы летающий командный пункт Ил-22, самолёт ледовой разведки Ил-24Н, транспортник Ил-18Т, а впоследствии и постановщик помех Ил-22ПП.

Ещё одна модификация была спроектирована для полёта в Антарктиду: в 1962 году на Ил-18В вместо кресел пассажирской кабины были установлены дополнительные топливные баки, благодаря чему запас топлива увеличился с 23,5 до 31 тонны.

Согласно информации специализированного портала Airwar, Ил-18 стал самым массовым самолётом первого поколения отечественных пассажирских лайнеров с газотурбинными двигателями. При этом несколько лайнеров продолжают эксплуатироваться по сей день в ряде стран. Кроме того, модификации самолёта продолжают состоять в авиапарке ВКС РФ.

По материалам RT и Calend.ru

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати